Гости Шукшинских чтений

Гости Шукшинских чтений
Ковтун А.И. – фотолетописец двух эпох

Ковтун А.И. – выпускник Московского государственного института культуры по специальности «кинофоторежиссура», член творческого союза «Фотоарт», призёр многих международных и национальных конкурсов. Анатолий Иванович – мэтр фотографии, мастер высочайшего класса, признанный лидер фотоискусства, патриарх профессионального фотографического дела, на исходе своего юбилейного – 75–ого года в июле 2015 – привозил на родину Шукшина свои избранные работы.

Почему Сростки? Шукшинская тема – одна из главных в творчестве Ковтуна. Весной 1974–ого года, последнего года жизни замечательного сына Алтая, фоторепортёру ТАСС* Ковтуну предложили сделать фотоочерк о Шукшине. Известно, что Василий Макарович не любил давать интервью и всячески уклонялся от встреч с журналистами и теми, кто пытался вторгнуться в его личную жизнь. Но в случае с Анатолием Ивановичем произошло невероятное: фотомастер был приглашён в квартиру на улицу Бочкова, где он и сделал серию снимков. Завязалась дружба, появились другие снимки в подмосковных Бронницах, на зрительской трибуне в Лужниках (соревнования по боксу СССР – США), на вокзале перед отъездом в Волгоград, в хуторе Мелологовский на берегу Дона – месте съёмок фильма «Они сражались за Родину». И на Новодевичьем кладбище во время похорон самородка земли Алтая.

В шукшинской серии есть особо значимые для Ковтуна снимки, где ярко выражены черты характера Василия Макаровича. Видим фотографии, которые «работают» вместе. Например, Шукшин, разговаривающий по телефону. Эта лента прекрасно передаёт эмоциональную подвижность лица, смену выражения глаз писателя, актёра, режиссёра. Фотоновелла «Шукшин с семьёй в Бронницах» – последняя по времени и, несомненно, лучшая серия портретов Василия Макаровича в кругу самых близких ему людей. Чтобы добиться задуманного, фотомастеру приходилось незаметно от него и членов семьи делать десятки снимков. В предложенном Ковтуну фотоочерке должен был быть и портрет В. М. Шукшина.

Анатолий Иванович поставил перед собой нелёгкую задачу: запечатлеть его не только конкретно в 1974 году, но и на все времена. Звучит, наверное, самонадеянно, но такова правда. Тем более, что у Шукшина парадные портреты почти отсутствовали, были в основном любительские снимки. Ковтуну удалось сделать не просто портрет Василия Макаровича, но Портрет. Лучший кадр на плёнке запечатлел его в квартире на Бочкова. В этой фотографии весь Шукшин – уставший, рано постаревший, с печатью боли и страдания на лице. Глядя на него, почитатели Шукшина понимают – страдает совесть Шукшина за простой народ, за всю Россию. Портрет Василия Макаровича привлекает нас глубокой человечностью.

Представленные на выставке в Сростках фотоработы Анатолия Ивановича – это и летопись славных героических дел советского народа. За последние три десятилетия жизнь стремительно изменилась: ушла советская эпоха, распался СССР. Исчезли чёрно–белые снимки, которые мастерски делал Ковтун, умеющий разглядеть в обыденном, банальном красоту и ёмкое содержание. *ТАСС – телеграфное агентство Советского Союза, центральный информационный его орган, собиравший союзную и международную информацию и распространявший её для телевидения, радиовещания, органов печати в СССР и за рубежом.

В наше время появилась фототехника с фантастическими возможностями не нуждающаяся в мастерстве, которое Ковтун и фотохудожники его поколения вырабатывали долгими годами, часами просиживая в своих лабораториях. Обидно, конечно, что технический прогресс довольно бесцеремонно свёл на нет кропотливую и трудоёмкую работу в чёрно–белом цвете. Талант и целомудрие, которые несут фотографии ХХ века, могут быть кем–то из молодых восприняты как анахронизм, некая ограниченность, идеологическая зашоренность.

Но на давно сделанных снимках застыло ушедшее героическое время. Нынешние возможности аппаратуры подталкивают фотографов идти на поводу у обывателя: основной упор делать на зрелищность, на эпатажность. Такие «суперсовременные» снимки есть и у А.И. Ковтуна. Например, фотография 2007 года, сделанная на Прохоровом поле у памятника скульптуру В.М. Клыкову. Место значимое и для меня: в 1943 году здесь располагался полевой госпиталь, где моя мама, 25–летняя военврач Людмила Сергеевна спасала раненых.

На снимке великая княгиня Елизавета Фёдоровна** спускается с небес. Она как будто благословляет поле, помнящее страшное танковое сражение 1943 года, наших погибших воинов. Теперь здесь стоит и памятник уроженцу тех мест, радетелю земли русской, скульптору Вячеславу Михайловичу Клыкову. Это фото – удачно выполненный приём наложения двух изображений в одном кадре. На мой взгляд, небесно–воздушный облик княгини очень органичен – небесные силы «охраняют» это святое для потомков место на географической карте России. Получилось мистически – мощно. Хорошо выстроен сюжет, композиция, коллажирование. А подключение зрительской фантазии, воображения, усиливают эффект восприятия.

Редкий дар социально–философского видения жизни позволяет Ковтуну схватывать моменты, через которые запечатлевается конфликт между тем, что в кадре получается, и тем, что за кадром остаётся. Эффект пронзительности передаётся и зрителю. Например, фоторабота «Костромские узоры». Перед нами в окне, украшенном резными деревянными наличниками, пожилая пара. И всем понятно, что эти люди прожили в ладу и согласии счастливую жизнь. Снимок завораживает, к нему хочется вернуться снова и снова.

Как человек владеющий словом и имеющий отношение к фактам текущей жизни, Анатолий Иванович с какого–то времени стал комментировать свои снимки. Рассказывать о своих поездках по стране, за рубеж, о встречах с различными людьми. Мастер удачно и точно даёт названия своим работам, а это способствует запоминанию и более глубокому восприятию сюжета.

Комментарии – особый жанр в его творчестве. Условно я бы назвала их «ковтунки». Рассказы–миниатюры есть у ряда выдающихся русских писателей: «Мгновения» – у Ю. Бондарева, «Камушки на ладони» – у В. Солоухина, «Затеси» – у В. Астафьева, «Крохотки» – у А. Солженицына… Вот по такому замечательному образу и подобию – коротких и ёмких рассказов–впечатлений, рассказов–размышлений – пишет Анатолий Иванович комментарии к своим фотографиям. Скупые строки, чаще только факты, но здесь каждое слово весомо и на своём месте.

**Памятник княгине, работы В.М. Клыкова, стоит в Москве в Марфо–Мариинском женском монастыре. До революции родная сестра последней царицы России руководила этой обителью. Была расстреляна большевиками и сброшена в шахту. Останки её были переправлены Белой армией в Иерусалим, где её мощи покоятся в русской церкви Марии Магдалины. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна причислена к лику святых.

И ещё пример: фотография «Валентин Распутин и Егор Исаев на Шукшинских чтениях». Писатель и поэт ведут диалог. Волосы обоих растрепал ветер. Ковтун так комментирует снимок: «Два литературных кита в состоянии своих дум. Валентина Григорьевича Распутина нелегко снимать. Во–первых, он этого не любит, во–вторых, есть лица сложные для фотосъёмок. Наверно, здесь тот случай, когда всё совпало на положительных эмоциях. Ничего лишнего, всё внимание на лицах… На презентации книги Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», я подарил Валентину Григорьевичу эту фотографию. Взамен получил книгу с надписью: «Анатолию Ковтуну, сберёгшему своим искусством мой образ в приличном виде. Дружески всегда, Распутин».

Рассказы Ковтуна поучительны и интересны, западают в душу. Например, об аристократе, оставшемся «без корней», датчанине Петере Дальхоф–Нельсене, потомке легендарного русского гусара и поэта Дениса Давыдова. О русском авиаторе К. Арцеулове. О замечательном искусствоведе Ю. Бычкове – бывшем директоре чеховского музея в Мелихово. Об Андрее Клыкове – продолжателе дела своего отца Вячеслава Михайловича Клыкова, в своё время изваявшего Шукшина и сделавшего его насельником Пикета в Сростках.

Скульптор Андрей Клыков по эскизам итальянского художника Кюффеле в 2012–ом году создал памятник нашим гардемаринам, которые во время землетрясения в Мессине спасали местных жителей. Что есть талант? Это масштаб души, вложенный в произведения. Мелкомасштабная душа ничего великого и даже среднего создать не может. У Анатолия Ивановича есть талант – самородное зрение, без которого не бывает хорошего фотомастера.

У Гоголя есть потрясающее высказывание: «Кто заключил в себе талант, тот должен быть чист душою». Такая душа у Анатолия Ивановича и она смотрит на мир его глазами. «Я мир пишу через линзу» – так называлась его выставка в Сростках. Москвич по рождению и эстет по мироощущению А.И. Ковтун по–настоящему любит деревню. Особенно Дубовичи на Украине – место жительства предков. Место, где Анатолий с братьями нередко отдыхал от столичного шума на каникулах. Утончённый натурализм ощущается в снимках украинцев и жителей России. Особенно хороша серия работ о быте и труде сельчан, эти фотографии складываются в цельную содержательную картину их жизни. Заставляют задуматься о бренности бытия и фотографии, сделанные в Пюхтинском женском монастыре.

Персональная фотовыставка А.И. Ковтуна стала событием в культурной жизни Алтайского края. В Сростках она работала с 25 июля, со дня рождения В.М. Шукшина, до первых чисел октября и доставила посетителям истинное наслаждение. А.И. Ковтун отразил жизнь народа, его душу. Через фотографию он пытался осмыслить проблемы нации, её духовно–нравственное состояние, историю, культуру, философию. И при этом он стремится довести каждый снимок до произведения искусства. А это импонирует зрителям, затрагивает их сердца. Вкусы у всех разные, но я уверена, что в каждом, кто побывал на персональной выставке А.И. Ковтуна, навсегда останутся в памяти те или иные его фотографии. Верю, что и через десятилетия работы Мастера будут востребованы и продолжат жить.