Чувство обреченности, побуждающее мятеж...

Чувство обреченности, побуждающее мятеж...

Финалист конкурса «Зеркало революции»

Чувство обреченности, побуждающее мятеж в условиях тупика. Коллективная мечта, возникающая в условиях моральной духоты, когда кипящие умы не могут проверить свои идеи на практике. Кажется, что усталость и уныние овладевают коллективной душой, терпение исчерпано. Народ не может больше выносить и терпеть: нести возложенное на него бремя жизни. Происходит взрыв. Взрыв ненависти, за которым следует всеобщий пожар. Миру проявляются кровавые будни. Страна лежит в развалинах, наступает полный хаос. Именно это случилось с нами сто лет назад. Время волнений и брожений, череда восстаний и беспорядков, известная как Первая русская революция. Я думаю, что понятие «революция» всегда было связано с чем-то идеологическим и сакральным, с каким-то спасительным ощущением. Как явление огромной и многогранной значимости, она многосложно связана с искусством: она открыта для него, для создания моделей лучшего существования в обществе, моделей лучших отношений между людьми.

Исторически революции всегда сопровождались новаторством в социальных, экономических, а также в художественных сферах. В частности, одним из первых преобразований в сфере художественной культуры было создание коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомпросе.

Наркомпрос возглавлял Анатолий Васильевич Луначарский. Именно Анатолий Васильевич сказал такие замечательные слова: «С одной стороны, революция, как грандиозное социальное происшествие, как необъятная и многоцветная драма, могла сама по себе дать огромный материал для искусства и в значительной степени сформировать новую художественную душу. Она не только могла влиять на искусство, но и нуждалась в искусстве. Искусство есть мощное орудие агитации, и революция стремилась приспособить к себе искусство в агитационных целях. Однако сравнительно весьма редки были такие достижения, когда агитационные силы соединялись с подлинной художественной глубиной. Агитационный театр, отчасти музыка, в особенности плакат, несомненно, имели в первые годы революции значительный успех в смысле массового своего распространения. Но лишь очень немногое можно отметить здесь как вполне художественно удовлетворительное. Действительно, рядом с этим, улучшение быта, наступившее в последнее спокойное время, как раз выявляет уже сильнейшее действие революции на душу художника. Революция выдвинула, как это теперь ясно, целую фалангу писателей, частью называющих себя аполитичными, но тем не менее поющими или глаголющими именно о революции и в ее революционном духе. Естественно, что идейно-эмоциональная стихия революции прежде всего отражается в наиболее интеллектуальном из искусств — в литературе, но она несомненно стремится разлиться и по другим искусствам».

Надо отметить, что важнейшую роль в искусстве играли те виды искусства, которые способны были формировать общественное сознание. Прежде всего, это графика. Именно графика наиболее живо, наиболее оперативно откликалась на события эпохи. Она является наиболее мобильной, чем другие виды искусства.

Также особое развитие в это время получил политический плакат. Для них были характерны: яркий броский шрифт и запоминающиеся двустишия, или «слоганы», на нашем языке. Интересно, что они являлись носителями традиции народного искусства. В частности, такой народной картины, как лубок, что было залогом популярности и идеологического воздействия. Такие плакаты развешивались везде: и на стенах вагонов, и на вокзалах, и на рынках, и в зданиях какой-то большой общественной проходимости и так далее.

Работали в этом жанре многие художники. Одним из первых был Александр Петрович Абсит. Известная его работа: «Грудью на защиту Петрограда». Также известен Дмитрий Стахиевич Орлов, который работал под псевдонимом Дмитрий Моор. Его самый знаменитый плакат, вы конечно видели много раз, он называется «Ты записался добровольцем?». К его работам относятся плакаты «Помоги», направленный на помощь голодающим Поволжья, и «Красный подарок белому пану». Говоря о революционной агитации и о политическом плакате, нельзя обойти внимание сатирические плакаты, которые назывались «Окна сатиры РОСТА». «РОСТА» это Российское телеграфное агентство. В «Окнах сатиры» работали такие выдающиеся мастера своего дела, как Михаил Михайлович Черемных, который в будущем был одним из основоположников и постоянным автором социалистического журнала «Крокодил».

Возникает еще одно явление, традиция — художественное оформление праздников. Собственно говоря, в оформлении праздников участвовали многие выдающиеся художники этого времени: Кустодиев, Герасимов, Петров-Водкин, Лансере и т. д. К праздникам создавались огромные монументальные панно, на которых были агитационные надписи, при помощи которых велась агитационная пропаганда. В то время живопись переживала трудные времена: не хватало материала, не было отопления, она получала принципиально другие функции и входило в абсолютно другое для себя новое пространство, и поскольку на фоне этих живописных полотен разыгрывались какие-то агитационные спектакли, пелись какие-то агитационные частушки, все это нам позволяет говорить, что живопись принимала на себя функции сценографии.

Если говорить о мастерах советской живописи, то их условно можно разделить на две группы. Первая группа — это художники, которые стремились запечатлеть конкретные факты и события. Вторая группа — это художники, которые восприняли революцию неоднозначно и пытались выразить себя, выразить свое видение нового мира через какие-то более сложные образы, символику, аллегорическую систему. Когда мы говорим про вторую группу художников, сразу следует вспомнить знаменитую картину нашего великого пейзажиста, одного из членов и основателей объединения “Союз русских художников“, Константина Федоровича Юона. В 1920 году он создает произведение «Новая планета». Здесь в аллегорической форме, в огромном вселенском масштабе, художник символически передает нам свое видение рождения нового мира.

Когда мы говорим о принципиально новых тенденциях в искусстве, то не теряем связи с классической традицией. Своеобразным откликом на образ Богородицы и Богоматери, который был традиционным образом многих веков, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин создает картину «Петроградская Мадонна». В ней он поднимает такие личные проблемы, как проблема жизни, проблема материнства, проблема вечного обновления жизни на фоне голода и разрухи. Его жесткий рисунок и колорит подчеркивает атмосферу голодного Петрограда 1918 года.

Интересно, что в это время оживляется фарфор. Он заговорил абсолютно новыми красками, абсолютно новым языком. Вместо узоров, цветов, пасторальных сцен он расписывался новыми революционными отзвуками. Зазвучали такие лозунги: «Кто работает, тот ест», «Земля — трудящимся», «Пропади буржуазия, сгинь капитал». Надо сказать, что здесь отображается не только политическая пропаганда, но и идеологическая — борьба за новый быт, где посуда олицетворяет новый образ жизни, новое социалистическое отношение к труду, к учебе, отдыху. Именно по фарфору можно отслеживать историю страны, именно в нем отражается переустройство общества, проблема коллективизации, проблема индустриализации, проблемы внешней политики государства.

Несмотря на то, что агитационный фарфор был рассчитан на широкие массы потребителей, он был практически недоступен для обычных людей и в основном экспонировался на выставках, представляя достижения художественной советской промышленности.

А теперь обратим внимание на литературу. Советская литература 1917–1920 годов складывалась и развивалась под неоспоримым главенством поэзии, далеко опередившей и временно оттеснившей на задний план другие роды и жанры. Самое историческое содержание, жизненный тонус той поры располагали к стиху, способствовали росту новых поэтических сил. Поэзия в этот период словно помолодела, и это произошло не только за счет притока свежих сил и молодых кадров, выдвинувшихся на передний план литературного развития, но и в более широком смысле — благодаря обновлению всей общественной и литературной жизни, благодаря революционной перестройке в самом мышлении и психологии освобожденного народа. «Как после землетрясения, все выглядит по-новому. Не развалины вокруг, но новая жизнь, вызванная этим не просто стихийно, но человеческим осмысленным землетрясением, буйно прорывается отовсюду. На все приобретается новая точка зрения, все обновлено и вовне и внутри», — писал А. В. Луначарский. Формирование новой литературы неотделимо от этих перемен.

Здесь можно указать и на переиздание после долгого перерыва стихов В. Кириллова, М. Герасимова, Н. Полетаева, П. Орешина. Появляется «великий пролетарский поэт» В. В. Маяковский, ставший трибуном Октябрьского переворота 1917 года. Маяковский сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Поэзия вышла на площади, обратилась к колоннам демонстрантов. «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры», — эти метафоры относятся и к слову поэта. Его слово, действительно, «полководец человечьей силы», его голос — голос эпохи. Народная душа действительно ждала великого сева. Особое звучание приобретали строки Кольцова, которые в те годы не раз сочувственно цитировались:

 

Встань, проснись мужичок!

На себя погляди:

Чем ты был, и чем стал,

И что есть у тебя?

 

Революция 1917 года наложила свой отпечаток и на кинематограф. Коммунистическая партия ставила задачи значительного расширения социальных функций кинематографа. Она рассматривала его не только как средство отдыха и развлечения, но и как орудие просвещения и коммунистического воспитания масс. Таким образом, появляется документальный фильм-хроника «Великие дни революции в Москве», фильм-хроника «Похороны жертв революции». Интересно, что в дальнейшем ни одно политическое мероприятие не проходило без их торжественного показа. Луначарский рекомендует кинематографистам поработать над созданием серии фильмов по истории возникновения и развития государства, по истории церкви, истории «политических конфликтов», истории науки, открытий и изобретений и т. д. Причем следует отдавать предпочтение таким картинам, которые могут «живее говорить уму и сердцу с точки зрения революционной пропаганды».

Невозможно отрицать громадного влияния революции на культуру и искусство. Именно революция явилась неким спасением для искусства. Она распространяла революционный образ мыслей, чувствований и действий по всей стране, она возвратила искусство к его настоящему назначению — мощному и заразительному выражению великих мыслей и великих переживаний.