Еврейское имя на обелиске

Еврейское имя на обелиске

Когда, чуть более десяти лет назад, у меня в руках оказалась изданная в Германии на русском языке книга «Памятники знаменитым евреям», и я, познакомившись с ней, стал писать на неё рецензию, мне и в голову не могло прийти, что я фактически только открываю тему.

Богато изданная, или, как говорят, в «подарочном» оформлении, в твердой обложке, с целым рядом цветных иллюстраций, книга представляла работу некоего коллекционера, собравшего со всего мира (точнее, с 30-ти стран) 582 фотографии памятников и памятных знаков, посвященных евреям, внесшим выдающийся вклад в историю стран, в которых они проживали, и всего человечества в целом. Спустя десятилетие мне пришлось вновь писать статью на вторую книгу с тем же названием и аналогичным содержанием и, главное, того же автора. Это было еще одно собрание фотографий такого же рода обелисков, надгробных камней, барельефов, памятных знаков и мемориальных досок, несших на себе память о евреях, чье имя должно сохраниться в памяти народов и, конечно же, потомков тех, кто когда-то жил рядом с ними и был прямым свидетелем их творчества. Второй том «Памятников», хоть и меньшего объема, вышел в 2016 году, и я, пораженный обилием фотографий и полнотой охвата персонажей, опубликовал в издающемся в Одессе журнале, при музее имени Николая Рериха «Лига культуры», статью, которую первоначально назвал «Энциклопедия Дубинского». У меня действительно начало складываться впечатление, что на наших глазах создается первое энциклопедическое собрание фотографий памятников, разбросанных по всему миру в честь своих великих земляков.

Но вот прошло ещё три года, и я сижу над рукописью статьи о третьем томе этой же серии книг о памятниках нашим великим соплеменникам. Вернее, о всех трех томах, в которых автор собрал, как я успел отметить, со всего мира (точнее, из 38-ми стран) 1553 фотографии обелисков, надгробных камней, барельефов, памятных знаков, мемориальных досок, посвященных евреям, внесшим выдающийся вклад в историю человечества. Я понимаю что это – уникальная коллекция, и что она не столько будет важна изображениями своих героев, сколько тем, что читатели этой книги смогут узнать имена сотен сыновей нашего еврейского народа, о которых до сих пор, просто по объективным причинам, не могли знать. На страницах книг был персонифицирован весь разбросанный по всему миру еврейский народ, а описание (пусть даже самое краткое) достижений представленных персонажей ярко освещало их роль в развитии человеческой цивилизации.

Тогда, в 2009 году, я искренне был убежден, что речь идёт о некой уникальной частной коллекции, попавшей однажды на глаза опытному издателю, который быстро оценил, насколько может быть успешным бизнес-проект, впервые представивший эти фотографии, как минимум, еврейскому миру. Примерно в такой манере я и написал об этой книге в минской еврейской газете «Авив». Сегодня же, когда, познакомившись с автором, я узнал все подробности создания этого собрания, то понял, что всё гораздо глубже и интереснее и имеет серьезное историческое значение. Даже если оценивать эти три книги с одной только точки зрения – истории еврейского народа.

Я понимал также, что какой-то один, конкретно взятый человек, при всем своем желании просто физически не смог бы побывать в 38-ми странах, коснуться тех мест, которые несут на себе память о знаменитых евреях, и запечатлеть эти памятные места на фотопленке. А раз так, это значит, что он фактически распространил по всему миру призыв сделать то же самое тем, для кого этот призыв будет сигналом к действию. И, судя уже по одному первому тому, он получил желаемое. Выход второго и третьего тома показывает, что работа эта продолжается. Уже сегодня, ссылаясь на слова автора, могу сказать, что когда после выхода третьего тома прошло чуть больше года, его коллекция пополнилась еще, как минимум, пятью десятками новых фотографий памятников знаменитым евреям, полученных из разных стран.

Когда я писал о первом томе, мне действительно не приходило в голову, что выпустивший книгу энтузиаст будет продолжать сбор нужных фотографий. А о выходе второго и, тем более, третьего тома и мечтать не приходилось. Что же заставляло меня в те дни так думать? Если говорить честно, только одно: я уже знал возраст автора и оценил объем выполняемой им работы. Не будем ссылаться на первый выпуск «Памятников». Скажем о третьем, после выхода которого прошло всего несколько месяцев. Скажем о сегодняшнем дне. И встанем со своих мест в знак почтения автора.

Автор этой книги – Илья Михайлович Дубинский. Он из семьи еврейских эмигрантов из России. Выпускник Московского энергетического института, кандидат технических наук, автор десятка брошюр и книг. Житель Франкфурта-на-Майне, в котором он оказался в 1995 году, переехав к дочери после двух инфарктов. Ехал за медицинской помощью, но остался навсегда. У дочери все члены семьи – врачи. Не их ли медицинский опыт и влияние убедили Илью, что одним из основных методов лечения сердечных недугов является ходьба? Вот и начали они с женой, Еленой Кутузовой, ходить на пешие прогулки – по городу, по окрестностям, по паркам. Каждый раз по новому маршруту. И всегда с фотоаппаратом и записной книжкой в руках.

Вскоре стала накапливаться коллекция фотографий мест, так или иначе связанных с историческими личностями, чья жизнь или деятельность оставила здесь след. Особый интерес проявляли к местам, где перед их глазами возникало имя живших или работавших здесь евреев. Интерес к персонажам, память о которых фиксировали снимки, в последующем подкреплялся сведениями о них, почерпнутыми из литературных источников.

Впечатления воплощались в тексты, и у супругов стали появляться газетные и журнальные статьи, в которых они излагали свои мысли в документальных очерках, освещающих жизнь и деятельность героей публикации. Очерки принимались Институтом городской истории и Еврейским музеем. Материалы с удовольствием размещала местная пресса. У авторов стала завязываться прочная дружба с журнальным миром, и как итог – членство во Всегерманском союзе журналистов.

Проблем с размещением статей не возникало. Коллекция, в которой теперь уже находились не только десятки фотографий, но и десятки собственных очерков, росла, и вскоре у авторов возникла идея издать на базе скопившегося материала книгу. Но вначале они создали альбом. Обсуждая состав героев, приняли решение исключить надгробия. Рассуждали так: будущая книга не должна носить кладбищенский оттенок. По большому счету, достаточно разместить в ней имена жертв Холокоста, и трагизм в книге станет главным мотивом.

Вывод напрашивался сам: в книге должны быть только свидетельства о тех евреях, которые внесли вклад в науку, технику, культуру, в борьбу с нацизмом.

А упор сделать на обелисках, портретах, памятных досках. Они должны быть центром внимания в тех памятных местах, которые доступны для осмотра любого пешехода на городской улице и сами привлекают внимание.

Над альбомом трудились втроем: Илья, Елена и внук Илья, полный тезка деда. Трудились, не подозревая, что только на первую из трех книг уйдет порядка десяти лет невероятно кропотливой работы, Сделали серьезную дополнительную проверку национального происхождения героев своей книги, углубили биографические справки. Подняли зарубежные справочники, энциклопедии. Благо, внук-студент владел английским и немецким, а Елена – французским языком.

Необходимые пояснения делали на немецком языке. Объем задуманного альбома становился все больше и больше. Тогда решили ограничиться каким-то одним, заранее оговоренным числом персонажей. Остановились на цифре 45.

«Памятники знаменитым евреям» не совсем обычное издание. Как правило, книги такого рода издаются как набор фотографий и представляют собой просто красочные альбомы. Они обычно по формату такие же, как альбомы, – крупные, и предназначены для просмотра в комнатных условиях – раскладывать их нужно на столе.

А те три книги, о которых мы ведем речь, обычного книжного формата. Их можно выносить из дома, рассматривать и читать на отдыхе, в дороге, их можно возить с собой в путешествия.

То есть, мы сразу отметаем «альбомный» вариант издания. Тогда к какой категории изданий относятся эти книги?

Слово «энциклопедия» здесь возникло не случайно. Это слово, как правило, означает научное справочное пособие, содержащее большой объем собранной практически со всего мира информации и освещающее какую-то определенную тему. В данном случае речь идет об отдельных представителях еврейского народа и их вкладе в мировую культуру. И мы находим в книге не только обелиски, величественные скульптуры и даже целые мемориалы, но и памятные доски на домах, а иногда знаки памяти об этих людях обнаруживаются даже там, где они сами никогда не были, но где проявляется поклонение потомков их именам.

Девять лет и десятки поездок по многим городам и странам занял сбор всех этих фотографий. И всё это – на полном энтузиазме, абсолютно за свой счет, с неясной надеждой не только оправдать все затраты, но даже найти деньги на издание.

Но в орбиту их деятельности были включены десятки людей из разных стран.

Все они были захвачены грандиозной идеей: собрать и увековечить результаты деятельности тысяч людей во всем мире, кому мы теперь обязаны мемориализацией памяти знаменитых евреев и участием в этой невероятной работе. В разных странах, разных веках и с разной мотивацией этой деятельности.

Сведения о предстоящем выходе альбома с фотографиями и краткими биографиями знаменитых евреев быстро достигли членов еврейской общины города. О том, что таких памятных знаков в городе 45, не верил никто, к кому бы авторы будущей книги ни обращались. Вплоть до лидеров общины.

Среди тех, кому пришлось доказывать этот факт, перелистывая будущий альбом страницу за страницей, был «главный городской еврей» – бургомистр города Франкфурт-на-Майне.

Число единомышленников и добровольных помощников стало стремительно расти. Самый большой моральный шок получили те, кто не сомневался в том, что таких книг в мире много, а их не оказалось вовсе. Ну что ж, решили дед и внук Илья и Елена, это и к лучшему: никто не задумывался на эту тему – задумаемся мы. Для начала создадим некое международное общественное объединение, в которое войдут все энтузиасты такого коллекционирования – фотографий и комментарий к ним. Так в 2003 году в Германии возник «Союз любителей истории памятников», в который по первому же призыву вошли представители более, чем 150-ти стран.

И вот в 2009 году увидела свет первая книга. Опыт, приобретенный при ее создании, намного облегчил работу над второй и третьей книгами. Они были выпущены в 2016 и 2019 гг.

После того, как в Германии в 2004 году «Союз любителей истории памятников» был официально зарегистрирован, в него стали входить представители других стран. «Союз» стал поистине интернациональным.

В Германии к такого организациям относятся как к ««общественно-полезным», что дает им определенные преимущества, например, освобождение от налогов. Правда, и работать в них можно только на общественных началах, но разве это может остановить истинных энтузиастов?

При слове «памятник» у каждого из нас сразу же возникает ассоциация с неким обелиском или величественной скульптурой, мемориалом или, на худой конец, бюстом, которыми были увековечены отдельные исторические фигуры или события.

Но кроме этих, обычных для человеческого глаза изображений, авторы, расширив границы обычного, разместили на страницах книг изображения плит с рельефами или без них.

Со страниц книг перед читателем предстают мемориальные доски, размещенные на домах, где жили, работали или учились их герои, иногда надгробия на месте их захоронения, а то и вовсе в тех местах, где они ни разу в течение жизни не были.

И вот результат: три тома книг, 1000 экземпляров на мелованной бумаге, с многоцветной печатью, в твердом переплете! Подарочное издание!

Да, это своеобразная энциклопедия. И самое главное, это национальная энциклопедия. В ней собрана информация о лицах одной национальности.

Всех этих людей соединяло одно общее качество – этническое единство, а согласно еврейской традиции, человек, рожденный женщиной-еврейкой, всю оставшуюся жизнь является евреем по происхождению, независимо от того, какие бы метаморфозы в его самосознании и самоидентификации на протяжении его жизни не происходили.

А теперь давайте только представим себе, сколько тысяч еврейских детей оказались усыновленными отдельными людьми и целыми семьями, когда эти дети стояли на краю гибели в гетто! А сколько было усыновлено еврейских сирот, волей судьбы оказавшихся в детских домах, в памяти которых не осталось вообще никаких воспоминаний о родителях!

Сколько вообще людей на земле живут, не подозревая о своем подлинном происхождении.

Установление еврейства того или иного героя так или иначе нередко было проблемой для авторов книг, о которых ми пишем, ведь, собирая информацию о знаменитых людях и их родословной, имелись ввиду те, кто ходил по этой земле во временнόм пространстве порядка двух тысяч лет!

Но с оговорками или без оговорок, имя достойного человека находило свое место в энциклопедии.

А ведь перед авторами стоял еще один, не менее важный вопрос: а кто из проявивших себя достойно евреев имеет в национальной истории право называться «знаменитым»?

Когда и кем произошло это возвеличение? Какие события легли в его основу?

Стояли эти вопросы и перед создателями книг. И вот их решение: включать в издание памятники только тем лицам, которые отнесены к числу евреев энциклопедическими изданиями.

От обилия кандидатов для второго издания кружится голова. И авторы очень четко и реалистично оценивали свои возможности.

Это отмечают сами авторы:

«По прошествии десяти лет работы стало ясно, что собрать сведения обо всех памятниках не удастся никогда.

Даже понимание того, каков их полный объем, не прояснилось до конца на сегодняшний день мы не обладаем даже общим перечнем существующих в мире объектов, связанных с именами знаменитых евреев».

Но Илья Дубинский, его соратники и друзья не зря вовлекли в свой грандиозный труд тысячи добровольцев. Письма с фотографиями и биографическими справками шли со всего мира.

Это очень четко отметил в своем предисловии к книге доктор исторических наук, директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства О.В. Будницкий: «Составители не сами отбирали героев это сделали народы, среди которых и вместе с которыми жили евреи. Эта книга не только о знаменитых евреях она о предпочтениях человечества: кого и за что люди в разных странах хотели отметить в камне, металле или других материалах…»

Поиски персонажей книг о памятниках нельзя назвать четкими и организованными. Очерки о нужных людях в книгах и научных сборниках были крупными и наполнены фактами, а иногда мелкими, с огромными пробелами в биографии, а то их и вовсе не было. Материалы в книгах и журналах на разных языках могли полностью совпадать, а могли и разительно отличаться друг от друга.

Случалось, что в еврейских энциклопедиях на различных языках не находилось даже упоминания о памятнике какой-либо персоне. А бывало, что находилось вдруг указание, где установлен памятник или скульптура, или находится картина…

Приходилось всё начинать сначала. Сборник готовился в рамках выполняемого «Обществом любителей истории памятников» проекта взаимообогащения культур. С большим трудом нашли издателя.

А параллельно «команда Дубинского» продвигала еще один проект: «Немецкие легенды и мифы», которые вот уже несколько лет публикуют в русскоязычном журнале «Новые времена», выходящем во Франкфурте.

И опять поиски нужных книг, оценка обнаруженного материала, его фольклорная ценность.

Памятники знаменитым евреям команда Ильи Дубинского (старшего) искала по всему миру, а как могло быть иначе, если часто они их находили там, где по формальной логике их могло и не быть. Или, во всяком случае, там, где их можно было не искать.

Памятная доска и барельеф Анны Франк находятся не только во Франкфурте-на-Майне, на доме, где она родилась, и в школе, носящей ее имя, но и в помещении библиотеки Британского музея – бронзовая фигура девочки, сидящей за школьной партой.

Выдающийся микробиолог Владимир Хавкин, спасший мир от холеры и чумы, увековечен в бюстах, установленных в Педагогическом университете Бердянска (родился Хавкин в Одессе) и в Бактериологическом институте в Бомбее (ныне – Мумбае), который он создал и возглавил в 1896 г.

А есть и более поразительные факты.

Память 24-летнего руководителя восстания в Варшавском гетто Мордехая Анилевича увековечена памятником вовсе не в Варшаве, а в Израиле, в кибуце «Яд Мордехай», названном так в его честь.

А ведь в воззвании к участникам восстания в апреле 1942 г., заведомо предвидя свою гибель, он написал: «Да здравствует еврейский народ! Да здравствует Польша!».

В Мюнхене есть несколько памятников журналисту, деятелю немецкого рабочего движения Курту Эйснеру (настоящая фамилия Космовский), но один из них поражает воображение. На вмонтированной в тротуар металлической плите, как в полицейском протоколе, обрисован контур лежащего тела, а рядом текст, в который вмещается вся биография погибшего: «Курт Эйснер, провозгласивший 8 ноября 1918 Баварскую республику, впоследствии ставший премьер-министром Народного государства Бавария, убит на этом месте 21 февраля 1919». 

В книгах Ильи Дубинского не только размещены фотографии памятников, но и приводятся все надписи, которые на них нанесены. Порой это поучительные тексты, порой трогательные. Один из многочисленных памятников первому премьер-министру и министру обороны Израиля Давиду Бен-Гуриону установлен в городе Ришон ле-Цион: еврейский лидер изображен в полный рост, а за руку он ведет мальчика.

На постаменте слова Бен-Гуриона на иврите и английском языке: «Судьба Израиля зависит от двух вещей: его силы и его моральной правоты».

На одном из многочисленных памятников австрийскому психиатру и создателю психоанализа Зигмунду Фрейду высечены его слова: «Голос разума звучит тихо» (Вена).

А на памятнике первому российскому лауреату Нобелевской премии биологу Илье Мечникову в Санкт-Петербурге высечено его любимое изречение из Гете: «Нет в мире непонятного, многое не понято».

В Москве на доме, где жил поэт и драматург Александр Галич, высланный из СССР и погибший в Париже, висит мемориальная доска. Текст заканчивается словами: «Блаженны изгнанные за правду».

Изгнанному за правду А. Галичу не довелось вернуться из изгнания. Тайна его смерти до сих пор не раскрыта.

Но были случаи, когда к числу знаменитых евреев были причислены те, кто формально права на это не имел.

Одной из таких исторически значимых фигур – Эдит Штайн, известная также под монашеским именем Терезы, монахини-кармелитки, погибшей в 1942 году в Освенциме из-за своего еврейского происхождения.

Доктор теологии, первая женщина в Германии, ставшая католическим философом, поняв, что ее интерес к религии выходит за рамки обычного любопытства, Эдит в 1922 году приняла решение креститься в католической церкви. В возрасте 30-ти лет Эдит Штайн ушла в монастырь ордена босоногих кармелиток в Кёльне, приняв монашеское имя Терезия. 11 октября 1987 го она была беатифицирована (признана блаженной), а спустя одиннадцать лет Эдит Штайн была причислена к лику святых и канонизирована Католической церковью. В том же, 1922 году, в Кёльне была открыта многофигурная скульптурная композиция, где Эдит Штайн представлена в трёх ипостасях: девушки, ученой и монахини. На бронзовой плите по кругу надпись: «Кто ищет правду, тот ищет Бога, осознает он это или нет».

Отдельную коллекцию можно было бы при желании собрать из тех памятников, которые волей судьбы, а точнее, волей религиозных и политических лидеров были при жизни уничтожены, но потом, в силу изменившихся обстоятельств, были восстановлены, а некоторые даже обрели первоначальный облик.

В качестве иллюстрации мы выбрали из множества памятников Генриху Гейне два, которые разделили именно такую судьбу. В энциклопедии Ильи Дубинского их история освещена достаточно подробно.

Памятник для Гамбурга был изготовлен еще в 1912 году, но из-за проблем, связанных с Первой мировой войной и ее последствий, установлен он был лишь 2 июня 1927 г. Находился он в городском парке, но недолго: в 1933 году его демонтировали, а в 1943-м – и вовсе переплавили.

К счастью, модель, по которой памятник некогда отливали, сохранилась, и памятник почти полностью смог сохранить свой первоначальный облик.

Движение городской общественности за возвращение памятника к жизни началось почти сразу после окончания войны, но процедура затянулась, и открытие состоялось лишь 11 мая 1982 года. Цоколь памятника было решено покрыть горельефами.

На одном из них изображена сцена сожжения книг, вызывающая в памяти пророческие слова Гейне о том, что, когда начинают с сожжения книг, завершают сожжением людей. Второй сюжет посвящен сносу прежнего памятника.

В Гамбурге даже существует по этому поводу поговорка, что, дескать, новый памятник является памятником старому.

Семья Дубинских продолжает свой святой труд. Еще немного, и идея об издании четвертого тома станет реальностью. На что они рассчитывают, сказать трудно.

Сколько фотографий памятников и биографий знаменитых евреев им удастся собрать в своей уникальной коллекции, они, естественно, не знают.

Но всё больше и больше добровольцев со всего мира участвует в этой работе, и уже одно это внушает доверие. От обилия кандидатов кружится голова!

«По прошествии десяти лет работы, – пишут авторы, – стало ясно, что собрать сведения о всех памятниках не удастся никогда. Даже понимание того, каков их полный объем, не прояснилось до конца – на сегодняшний день мы не обладаем общим перечнем существующих в мире объектов, связанных с именами знаменитых евреев. Хватит ли на всё одной жизни?!»