Любовное поле

Любовное поле
Рецензия на книгу Ариадны Юнн «А капелла» (Издательство «Союз писателей Санкт-Петербурга»)

Перед нами роман Ариадны Юнн «А капелла», написанный широкими акварельными разливами, сконцентрированными вокруг мерцания отношений главной любовной пары — Снежаны и Филиппа. Но пара эта не одна: когда погружаешься в повествование, то любовные пары начинают плодиться как кролики. Выскакивает Валерия — а у нее уже Влад; выпрыгивает Игорь — а у него Алена; появляется Женя — а у нее Кирилл… Сегодня, когда большинство истерично «ищет пару» на сайтах знакомств, такое плотное любовное мироустройство дарит надежду на победу над одиночеством.

Ариадна Юнн в аннотации во главу угла повествования ставит великую загадку параллельности судеб мужчины и женщины, которых удивительным образом некая высшая сила сводит и разводит, привораживает и отгоняет. Пары романа испытываются на прочность, вокруг них вьются свободными частицами-радикалами другие персонажи, и все они оказываются связанными котлом-реактором — общим школьным детством. Мир школы позднего социализма выглядит любовно напряженным, в нем закладываются судьбоносные линии, травмы и тяготения на всю будущую жизнь. Мало кому удается сохранить девственность до выпускного звонка. Ромео и Джульетты живут по одним законам, Уголовный Кодекс — по другим…

В нынешние же времена бывшие одноклассники — сплошь сотрудники крутого бизнеса широкого спектра действия: от наркотиков до алмазов. Восхитительный полет по миру больших денег, красивых автомобилей, успешных мужчин и их безоблачно живущих жен, а также фотомоделей и поклонников захватывает нас… И все вертится вокруг их личной жизни.

Данный эпос, безусловно, относится к жанру «женского романа». Автора интересуют, прежде всего, любовь и судьба. Все остальные вопросы бытия меркнут перед могучими эмоциями, охватывающими страстным огнем почти всех действующих лиц. Автор подробно описывает внутренние переживания героев, которые возжигает в них любовь, не всегда взаимная. Все, что выше любовной пылкости, остается за кадром. Часто ловишь себя на мысли: кто все эти люди по образованию, что у них записано в трудовой книжке, как они оплачивают коммуналку и налоги? Презренный быт тонет в тумане за огнем любви. Главные любовные мужские герои — по сути, бандиты, жулики, спекулянты, косвенные, а то и реальные убийцы. Но муки совести и стыда, преступления и наказания никого особо не волнуют, кроме разве что правильного молодого сотрудника ФСБ Влада. У всех героев на первом месте — зов тела и сердца.

Обычно женщины пишут романы, в которых финал, как в сказке, все расставляет по местам. Злые наказаны, добрые и моральные торжествуют. В книге Ариадны Юнн финал вызывает недоумение. Автор отправляет в «мир иной» побочных персонажей, которые в любви не были предметом сильного вожделения. Но главный злодей неожиданно остается на коне и на свободе, завоевывая сердце и руку первой красавицы…

«А капелла» напомнила мне «Источник» — изданную во времена Перестройки миллионными тиражами книжку Айн Рэнд, американской писательницы с русско-еврейскими корнями, на могиле которой вместо надгробного памятника возвели доллар. «Источник» звал женщин к свободе в любви, в желаниях, в достижениях искомого. Книжка Ариадны Юнн по-русски помягче, но все же моральная сторона дела никого не интересует, любовное поле тяготения выше разума, мудрости, угрызений совести…

Ариадна Юнн зафиксировала новую (а может, и вечную) породу русского человека. Про поле чудес и страну дураков мы слышали. Но если глянуть глубже, то там — поле любви.