Кузьменков Александр

Кузьменков Александр Александрович родился в 1962 году в Нижнем Тагиле. Русский писатель, прозаик и литературный критик. Получил филологическое образование в Нижнетагильском педагогическом институте. Был учителем, монтёром пути, рабочим чёрной и цветной металлургии. Позже работал журналистом в газетах Братска, также в разных качествах на местном телевидении. «Однако, — как писал Олег Августовский, — в силу свойств собственного характера он не смог там надолго задержаться, поскольку желание говорить то, что думает и поступать так, как хочет, оказалась сильнее желания получать постоянную заработную плату». Долгое время жил в Братске (поэтому там его считают братским писателем), где последней специальностью его была — «сторож». В 2012 году вернулся в родной Нижний Тагил. С июля 2014 года ведёт постоянную критическую рубрику в «Литературной газете».

В литературном сообществе известен своей прозой и литературной критикой. Критика Александра Кузьменкова вызывает сильное раздражение московского литературно-­премиального истеблишмента, его публикации более приемлемы в российских региональных журналах «День и ночь» (Красноярск), «Сибирские огни» (Новосибирск), «Бельские просторы» (Уфа), «Урал» (Екатеринбург), «Волга» (Саратов), а также за рубежом — в журнале «Новый берег» (Дания) и в издательстве «Franc-Tireur» (США). Автор книг «Бахмутовские хроники», «День облачный», «Корабль уродов» и др.

Лауреат международной литературной премии «Серебряная пуля» («Silver Bullet», США, 2009), премий журналов «Урал» и «Бельские просторы» в номинации «Литературная критика» (2012).

Дмитрий Быков назвал Кузьменкова одним из лучших прозаиков современной России:

«Кто знает об одном из лучших прозаиков современной России — Александре Кузьменкове (Братск)? Все мои попытки издать его сборник в Москве закончились ничем, а между тем это серьезнейший прозаик и мыслитель, равно не имеющий отношения к “новому реализму” (который в действительности перепевает штампы времен Глеба и Николая Успенских) и к социальной фантастике, напоминающей сценарии квестов. Его единственный большой однотомник вышел по-русски в Штатах, и это наш позор».