Этот вечно молодой ТЮЗ

Этот вечно молодой ТЮЗ

Последнее, что успел сделать в своей жизни легендарный бессменный режиссер ТЮЗа А. А. Брянцев — это добиться постройки нового здания для своего театра, чудом уцелевшего в годы войны, пережившего блокаду и эвакуацию, потерявшего на фронте часть своего творческого коллектива. С двадцатых годов прошлого века ТЮЗ ютился в здании Тенишевского училища на Моховой (там, где теперь Учебный театр «На Моховой»), туда он и вернулся из эвакуации. В коллектив пришли новые, молодые актеры, зал постоянно переполнялся зрителями — всем хотелось праздника после ужасов войны и блокады, — и театру уже было тесно в старом помещении.

Новое здание ТЮЗа власти города решили отстроить на месте бывшего ипподрома. 19 мая 1962 года, в честь сорокалетия пионерской организации, состоялось торжественное открытие нового театра. Но Брянцев до переезда не дожил…

После смерти мастера в 1962 году коллектив ТЮЗа возглавил режиссер, народный артист РСФСР, профессор Зиновий Яковлевич Корогодский. В фондах музея «Разночинный Петербург» хранится обложка-папка с фамилией режиссера Корогодского и со следующим названием театра: Ленинградский Государственный ордена Ленина театр юных зрителей, лауреат Премии Ленинского комсомола. Позже к названию добавилось имя Александра Александровича Брянцева, и театр с этого времени стал называться Ленинградский театр юного зрителя имени А. А. Брянцева.

С приходом нового художественного руководителя начался и новый этап жизни.

29 октября 1968 года состоялась премьера ТЮЗа «Модель 18–68» (авторское название «Семь примечаний к истории молодого человека»). Это была совместная постановка Зиновия Яковлевича Корогодского и Льва Абрамовича Додина по пьесе писателя, драматурга, историка Бориса Голлера. По словам самого Бориса Голлера: «Это (…) пьеса в новеллах о молодом человеке советской поры…». Кроме того, большой популярностью пользовались спектакли Корогодского «В гостях у Донны Анны» по пьесе драматурга Александра Владимировича Кургатникова, и «Трень-Брень» Радия Погодина: полюбившаяся зрителям история про девочку Олю, которая переезжает к бабушке и попадает в непривычный южный город (в 1993 году Радомир Василевский снял по этой пьесе фильм).

В коллекции музея бережно хранится афиша спектакля по повести советского писателя Юрия Трифонова «Нетерпение», рассказывающей об одном из организаторов убийства императора Александра II Андрее Желябове — революционере-народнике, члене Исполнительного комитета «Народной воли». Сохранилась в музее и афиша к спектаклю «Наш Чуковский». Эта постановка Корогодского представляла собой музыкальный триптих. В одном из интервью 2015 года актер ТЮЗа Игорь Овадис поведал о неординарном спектакле следующее: «… у нас в ТЮЗе был гениальный спектакль по сказкам Чуковского, в котором "Муха-цокотуха" была представлена балетом, "Краденое солнце" — оперой и "Тараканище" — опереттой. У нас была миссия — воспитание грамотного зрителя, поэтому мы со зрителем играли в жанры. Это одновременно была и легкая пародия».

Май 1980 года ознаменовался постановкой пьесы «Будь здоров, школяр» по произведению Булата Окуджавы. Напомним, что Булат Окуджава, поэт из плеяды шестидесятников, закончив девятый класс в 1942 году, семнадцатилетним добровольцем ушел на фронт. В этой повести он описал свой военный опыт.

В 1986 году в ТЮЗ пришел новый художественный руководитель Андрей Дмитриевич Андреев (1986-1995 гг.). Это время ознаменовалось привлечением к работе театра целого ряда зарубежных драматургов. Одним из них оказался британский драматург и сценарист Питер Шеффер. Его чрезвычайно актуальная пьеса «Эквус» (шла в театре в 1986-1995 гг.) создана в 1973 году. В ней психиатр расследовал жестокое ослепление шести лошадей острым металлическим предметом, совершенное скромным семнадцатилетним юношей. Врача играл замечательный артист Николай Николаевич Иванов. Зритель полюбил Иванова за роли и во многих других спектаклях ТЮЗа, и, конечно же, за прекрасное исполнение роли Савельева в культовом сериале того времени «Вечный зов».

Что же касается сотрудничества с иностранными авторами, то и сегодня в репертуаре ТЮЗа есть постановка «Неделя, полная суббот» по пьесе детского писателя, драматурга Пауля Маара. В оригинале книга называется «Семь суббот на неделе». Это забавная история о служащем частной фирмы, жизнь которого проходит скучно и однообразно, пока однажды в его поле зрения не появляется некий персонаж по имени Субастик.

Пьеса «Ундина» Жерара Жираду также имела успех.

Конечно, детский театр не мог обойти своим вниманием творчество шведской писательницы Астрид Линдгрен, столь полюбившейся советским ребятишкам. В конце 1980-х был поставлен спектакль по ее доброй сказочной повести «Ронни, дочь разбойника» об опасных приключениях Ронни, дочери атамана, и Бирка, сына заклятого врага отца девочки.

Не меньшее внимание уделялось в театре и современным отечественным писателям и драматургам. В 1989 году тюзовцы разыграли пьесу Людмилы Разумовской «Петрушка или любовь дурака».

С февраля 1994 г. директором ТЮЗа является Светлана Васильевна Лаврецова. Что же касается руководства творческой частью, то изменений за эти годы произошло в театре немало.

В 1996 году художественным руководителем театра был назначен Анатолий Праудин, но в июне 1998 года он был снят с этой должности.

В 2002-м ТЮЗ возглавил Григорий Козлов. Накануне начала сезона 2007-2008 годов Григорий Михайлович подал заявление об отставке, решив сосредоточиться на работе со студентами в своей мастерской в Театральной Академии.

В 2007 году на пост главного режиссера был утвержден Арсений Сагальчик, и занимал его до самой своей кончины в 2015 году. Одновременно художественным руководителем стал Адольф Шапиро.

Работники театра не скрывают, что ТЮЗ является «порождением советского времени». Ничего плохого в этом они не видят, более того, считают, что именно тогда был заложен очень хороший педагогический фундамент, основанный на понимании души подростка. Театр никогда не забывает о классике: здесь всегда в чести Шекспир, Островский, Пушкин, Гоголь. Традиционно театральный репертуар разбит на несколько возрастных групп: младшие школьники, средний и старший школьный возраст, старшеклассники и молодежь.

И Брянцев, и Корогодский стремились приучить молодых людей ходить в театр, и, считая, что дети и подростки на сцене должны видеть своих сверстников, стремились всегда омолаживать театральную труппу. Цикл абонементов для разновозрастных зрителей разрабатывался тщательно, с учетом детской и подростковой психологии, а чтобы дети и взрослые чувствовали себя в театре комфортно, руководители ТЮЗа в полной мере учли опыт других театров. Так, кресла в недавно обновленном зале дизайнеры создали ровно такой ширины, которая позволяет зрителям свободно проходить на середину ряда, никого не поднимая с мест. Кроме того, у каждого кресла два подлокотника — для того, чтобы всем было удобно сидеть, и соседи не мешали друг другу.

В настоящее время в зале ТЮЗа проходят и антрепризные спектакли: актеры очень его любят! Помимо антреприз, ТЮЗ нередко служит площадкой для проведения фестивалей — например, таких, как «Радуга», за который тюзовцы получили специальный диплом «За развитие фестивального движения в Петербурге». Активно идут съемки патриотического проекта «Герой нашего времени»; в одной из программ, посвященной освоению космоса и гражданской авиации, на сцене театра перед детьми, их папами и мамами неожиданно появились настоящие летчики и космонавты.

Не теряет современный ТЮЗ и связи с театральным миром других стран. Его дирекция уже давно договаривается с эстонским актером и режиссером Лембитом Петерсоном, желая привлечь последнего для постановки «Мнимого больного» Мольера. Идут активные переговоры и с болгарским режиссером Александром Морфовым. Режиссер Елизавета Бондарь, которая привозила на фестиваль «Радуга» спектакль «Пилорама плюс» из Ярославля, собирается ставить спектакль по произведению петербургского писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Артем Устинов, выпустивший на сцене ТЮЗа спектакль «Зима, когда я вырос», приглашен для постановки нового спектакля «Спички» по пьесе Константина Стешика. Проведены переговоры и с дочерью Питера Брука — Ириной, которая выразила готовность работать над сказкой «Золушка».

Особенностью ТЮЗа всегда была сильная поющая и танцующая труппа. И в этом нет ничего удивительного: когда для детского театра набирали специальный курс, предполагалось, что актеры должны уметь все (вот почему Корогодский в своих спектаклях использовал даже акробатические номера). В театре в разные времена работали актеры, составившие славу советского и российского искусства: Чирков, Черкасов, Бруно Фрейндлих, Кадочников, Волкова, Тараторкин, Шуранова, Хочинский и многие другие…

Рождественская ярмарка, которая проводится возле здания ТЮЗа вот уже несколько лет, стала еще одной традицией, к которой ТЮЗ имеет самое прямое отношение, так как площадь перед театром находится в его оперативном управлении. Именно со ступенек театра и спускается к посетителям ярмарки всероссийский Дед Мороз.