БУА: пространство диалога

БУА:
пространство диалога
О II Международном театральном фестивале «БУА: Пространство диалога»

С 15 по 24 мая в г. Буинск Республики Татарстан прошёл II Международный театральный фестиваль «БУА: Пространство диалога», в котором участвовало двадцать три театра. Было показано двадцать восемь спектаклей (мне удалось посмотреть восемнадцать из них). На фестиваль приехали творческие коллективы из Казахстана, Азербайджана, Швейцарии, а также национальные театры России.

Отличительной чертой этого фестиваля является то, что спектакли шли на разных площадках Буинского района, а также на сценах ДК и других культурных учреждений рядом расположенных районов. Это важная особенность фестиваля, которая даёт возможность людям, живущим далеко от центров, погрузиться в пространство высокой театральной культуры. А уровень и качество спектаклей, представленных на Буинском фестивале, надо сказать, поражают своим творческим размахом и открытиями даже искушенных театралов.

Фестиваль проводится второй год. Организатором является Буинский государственный драматический театр и непосредственно его художественный руководитель, человек неординарного таланта и неиссякаемой энергии, актёр, режиссёр Раиль Садриев. Буинский театр был организован в 1917 году, но в середине прошлого столетия закрылся. Именно благодаря энтузиазму Раиля Садриева в 2002 году началось его возрождение, а в 2007-м творческому коллективу был присвоен статус «Буинский государственный драматический театр». В прошлом году театр провёл I Всероссийский фестиваль театров народов Поволжья и Урала «Идель – Буа – Урал: Пространство диалога» – один их самых масштабных проектов малых театральных городов. Инициатором и куратором фестиваля стал известный театральный критик, заведующий литературно-драматической частью Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, неоднократный участник Экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» Нияз Игламов.

Нынешний фестиваль представил обширную программу – спектакли шли как для взрослых, так и для детей. Один из самых ярких детских спектаклей – «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт Ди Камилло Казанского татарского государственного театра юного зрителя им. Г. Кариева в постановке заслуженного артиста России, заслуженного деятеля РТ Рената Аюпова. Вместе с художником Иршатом Азихановым режиссёр поставил необыкновенно стильный по форме и по актёрскому существованию, стремительный, захватывающий спектакль в жанре роуд-муви с заразительными, энергичными и современными танцами в хореографии Нурбека Батуллина, и в то же время историю очень искреннюю и правдивую. Здесь честно говорится о смерти, честно звучит мысль о том, что любить – это больно и ответственно, что жизнь состоит из встреч и разлук, радостей и печалей. Автор инсценировки Назифа Каримова переносит место действия в современный магазин игрушек, куда попадает уже прошедший все испытания кролик Эдвард в исполнении тонкого и обаятельного актера Булата Гатауллина. Главному герою предстоит прозреть и испытать счастье встречи с Абилин Рузанны Хабибуллиной. Спектакль начинается с того, как Мастер кукол в исполнении заслуженного артиста РТ Ильнара Низамиева бережно и аккуратно заканчивает реконструкцию кролика и возвращает его к жизни. Вот зазвучала волшебная музыка, словно из сказочной рождественской шкатулки, Эдвард открывает глаза, а в них – печаль и невыносимая тоска. В отличие от других игрушек, которых великолепно играют молодые артисты театра, очень точно существующие в пластическом рисунке механических кукол, движения и речь Эдварда настоящие. Он – живой! Он прошёл путь потерь и утрат. И потому он решается рассказать свою историю лишь такой же живой, как он, Джулии (Алсу Шакирова), которая, скорее всего, тоже пережила что-то подобное. Она всё время будет находиться на сцене и внимательно слушать своего друга, искренне сопереживая и волнуясь за него во всех его «удивительных» приключениях.

Казанский государственный театр юного зрителя привёз на фестиваль спектакль «Господин Ибрагим» Э.-Э. Шмитта в постановке Ильгиза Зайниева. История брошенного родителями на произвол судьбы мальчика Моисея рассказывается без надрыва, без слёз, а, напротив, спокойно, и даже с некоторым юмором. Моисей в исполнении заслуженного артиста РТ Алексея Зильбера – это взрослый мужчина, которой, сидя на подоконнике и слушая старые пластинки, вспоминает свою непростую юность. Проигрыватель в какой-то момент станет автострадой, по крутящейся пластинке которого будет мчаться красный автомобиль. Сценография заслуженного художника РФ, народного художника РТ Сергея Скоморохова представляет собой некую пустую (кроме стула и стоячей вешалки) комнату из семи окон, закрытых жалюзи. Вот Моисей открывает одни жалюзи, а за ними появляется Господин Ибрагим – народного артиста РТ Михаила Меркушина, открывает другие – а там Девочка с райской улицы – актрисы Юлии Машировой, открывает третьи – мама – заслуженной артистки РТ Гузель Шакирзяновой. Спектакль о том, что очень важно в жизни встретить наставника, друга, который в самую сложную минуту возьмёт тебя за руку и поможет выйти из этой комнаты одиночества, где через горизонтальные щели в тусклом свете ламп навязчиво и угнетающе проступает прошлое.

Преодолевать свои страхи и научиться делать свои первые самостоятельные шаги (в буквальном и переносном смысле) – об этом был и спектакль «Капельки» Татарского государственного театра кукол «Экият» в постановке Нафисы Исмагиловой (она же является автором пьесы, ставшей лауреатом премии «Новая татарская пьеса – 2016»). Это визуально красивый, чудесный, медитативный спектакль-притча для совсем маленьких зрителей, в котором на уровне ассоциаций, ощущений рассказывается о вечном круговороте в природе. В воздушных и мягких облаках (художник-постановщик – Екатерина Спиридонова) живут капельки, которые играют, развлекаются и параллельно решают философские вопросы: прыгать или не прыгать вниз? Прогуляться по радуге или превратиться в ледышку? Быть любознательным и интересоваться тем, что происходит за облаками, или бояться всего и прятаться от мира? Спектакль хорошо приняли дети, которые не скрывали своего удивления и непосредственно реагировали на все рукотворные, театральные чудеса, происходившие на сцене.

Словно среди болельщиков футбола чувствуешь себя на спектакле «Доктор Айболит» К. Чуковского Буинского государственного драматического театра в постановке Янины Дрейлих, так как дети буквально выпрыгивают из сидений, кричат и скандируют, когда, например, Удав – Ирека Гайнетдинова борется с Бармалеем – Вильнура Шайхутдинова. Это спектакль, на котором происходит полное единение сцены и зрительного зала, та магия, ради которой, собственно, и существует театр. Среди детских спектаклей, показанных на фестивале, также хотелось бы отметить «Голубку» Петра Хузангая Чувашского государственного театра кукол (г. Чебоксары) режиссёра-постановщика Юрия Филлипова, где на основе фольклорного материала театр выходит на современный уровень подачи. Набережночелнинский государственный театр кукол показал спектакль «Сказка северного ветра» Рагима Мусаева в постановке Янины Дрейлих, созданный по мотивам ненецкой сказки «Кукушка».

Для взрослых зрителей фестиваль представил спектакли самых разных жанров и форм. Среди них стоит отметить постановку Альметьевского государственного драматического театра «Медея» по текстам Еврипида и Хайнера Мюллера. Режиссёр Эдуард Шахов и хореограф Алина Мустаева сделали эмоционально насыщенный, телесный спектакль. Можно не слушать текст, можно вообще не знать текста: то, что происходит на сцене, действует на чувственном и подсознательном уровне. Текст устарел, слова бессмысленны, когда наступает разрушение всего – гармонии, человека, мира. Медея в исполнении заслуженной артистки РТ Мадины Гайнуллиной выстреливает, «выплёвывает», выкрикивает бессвязные слова Хайнера Мюллера, как что-то ненужное, застрявшее, испортившееся. Весь спектакль, сидя на одном месте, внутри возвышающегося черного квадрата, расположенного на белых колоннах в центре сцены, актриса экспансивно проживает чуть ли не каждое слово, как бы убивая и погребая эти ненужные буквы. Из-под выбеленных век безостановочно текут слёзы. Скатываясь по щекам, они попадают на скрипку и смычок (её детей), с помощью которых она пытается извлечь звук. Но музыки нет, как и текста. Мы слышим лишь резкое, неприятное, режущее слух, скрипучее звучание.

На переднем плане восемь босых актёров-мужчин – это Хор – в чёрных костюмах, белых рубашках (которые к концу спектакля будут рваными) и в чёрных шапочках, отстранённо устремив взор куда-то в пустоту и нарочито замедленно произнося текст Еврипида, с предельной внутренней сосредоточенностью от начала до конца совершают различные акробатические движения. Их безудержная мужская энергия, стихия плоти и крайних эмоциональных и физиологических проявлений, передаются посредством танца «буто» – японского танца смерти и жизни. В конце скрипка и смычок повиснут на опустившихся сверху верёвках, а Хор, рыдая и вопя, заколотит обнажённую Медею (актриса будет сидеть спиной к зрителю) в чёрном квадрате, и её не выпустят даже на поклон. Но в этой мрачной пляске смерти хрупкая спина Медеи всё же останется в памяти, как что-то нежное, ранимое и живое.

Тему исторической драмы раскрывают спектакли Набережночелнинского государственного татарского драматического театра «Любимые, лишённые любви» Булата Салахова в постановке Ильсура Казакбаева, а также «Полыни сладкий вкус» Айгуль Ахметгалиевой Оренбургского государственного татарского драматического театра им. М. Файзи в постановке Булата Бадриева. Необычную пьесу «Пришлый» об исторической памяти написала молодой автор Сюмбель Гаффарова, поставлена она на сцене Татарского государственного академического театра имени Г. Камала заслуженным деятелем искусств РФ, заслуженным деятелем искусств Татарстана Фаридом Бикчантаевым. История военнопленного солдата по имени Накип, заброшенного после войны в Канаду и всю жизнь прожившего на чужой земле, выстроена режиссёром и исполнителем главной роли народным артистом РТ Радиком Бариевым нелинейным способом. Картонный голубой домик (художник – заслуженный деятель искусств РБ Альберт Нестеров), ироничные, комиксовые персонажи, выплывающие в памяти Накипа, снимают всякий пафос и мелодраматизм, обычно присущий постановкам на эту больную тему. Жоанна, жена Накипа (народная артистка РТ Люция Хамитова) спокойно качается в кресле. Вот она остановится, и будет тревожно прислушиваться к тому, как муж-старик справляется с внутренними переживаниями, а потом медленно встанет, выйдет из дома и тихо прижмётся к нему. В этом тихом, плавном течении быта с разговорами о картошке и прочем проступает пронзительно-глубокое, трагическое ощущение бытия – вечной тоски по чему-то родному, близкому, ушедшему и растворившемуся.

Башкортостан на фестивале представили Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури с премьерным спектаклем уходящего сезона «Я сотворил тебя…» Т. Миннуллина в постановке народного артиста РБ Азата Надыргулова и Уфимский государственный татарский театр «Нур» с постановкой «Женщина из прошлого» Р. Шиммельпфеннинга режиссёра, заслуженного деятеля искусств РБ и РТ Байраса Ибрагимова. Два разных спектакля необычайно чувственны, музыкальны и атмосферны. В обеих постановках волнительно и обжигающе раскрываются истории непростых человеческих взаимоотношений, сложных внутренних противостояний и конфликтов.

Азербайджанский государственный театр юного зрителя (г. Баку) привёз на фестиваль моноспектакль «Записки сумасшедшего» Гоголя в постановке народной артистки Азербайджана, выдающегося азербайджанского режиссёра Джаннет Селимовой. Поприщина сыграл заслуженный артист Азербайджана, необычайно темпераментный актёр Шовги Гусейнов. Абсурдную современную пьесу последней «новой волны» «Человек из Подольска» Д. Данилова, триумфально шагающую по всей России, показал Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана.

Самым ярким событием фестиваля (из того, что удалось посмотреть мне) стал спектакль «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери Глазовского драматического театра «Парафраз» (Республика Удмуртия) в постановке заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики Дамира Салимзянова. Спектакль-счастье, спектакль-воспоминание. Стремительная, страстная, светлая и одновременно трагичная история прозрения, где щемящая тема конца решается осторожно и без обмана, без пафоса и обнадёживающего мелодраматизма. Здесь детей играют взрослые, фактурные актёры, народные артисты Удмуртской республики, а стариков – юные студийцы театра (школьники). Таким образом возникает неожиданный эффект перевёртыша: чем дольше живёт человек, тем моложе он становится, а, значит, смерти нет. Живые всё время разговаривают с мёртвыми, а сама смерть присутствует здесь в чёрном в образе покойного мужа миссис Бентли в исполнении Ивана Васильева – тёмные очки, цилиндр и пальто, на подкладе которого горят гирлянды. Он появляется тогда, когда приходит чьё-то время: потихоньку начинает укладывать чемодан, ждёт, пока герой договорит свой прощальный монолог, а затем, укрывая его синим одеялом с желтыми одуванчиками, уводит с собой за кулисы.

Сам Дамир Салимзянов играет двенадцатилетнего Дугласа, но в то же время он и рассказчик, и организатор происходящего. Вот он появляется на сцене – и всё вокруг оживает, приходит в движение. Музыканты занимают свои места (Светлана Московкина (фортепиано), Сергей Фефилов (труба), Алексей Глухов (виолончель) – они тоже являются непосредственными участниками этой истории) и начинают играть, задавая ритм спектаклю, а актёры быстро-быстро раскрывают книги-панорамы, расставляют их по полкам и также динамично выполняют задания Дугласа. «Всем зевнуть! Всем вставать!», «Дедушка, вынимай зубы из стакана! Бабушка и прабабушка, жарьте оладьи!», – дирижируя, продолжает командовать Дуглас, и сцена наполняется шипением от соприкосновения теста о горячую сковороду. Город просыпается в утреннем тумане, а Дуглас Дамира Салимзянова – в кепке, клетчатой рубашке, с аккуратным платочком на шее и холщовом комбинезоне – искренне и доверчиво, с некоторой долей иронии («двенадцатилетние мальчики так не разговаривают») и отстранения, словно волшебник, вводит нас в мир детства, снова давая почувствовать его забытый вкус и аромат.

Три часа спектакля пролетают мгновенно, собственно так же, как и жизнь человеческая. И потому зрители не могут сдержать слёз, когда умирают «молодые старики» – Элен Лумис в исполнении очаровательной Ксении Волковой, Миссис Бентли – чудесной Екатерины Салтыковой, Полковник Фрилей – тоненького юноши Алексея Глухова и Прабабушка – необыкновенной Лады Лукиной. Трогательна и пронзительна сцена прощания Дугласа со своим лучшим другом Джоном (Евгений Иванов), когда осознание потери и расставания вдруг делает мальчишек взрослыми. Темпераментны и очень смешны актёры, играющие остальных детей. Это Том и Мелисса в исполнении народных артистов Удмуртии Игоря Павлова и Любови Бёрдовой, Сара – заслуженной артистки Удмуртии Анны Сабуровой, Джейн – Александры Коньковой. Их сцены ночных страшилок и женитьбы Тома играются в головокружительном ритме и с невероятной виртуозной актёрской отдачей. Приправленные добрым раблезианским смехом и юмором детские эпизоды в спектакле являются торжеством телесности, здоровья и жизни.

И даже Продавец обуви – замечательный Владимир Ломаев – хмурый и сухой диккенсовский персонаж с гремящими железными обувными ложками на поясе под влиянием заразительной детской энергии Дугласа и его страстным желанием приобрести новые теннисные туфли, – даже он, оживает и становится добрее. На этом спектакле точно сбрасываешь с ног тяжёлые гири прошлого – эти последние остатки холодной зимы – и с наслаждением окунаешься в новое лето.

Так можно сказать и о фестивале «Буа: Пространство диалога», проходящем в начале лета в живописном уголке Татарстана, рядом с чудесной деревней Тулумбаево, которая, как мне кажется, в ближайшем будущем станет локацией театра, очагом современного искусства, где в горячих спорах и дружеских беседах будут рождаться новые идеи и амбициозные планы. Просыпаясь утром и слушая пение птиц, вкусив натуральной деревенской еды, бежишь на встречу с высоким искусством – что может быть в жизни прекраснее таких мгновений? Разве что только сама жизнь…