Честолюбивая молитва Анны Гедымин

Честолюбивая молитва Анны Гедымин
Рецензия на книгу «При свете ночи»

(Анна Гедымин, При свете ночи. Стихи и баллады. – М., Время, 2019)

 

«При свете ночи» – книга переболевшей боли, которая ощущается читателями как благодать. Поэзия – всегда больше дар души, нежели совокупность озарённых строк. Анна Гедымин – натура нежная и чуткая. Она – поэт-романтик, человек мыслящий и ранимый, и, вместе с тем, обладающий широким кругозором. Человек, способный критически посмотреть на себя со стороны. В стихах Анны много тонких наблюдений.

 

Ты знаешь, что такое свет? –

Спросил меня слепой сосед. –

Он, как далёкий тёплый звук,

Прокалывает тьму вокруг

Навеки, на мгновенье… Нет,

Не знаешь ты, что значит свет!..

 

А снег идёт, идёт, идёт,

Проходит день, проходит год…

Слепой сосед, не можешь ты

Увидеть в инее кусты,

И странный улицы виток,

И ржавый на двери замок…

В пустые окна бьёт зима…

Не знаешь ты, что значит тьма!..

 

Мы жалеем человека за то, что он лишён чего-то хорошего, важного. Но выясняется, что одновременно он лишён и чего-то плохого. Уравновешивает ли одно другое? Мы, у которых есть всё, настолько привыкли к этому, что разучились ценить. Поэтому, что такое свет, не знают – каждый по-разному – как слепой, так и зрячий. Глубокое наблюдение! У Анны в стихах – счастливый симбиоз выдержанности, интеллигентности и градусности, накала переживаний. Огонь идёт к читателям словно бы изнутри, не оставляя ожогов. Гедымин много пишет о любви – нежной, настоящей, порой «запретной».

 

Я жену твою не обижу,

Как бывало в прошлом году, –

Даже в снах тебя не увижу!

Даже близко не подойду!

 

Мне, змеюге, вырвали жало,

Кровь моя обратилась в лёд.

Что ж глядишь на меня так жадно

Все мечты свои напролёт?..

 

Страсть словно бы «смиряется» под напором этики. А бывает и так: общечеловеческое – поднимается над женским соперничеством:

 

Враждебная, с чёлкою чёрной

И взором – острее огня,

Считайте себя отомщённой:

Он больше не любит меня.

 

Он – где-то, он – птица на ветке,

Его не удержишь в руках.

Уж месяц, как смолкли соседки

Про губы мои в синяках.

 

Я знаю, бестактно… Но Вы же

Прошли до меня этот путь…

Как жить? Научите. Как выжить! –

Когда ничего не вернуть…

 

Прекрасное стихотворение! И составная звучная рифма «Вы же – выжить» придаёт ещё большую выразительность этому краткому запоминающемуся произведению. У Анны рифмы на уровне лучших образцов русской поэзии: «Жало – жадно, иссякаем – за Каем, внимательно – матерью». Звук строится и на рифме тоже. Когда много жизни прожито в любви, успеваешь побыть и «палачом», и «жертвой». Тебе словно бы возвращается чужая вина, и теперь «виноват» уже ты. Отчаянно спорят между собой этика и любовь. Этика и эстетика. И побеждают в человеке – попеременно. Лирика Анны Гедымин, о чём бы она ни писала, носит интеллектуальный характер. Словно бы за кулисами пообщались между собой Пушкин и Бродский. В книге «При свете ночи» собраны как новые стихи Гедымин, так и уже хорошо известные. Среди уже знакомых я бы выделил «Честолюбивую молитву». Здесь автору удалось прочувствовать странные взаимоотношения между жизнью творца и моментом творения.

 

ЧЕСТОЛЮБИВАЯ МОЛИТВА

 

Музыка! Ты пришла, наконец…

Листва шелестит, маня…

Кончено, теперь я тоже – творец.

Боже, прости меня!

 

И наплевать, что, злой, как оса,

И от власти хмельной,

Ангел возмездья уж полчаса

Носится надо мной.

 

Милый, придётся чуть обождать,

Постой дудеть на трубе,

Пока не кончится благодать –

Я не дамся тебе.

 

Ваш Главный слепил меня из интриг,

Швырял из блеска во тьму,

Но вот за этот звучащий миг

Я всё прощаю Ему.

 

И пусть перелесок уже в огне

И пёстр от змеиных лент,

Пойми: если что-то зачтётся мне,

Так этот самый момент!

 

Не то что звезда, а метеорит

Сверкнул на исходе дня…

И, может, ваш Главный чуть пожурит,

Но всё ж – помилует мя.

 

Стихотворение соткано из тончайших переживаний. Вот героиню посетило вдохновение, и вся она – в его власти. Невольно извиняется перед Господом за то, что «тоже творец». И здесь Анна непостижимым образом проникает в одинокое пространство между мирами. Между «кончено» и «пока не кончится». Между результатом и процессом. Когда приходит музыка, уже нельзя отлучиться по пустякам и выйти из игры. Зачарованность мелодией властно приковывает тебя к предмету речи. Но, вместе с тем, ты словно бы находишься под воздействием чужих чар, и творишь своё волшебство совместно с промыслом высших сил. И никто – даже муж или возлюбленный – не смеет оторвать тебя от этого потока. И звучит нешаблонная мысль у Анны: она не слишком довольна тем, какие качества заложил в неё Создатель. Но в процессе творчества она испытывает такое, ни с чем не сравнимое, блаженство, что готова простить Ему всё за эти минуты высшего счастья. И самое удивительное в этом стихотворении – перенесение рассказа о внезапно нахлынувшем вдохновении в область метафизики. За своё творчество человеку обязательно приходится чем-то платить.

В стихах Анны есть тонкое наблюдение о том, что с годами у женщины становится больше подруг. Уходит соревновательность в красоте, больше свойственная молодости. Вся эта книга – тайно – посвящена Анной памяти своей мамы. Эта тема неопознанной фугой, связующей нитью проходит через всю книгу. У поэта есть несравненное чувство меры: ничего слишком! Поэтому нежность к маме входит к нам аккуратно, на цыпочках, чтобы «не наследить». Но она есть. Она присутствует повсеместно. «При свете ночи» – это авторское избранное поэта-полуночника. Книга невероятно разнообразна. Она демонстрирует нам Анну как человека, беспокоящегося о многом: не только о личном, но и о судьбах мира, который будет после нас. И всё пронизано любовью большой души поэта, нашего с вами современника.

 

Когда наступит срок

последней строчки, точки,

Когда не станет дел,

сводящихся к рублю,

Всего на миг один

я попрошу отсрочки,

Чтоб жизни прошептать

последнее «люблю».