Из ада к свету

Из ада к свету

(о романе Михаила Бурдуковского «Милосердие в аду»)

Писать о книге, содержание которой полностью основано на реальных событиях — непростая задача. Михаил Бурдуковский, врач-психиатр с многолетним стажем  — скрупулезный писатель-документалист. Конечно, ему, доскональному знатоку материала, который он использовал в написании «Милосердия в аду», порой приходилось и «оживлять» реальных людей, ставших его персонажами, и додумывать новых действующих лиц, которые не хуже настоящих вписывались в контекст повествования.

Одно бесспорно: для этого писателя важнее всего — правда, и он взялся за свой труд с одной-единственной целью  — поделиться с читателями историей, потрясшей его самого.

В романе Бурдуковского (вернее, в его глубоком исследовании с элементами художественной прозы), названном автором «Милосердие в аду», перед читателем раскрывается один из томов тяжелой и зловещей летописи Великой Отечественной войны, повествующий об уничтожении пациентов психиатрической больницы, находившейся на оккупированной немцами территории Ленинградской области, и о персонале больницы, не покинувшем и до самого конца оберегавшем и поддерживавшем своих больных — беспомощных, никому не нужных, бесполезных для общества людей.

«Милосердие в аду», безусловно, вызовет у читателей множество образов войны. Ведь уже написаны тысячи книг о Великой Отечественной и Второй Мировой войнах, о нацизме и фанатичном служении немецких захватчиков идее «чистоте расы». Среди этих книг — сотни сильных, потрясающих и даже гениальных. В их числе — «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «У войны — не женское лицо» Светланы Алексиевич, «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова, «Ковчег Шиндлера» Томаса Кенилли (по этой книге был снят знаменитый фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера»), «Смерть — мое ремесло» Роберта Мерля и многие другие… И все равно у Михаила Бурдуковского в каждом эпизоде звучит своя собственная авторская нота  — как у каждого хорошего писателя, которым он является.

Возможно, повествованию не хватает динамичности, которой так ждут от современной литературы читатели, особенно молодые. Кто-то сочтет, что рассуждения, рефлексия, размышления действующих лиц занимают слишком большое печатное пространство. Да, «нединамичных» вставок действительно много, но именно они и позволяют читателю почувствовать себя «в шкуре» героев и антигероев (которыми выступают немецкие оккупанты и прибалтийские полицаи). Все персонажи — и военный корреспондент Костя Данилов с медсестрой Зоей, и душевнобольные Изя с Дорофеевым, и полковник Кёниг с капитаном Хагеном — имеют свои характерные голоса и собственные концепции мироустройства. Мы видим картину мира — гармоничного и доброго, хаотичного и жуткого, безжалостно логического и иррационально прекрасного. И становимся живыми очевидцами преступления, совершенного более семидесяти лет назад, но не забытого и не прощённого. Автором этой книги, по крайней мере  — точно.

«Милосердие в аду» можно назвать социально значимым произведением, назначение которого — пропаганда идеи гуманизма и милосердия. Ведь персонал больницы, описанный Бурдуковским  — это люди если не излечивающие, то поддерживающие, опекающие и жалеющие своих пациентов, невменяемых, неприятных и неопрятных, которых брезгливые немецкие офицеры не склонны вообще считать людьми. А это и есть милосердие высшей пробы.

Книга написана в стиле реализма, ее автор пишет о проблемах, волнующих и занимающих обычного человека: о жизни и смерти, о гуманизме в самом высоком понимании, о весьма условной грани, разделяющей обыденность и ужас.

Как и все настоящие книги, «Милосердие в аду» оставляет послевкусие: безотчетную грусть и маяту. Может быть, эмоционально восприимчивым молодым читателям после прочтения захочется «переделывать» мир, менять его к лучшему, решать глобальные проблемы человечества, совершать гуманные поступки…

Хочется верить, что роман Михаила Бурдуковского «Милосердие в аду» обязательно найдет своего читателя. А вдруг — кто знает!  — сыграет значимую роль в чьей-либо судьбе, заставит кого-то посмотреть на мир по-новому, стать лучше, человечнее и добрее.