Когда бы слова не умели стрелять

Когда бы слова не умели стрелять

Георгий Томберг

Я всегда знал, что Георгий Плишкин, больше известный под фамилией своего эстонского деда – Томберг, очень хороший поэт. У него нет, или почти нет проходных стихотворений. Каждое из них чем-нибудь да цепляет. Будь то образность, философичность, сарказм… Умеет он вроде бы в безобидном стихотворении, в таком как «Красное и белое» о весне, иносказательно намекнуть о глобальном. Затронуть целый пласт нашей жизни. Или, наоборот, с иронией и с сарказмом высмеять человеческие пороки. У таких стихов, как «Банковская лирическая» или «День города», вряд ли найдётся много почитателей, особенно из числа власть предержащих. Но зато во всех его стихах чувствуется гражданская позиция поэта. Пусть не всегда принимающая нашу действительность, но всегда с высокохудожественным поэтическим словом, ратующая за нравственные идеалы нашего общества. Импонирует, что он давно определился в своих политических взглядах. Что он не из тех поэтов, улавливающих политическую конъюнктуру и пишущих стихи-однодневки, а потом жалующихся на судьбу-злодейку.

 

Надо мною не ставьте креста –

И нательного хватит для неба.

Пусть горит надо мною звезда –

Никогда я предателем не был.

 

Это из стихотворения «Звезда», написанного достаточно давно и включённого в сборник «Сибирская Русь», вышедший в начале 2018 года в книжной конкурсной серии «Славянское слово». Радует, что Георгий Алексеевич продолжает побеждать в поэтических конкурсах, проводимых не только в нашем городе, но и в стране в целом.

Можно знать законы стихосложения. Но если в стихи не вложена душа поэта, это будет мёртвый продукт творчества, под каким бы соусом модернизма не преподносилось нам это блюдо. Не оттого ли стихи с отсутствием общечеловеческих ценностей читаются, но никогда не заучиваются на память. Стихи же Томберга не только хочется заучить, они способствуют вдохновению. Появляется желание написать нечто подобное. Но увы! Не каждому это дано. Не в этом ли феномен поэтического дара Томберга?

Ко всему выше сказанному хочется добавить многогранность его таланта. Он в отличие от авангардистов, сужающих рамки своего поэтического мастерства до размеров женского каблучка, разнолик и самобытен. Его разносторонние познания поражают воображение. Наравне с образными зарисовками о природе, коих в сборнике много, «Томск августейший» – один из них: «Мокрый город нахохлил крыши, / краски смазались в цвет один», он ещё и историк отменный, знающий в деталях эпоху, о которой пишет. Будь это стихи о Тамерлане, в вольном пересказе позднего Овидия или стихи, посвящённые 100-летию (1916–2016 гг.) Великой Крестьянской войны в России. Лично для меня эти даты стали открытием. Но не был бы Томберг – Томбергом, если б он зацикливался на одной теме. В том-то вся прелесть сборника, что на его страницах присутствует и любовная лирика.

 

Как хорошо, что всё уходит в срок.

Какое счастье – не оставить зла!

Я полюбить по-шалому не смог,

И ты, шутя, нетронутой ушла…

 

И образцы басен. Хотя вроде бы их в сборнике нет. Но некоторые стихи, наполненные добрым юмором, как: «Мурлыкать надо!», «Филоложеский разбор», «Вариант рецензии» разве не соответствуют всем канонам этого жанра? Потому сборник этот обязательно надо прочесть. Насладиться настоящей поэзией нашего современника. Уверен, каждый найдёт для себя что-нибудь сокровенное, что взволнует его или заставит взглянуть на Мир другими глазами.

Продолжая же перечислять достоинства стихов томского поэта, не могу не сказать, что Томберг ещё и поэт-песенник. Жаль, что он не играет на гитаре, а то б его песни давно ушли в народ. Написанное же им стихотворение к 400-летию Томска просто обязано стать гимном нашего города. Потому как вложенный в слова смысл не потеряет своей актуальности и по прошествии 100 лет. В этом-то и кроется достоинство поэзии Г. Томберга, что его стихи не канут в Лету. Будут востребованы и любимы даже спустя много лет. Почему я в этом уверен? Да потому, что в стихах нашего земляка напрочь отсутствует фатализм. Каким бы бичующим недостатки не было его стихотворение, в нём всегда присутствует вера в лучшее будущее России, любовь к своему городу и народу.

Из всей подборки стихов, написанных в разные годы, мне больше всего понравилось стихотворение «Молитва Аввакума». Очень сильное стихотворение. Но хочется предостеречь Георгия Алексеевича, касающегося в стихах христианской веры: надо быть очень осторожным с этой темой. Потому как прецеденты в томской словесности по этому поводу уже были. Не хотелось бы повторения… Кстати, не знаю почему, но Г. Томберг нигде не упоминает рецензии, данной ему Б. Н. Климычевым. Возможно, утерял со временем, но лет 15 назад я её читал и радовался за Георгия, что его стихам даёт положительную оценку томский классик!

Ну и последнее. Среди великолепных образцов любовной лирики, стихов гражданского звучания или стихов, перенасыщенных иронией и сарказмом, есть один недостаток, заключающийся в названиях его стихотворений. Я бы согласился с автором сборника, если бы эти длинные названия были первыми строками самих стихов. Как например, «Не ходила б ты, коза, на Эверест» вместо «Вариант рецензии». Первая строчка цепляет, подталкивает к прочтению. Само же название с вариантом ни о чём не говорит. Хотя понятно, что этим хотел сказать автор. Иногда эти названия совсем не отвечают содержанию стиха. Разве «Мгновения зимнего утра под Томском» – название? Не проще бы назвать «Февраль», коль речь в стихотворении идёт как раз об этом месяце? Или «Первый зазимок 30 сентября под Томском». Почему не просто «Зазимок»? Какая разница, где и когда? В самом же стихотворении Томск не обозначен, а из-за названия вряд ли кто станет заучивать его, живя в Воронеже или в Чите.

Конечно, как и что называть, это дело самого автора, и я ему не указчик. А уж тем более не хотелось бы, чтобы это расценено было как ложка дёгтя в бочку мёда. Нет! Просто других замечаний, кроме как восхищения от прочитанного, у меня нет. Всё на профессиональном, высшем уровне: от свежих и интересных рифм, разнообразия построения стиха и его формы до содержания! Поэзия Георгия Томберга стреляет, и как всегда – в цель! Подтверждение тому последние строчки из завершающего сборник стихотворения «Когда бы слова не умели стрелять»:

 

«Всё чуждое надо прижечь и отсечь,

и лучший целитель – карающий меч!»

Смешно было б в речи такие вникать –

когда бы слова не умели стрелять…

 

Мудрое замечание!

 

Послесловие:

Весной этого года Георгий подарил мне свой сборник стихов. Прочитав, захотелось написать отзыв. Написанное мной ему понравилось, и он пошутил: «Расхвалил меня на века, осталось только в бронзу залезть». Шутка оказалась пророческой: через неделю его не стало. Все знавшие его сохранят о нём светлую память.

Геннадий Анкудинов,

член Союза писателей России