Аналогии

Аналогии

Журнал «ДОН», 1-3, 2018

Нынешний год – год 200-летия со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. О его первом крупном произведении в этом номере журнала под рубрикой «Прочтение классики» статья Аллы Новиковой-Строгановой (г. Орёл) «Евангельская концепция романа «Рудин». В заключение автор приходит, увы, к печальному выводу:

«Первый тургеневский роман явился в какой-то мере само- предсказанием. Писатель словно предчувствовал собственную скитальческую судьбу «на краю чужого гнезда», кончину на чуж- бине, во Франции, вдали от Родины, от своего родового имения – «дворянского гнезда». Незадолго до смерти он передал прощальный поклон родным местам через своего друга, поэта Якова Петровича Полонского, будучи не в силах сам поклониться своим любимым «дому, саду дубу, родине», которую ему уже не суждено было увидеть».

А открывается журнальная книжка стихотворной подборкой Валерия Дударева (г. Москва) «Вековые образа». Поэт проецирует движение своей души на внешний мир:

 

В последней надежде

душа

встрепенётся

И вспомнит…

Не знаю о ком.

И что-то простится,

и кто-то вернётся,

А кто-то помашет платком

 

Щемящие строки о личном есть одновременно и о каждом из нас, переживших страшную трагедию – распад великой Родины. Но здесь не просто сожаление, а горечь поминания своего отца-фронтовика наравне с разрушенным государством.

 

Сгорают звёзды, люди, царства…

Испепеляющий конец! –

И нет на свете государства,

В котором умер мой отец.

И словно он в сороковые

И не выигрывал войну –

Так быстро справили живые

Себе отдельную страну

 

Повесть Вячеслава Сухнева (г. Москва) точна по названию – «Пустота». Разбираются литературные дела. В центре повествования писательская личность с твёрдо поставленной целью и железным характером. Желание одно – утвердиться во что бы то ни стало среди себе подобных. Узнаваемы гротескно выписанные персонажи, на грустные размышления наводят нравы распиаренных «властителей дум». Действие захватывает перестроечные годы, но в основном происходит сейчас, в наши «благословенные» времена.

Стихи Владимира Алейникова (п. Коктебель) объединены в некий свод под символическим названием «Встать под русской звездой».

Это строки не ура-патриотизм, это глубинное, из-под самого сердца. Собственно, как и всё, что пишет Алейников, пожалуй, сегодня один из значительных поэтов, чья преданность слову поразительна и достойна всяческого уважения

Повесть Сергея Германа «Контракт» написана от первого лица, а в конце под текстом указано Пятигорск – Грозный – Бонн. Кажется, ещё никто не писал с такой достоверностью о происходившем в Чечне. Повесть о многом, но более всего об узах товарищества, если вспомнить гоголевскую аксиому.

И как же горек неразрешимый вопрос героя повести!

«Ровно через месяц мне пришло письмо, что ребята подорвались на фугасе.

Вот и всё.

С тех пор я часто задаю себе вопрос: зачем?

Ни тогда, ни сейчас я не могу на него ответить».

От стихов Татьяны Щербининой из архангельского Северодвинска веет дыханием Русского Севера. Места суровые, но – какой там тёплый «берег турецкий, чужая земля»! – роднее их нет. И в подборке «Роза метелей» эта мысль заглавная.

Под рубрикой «Другие берега» идут два рассказа иностранных авторов: «Тилбюри» исландца Тораринни Эльдъяртни (перевод Натальи Демидовой) и «Грустный телевизор» Софьи Агачер (г. Чикаго, США).

Валерий Румянцев (г. Сочи) делится с читателем горестными заметками «Поэзия болеет, но не умирает».

«Мы – русские, более того, мы – казаки!» – название статьи Людмилы Скатовой (г. Псков). Публикация приурочена к 100-летию расформирования III Кавалерийского корпуса и основана на значительном архивном материале. Ценность ещё в том, что легко проводятся аналогии между событиями столетней давности, когда «свобода», посеяв смуту, принесла столько несчастий на русскую землю, и нашими изменчивыми днями. Выводы из этой статьи под рубрикой «Беда свободы» делайте сами.

Завершает номер традиционный раздел «Журнал-читатель».