Литература между кино и театром

Литература между кино и театром

Недавно меня пригласили на премьеру в театр «Остров», что на Каменноостровском проспекте. Шел я туда с чувствами не простыми. Инсценировку знаменитого романа Грэма Грина «Путешествие с тетушкой» сделал главный режиссер этого театра Александр Болонин, он же начал ставить спектакль, но вдруг заболел и умер. Спектакли его я очень любил — «Шизо», «Извлечение мастера», «Записки нетрезвого человека» — так изысканно и изобретательно в наши дни ставят немногие.

«Путешествие с тетушкой» после смерти Саши поставила его жена и верная помощница — заслуженная артистка РСФСР Тамара Исаева. Было, конечно, тревожно, когда спектакль начался — и грустно из-за смерти основателя и главного человека в театре, на котором все здесь держалось, и была неуверенность в том, что спектакль «склеится» без его таланта и энергии. Но уже через десять минут — как и задумывал Болонин — и я, и весь зал был в восторге от великолепной тетушки Аугусты, веселой и бесстрашной, сумевшей увлечь в водоворот приключений и своего скучноватого племянника Генри, и всех нас.

Этот роман я читал, но такого сопереживания и удовольствия, как сейчас, раньше не испытывал — и дело, конечно, в игре актеров. Саша Болонин умел найти и увлечь работой именно ему подходящих актеров — как правило, не раскрученных, не примелькавшихся и не приевшихся, но зато послушно и талантливо делающих то, что он хотел — и спектакли каждый раз получались уникальные. Казалось бы, куда еще — ведь есть широко известный роман Грина, плюс голливудский одноименный фильм 1972 года… Но мы, словно забыв все, что было, следили за жизнью на сцене так, словно это рождалось у нас на глазах. Тамара Исаева, игравшая тетушку не только экстравагантно, но и интеллигентно и благородно, вызывала гораздо более серьезное сочувствие, чем актриса Мэгги Смит в одноименном голливудском фильме маститого режиссера Джорджа Кьюкора, где тетушка выглядела слегка поверхностно, опереточно.

Вообще, сравнивая заслуги перед человечеством двух великих искусств — театра и более молодого кинематографа, — вдруг с удивлением замечаешь, что фильм, поставленный по мотивам талантливого литературного произведения, вдруг кажется анахроничным, менее современным, чем свежепоставленный спектакль. В кино уже ничего не переделать — и устаревшие интонации, и не принятые нынче жесты снижают достоверность, искажая восприятие. Спектакли же могут рождаться снова и снова и ловить из воздуха то, чем мы дышим сейчас.

Эта воплощенная возможность радовала всех и в исполнении вторых ролей. Актер О. Юдин, игравший чернокожего, дикого, хитрого и слегка безумного слугу тетушки Августы — Вордсворта, играл при этом что-то явно современное, всем знакомое, и не искушенная, никакая не театральная, но чуткая публика сразу же «зарядилась» и переживала все искренне, как свое. Актер Н. Клочков в роли племянника Генри играл более сдержанно, но мы вполне ощутимо почувствовали его путь от скучного клерка до лихого искателя приключений… Кому из нынешних «сидельцев в офисах» не мечтается о таком? Молодая девушка Тули (А. Яремская) была тоже абсолютно теперешняя — точно так они нынче говорят — хотя текст Грэма Грина не изменен абсолютно!

Зато на экране (я специально снова пересмотрел фильм) — и шикарный Париж (который тогда еще был шикарным), и Венеция, и Стамбул, и больше успеваешь увидеть интересного по ходу действия. Литература, театр и кино — в этой тройке непонятно кто главный, эти виды искусства в постоянном соревновании. И после спектакля в «Острове» я вышел счастливый, поняв, что и театр в соревновании с литературой и кино никогда не проиграет, не исчезнет из нашей жизни. Он будет то отставать, то снова возрождаться и совершенствоваться, как это произошло с моим любимым театром «Остров» на Каменноостровском проспекте.