Обзор публикаций поэтов диаспоры в весенних номерах литературных журналов

Обзор публикаций поэтов диаспоры в весенних номерах литературных журналов

Арион – журнал поэзии, издаётся с 1994 года. Это – первый и на сегодняшний день единственный в России «толстый» поэтический журнал.

 

1, 2018

 

Игорь ИРТЕНЬЕВ (Кармиэль, Израиль – Москва, Россия)

 

* * *

Телевизор я врубаю,

Там беснуется попса,

Слышны крики попугаев,

Обезьяньи голоса.

 

И терпеть не в силах муки,

Думаю: «твою же ж мать,

Как умеют эти суки

Эти звуки извлекать?»

 

Владимир Васильев (Харьков, Украина)

 

ОДИССЕЙ

 

Он в корыте плывёт.

Понт сияет вокруг штилевой.

Не веслом он гребёт,

А щербатой доской половой.

 

Догорает триера за мысом.

В ногах решето.

Что теперь он замыслил,

Уже не узнает никто…

 

Андрей Фамицкий (Минск, Беларусь)

 

* * *

шесть соток фамильного сада

луна освещает, но мне

немного по совести надо,

и этого хватит вполне.

 

сидеть на ступенях веранды,

смотреть, как сгущаются: тьма,

и жизнь, и её варианты,

и прочие игры ума.

 

Вера ЗУБАРЕВА (Филадельфия, США)

 

Взял и умер, не сказав ни слова.

В этом – весь ты. Узнаю тебя.

Небось, ушёл в запой в райских кущах,

Празднуя свободу от бремени жизни

И взвалив на нас тяжкое бремя догадок,

Ужас от белого кружка в скайпе.

Выйдешь на связь, а он глядит,

Как мечемся по комнате или по жизни

В поисках тебя или, может быть, себя.

 

Владимир ЗАХАРОВ (Москва, Россия – Тусон, Аризона, США)

 

Под небоскребом город тих,

Картонный короб на двоих

Уютно делят два бомжа,

А третий всё не спит, дрожа.

 

Вверху дожди, внизу бомжи,

А посредине – этажи.

 

Владимир Ермолаев (Рига, Латвия)

 

МОЙ СОН

 

мой сон повадкой похож на кота:

поздним вечером устраивается в ногах,

а в середине ночи встаёт и уходит.

чем он занят? и где он бродит?

 

Дружба народов – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Основан в 1939 году.

 

3, 2018

 

Даниил Чкония (Кёльн, Германия)

 

наступила осень патриарха

и ему то холодно то жарко

бродит он по золотому саду

собирает спелые плоды

нет ему с собою миру-сладу

то вина запросит то воды

 

да ещё вздыхает ох и ах

странный доложу вам патриарх

 

Вера ЗУБАРЕВА (Филадельфия, США)

 

Луна маячит на последнем этаже,

Словно готовится к прыжку с вышки.

Машины шуршат по мостовым, как мыши,

И юркают в норки гаражей.

И снится снег, и плывёшь, и плывёшь

Вдоль берега ночи по его млеку,

И Город сам на себя не похож,

И память о нём из снежных молекул.

 

4, 2018

 

Евгения БИЛЬЧЕНКО (Киев, Украина)

 

Я помню их: святые лики сёл

Над чёрной бойней Запада с Востоком.

И лёгок слог,

Как писанное в стол,

Непойманное таинство восторга.

 

Не взят блокпост. Не установлен флаг.

И больно так, что хочется смеяться.

И лёгок слог,

Как поздний Пастернак:

Смертельная божественная ясность.

 

Заир АСИМ (Алма-Ата, Казахстан)

 

Это продвижение в темноте

с вытянутым лучом губ,

так фонарик освещает

узкую тропу смысла.

Прохлада прямоугольной воды,

дыхание живого стекла.

Прозрачность, погруженная

в безмятежность отражения.

 

Иван ВОЛОСЮК (Донецк, Украина)

 

Не важно, с кем ты просыпался, – страшен

сам переход из пробной темноты,

которую, как панцирь черепаший,

не перебьёшь, не одолеешь ты.

 

И если нет ни Альфы, ни Омеги,

а только смерть, и прах, и вещество,

тогда зачем зимою столько снега

и столько тишины на Рождество?

 

Майя Шварцман (Гент, Бельгия)

 

Блажен, кто подаянье близ фрамуг

смиренно собирает на кормушках,

отдаривая музыкой, кто звук

даёт увидеть в росписях воздушных.

Им всем завещан заповедный сад,

а в нём, как шёлком, щёлканьем расшитом,

щеглы порхают, иволги царят,

и зёрнышками Хлебников рассыпан.

 

Звезда – старейший петербургский ежемесячный литературный журнал. Издается без перерыва с декабря 1923 г.

 

4, 2018

 

Борис ПАРАМОНОВ (Нью-Йорк, США)

 

Кто б ни был ты – ездок или ходок, –

мороз зовется по-немецки фрост,

и к сердцу подступает холодок,

когда гусары поджигают мост.

 

И я в своем умении простом,

своим на том и этом берегу –

я съёжился, и прячусь под мостом,

и сорок лет огниво берегу.

 

5, 2018

 

Михаил ОКУНЬ (Аален, Германия)

 

* * *

В кинохронике случайной –

Блок в фуражке средь толпы.

Он бросает взгляд печальный,

Улыбается слегка,

Видя нас издалека.

И ему вполне понятен

Через век любой дебил.

Знает: мы до дна испили

Чашу, что он пригубил.

 

Знамя – ежемесячный литературный журнал, издающийся с 1931 года, в котором печатались корифеи советской литературы, а после 1985 г. произведения, во многом определившие лицо горбачёвской перестройки и гласности.

 

3, 2018

 

Геннадий РУСАКОВ (Москва, Россия – Нью-Йорк, США)

 

Холодные дни без купюр и повторов.

Уже не пугает неистовый быт.

У каждого времени собственный норов

и собственный счёт незабытых обид.

…Архангел крылами плеснул от проулка.

А может, не он, а сама темнота.

Ночами в округе и тихо, и гулко.

И нежен у яблонь парок изо рта.

 

Владимир Гандельсман (Нью-Йорк, США – Санкт-Петербург, Россия)

 

Бог рассвета в единый

миг тебя,

точно нить паутины,

сдует со лба.

Шаг, шажок, боязливо

с просёлка свернёшь,

выйдешь к бухте залива

и себя не найдёшь.

 

Олег ДОЗМОРОВ (Лондон, Великобритания)

 

* * *

Народ не с вами. И не с нами.

Народ огромный бутерброд

соорудил с семью слоями

и отправляет прямо в рот.

 

Народ безмолвствует и только

тихонько чавкает. Народ

расставил рюмочки на столике.

Он мудр, он всех переживёт.

 

5, 2018

 

Иван Стариков (Гейдельберг, Германия)

 

* * *

ну давайте ещё

но только не за первого парня

третьего рима в шестой палате

всё же так же

воздвижение земляного города

на исторической свалке

засиделись мы поедем пожалуй

не бежать же от вас

а вот уже и не убежишь

 

Александр Радашкевич (Париж, Франция)

 

У мамы

 

У мамы без мамы по пояс сугробы

и талые души в прозрачных мехах,

безбурные ветры, ручные бураны,

сокрывшие пухом провалы дорог,

и стены за стенами глубей зеркальных,

где стаи немые в краях узнаванья

срываются в твердь отражённых озёр.

Уфа расступается, вчуже родная,

всевешнее дышит за стёртым углом.

У мамы без мамы до неба сугробы

и детская мгла заоконных миров.

 

Новая Юность – литературно-художественный познавательный журнал тридцатилетних. Выходит с 1993 года, после драматического исхода 14 журналистов из «старой» «Юности».

 

1 (142), 2018

 

Игорь ИРТЕНЬЕВ (Кармиэль, Израиль – Москва, Россия)

 

Неверье – слепая химера,

Нас в пропасть толкает она,

А вера есть высшая мера

Вещей без покрышки и дна.

Мне обе модели по сердцу,

Неважно – слабей ли сильней –

Добавить способные перцу

В похлёбку сиротскую дней.

 

Сергей Тенятников (Лейпциг, Германия)

 

я знаю, когда кончаются романы,

как тает и чадит империя-ледник.

мы руки греем, жмём, а ждём

медвежьего объятья, и выживаем из ума.

себе мы сами ни свояки, ни братья.

точно ослепшие клубни картофельной зимы,

со дна окопов глядим мы в телескопы

на нищий мир, роскошный мир.

 

Новый Журнал – старейший в русском зарубежье литературный журнал, основан в 1942 году по инициативе И. Бунина писателями М. Алдановым и М. Цетлиным.

 

290, 2018

 

Вера ЗУБАРЕВА (Филадельфия, США)

 

* * *

Сумятица. В разгаре вьюг фиеста.

Сугробы, как подобья пирамид.

Развинчен свод, и город сорван с места

И в птицу превратиться норовит.

Вращаясь в дисгармониях угрюмых,

Готовит ветер ледяной набег.

Сумятица. И мир темнее в думах,

И ночь светлее, оттого что снег.

 

Елена Малишевская (Киев, Украина)

 

К жаждущим свежей озерной ряби

От вялотекущего общего места

Строфой блеснувшей, одной хотя бы,

Извернувшись, выпрыгнуть из контекста!

И живцом, напитавшись первоосновы,

Соскользнуть, впадая в сердечное устье,

За пороги, с течением быстрой крови,

Прямо в чувство.

 

Михаил Этельзон (Нью-Йорк, США)

 

В его заложниках – страна:

артисты, лекари, солдаты,

и бесконечная война –

могилы, имена и даты.

А на войне, как на войне:

невинных там искать нелепо…

Последний рейс горит в огне –

в огне сожжённого Алеппо.

 

Ефим Ярошевский (Котбус, Германия)

 

* * *

Поэт,

бегущий в полночь к мутному бульвару,

где плачет пароход (без мамы),

где туман…

где всхлипывает март,

где прячется диспансер

(худой рентгенвесны показывает парк),

где холодно,

где соловей издох, попавший в снегопад…

поэт свихнувшийся,

на ледяной скамейке ждущий лета…

 

Зоя Межирова (Сиэтл, США)

 

Нет уже прошлой жизни,

Как нет сгоревшей дачи под Москвой,

Где так часто бывала в детстве,

Где летом жили бабушка с дедушкой,

Где играла с Валечкой,

Трагически нелепо погибшей в ранней юности,

С которой варили суп из лепестков ромашек

В игрушечных, крохотных кастрюльках…

 

Татьяна Ананич (Лос-Анджелес, США)

 

Эйлатский камень. Соль. Трава. Песок.

Извилистая каменистая дорога.

Пыль на скитальческих сандалях. Рог

пастуха. Лимонно-жёлтого этрога

полынный сок. Трава. Песок. Йильдѝ…

Щемящее есть что-то в этих далях.

Как будто бы мы здесь на волосок

от, знает Бог чего. – Что мы видали. –

 

Борис Ильин (Нью-Йорк, США)

 

мал человек да долог

голос нечист и тонок

взгляд лишь лучист

 

это ли отраженье

прошлого отторженье

ныне и здесь?

 

Новый мир – один из старейших в современной России ежемесячных толстых литературно-художественных журналов. Издаётся с 1925 года.

 

Номера еще не опубликованы в «Журнальном зале», но их можно читать на сайте «Нового мира»: http://www.nm1925.ru/

 

4, 2018

 

Александр Кабанов (Киев, Украина)

 

Октябрь – старейший русский литературно-художественный журнал, выходит с 1925 года.

 

4, 2018

 

Елена Касьян (Львов, Украина)

 

Здравствуй, моя девочка, здравствуй, моя птичка.

В рай по расписанию ходит электричка.

Тихие кондукторы с грустными глазами

Не пускают девочек к папе или маме.

Если продираешься через ночь и стужу –

Словно путешествуешь изнутри наружу.

Но пока не выстроен мостик через Лету,

Это путешествие от печали к свету.

 

Prosōdia – южнороссийский журнал для литераторов, критиков, литературоведов и всех, кто интересуется вопросами теории, истории и практики современной поэзии. Приоритетный интерес журнала – опыт чтения и понимания поэзии во всей ее сложности и разнообразии.

 

8, 2018

 

Григорий МАРГОВСКИЙ (Бостон, США)

 

Атлант могуч, с его упругих плеч

Не соскользнёт небесной тверди бремя.

Таланту пофиг, он в земную речь

Впивается, поскрёбывая темя.

Монах Тантал в молитву погружён,

Лишен аскезой и воды, и яблок.

Талант бухлом приваживает жен,

Жуя, пускает по реке кораблик.

 

©оюз Писателей – украинский русскоязычный литературно-художественный журнал. Основан в 2000 году. Издаётся в Харькове.

 

17, 2018

 

Евгений Пивень (Николаев, Украина)

 

* * *

шестнадцать лет когда получили первую работу и живые

деньги вештались по степным ковылям за ручки переносили

в длинный альбом настенную копоть в хатáх и слушали

как старые птицефермеры вспоминают более прочные

нижние ветви вéка три наверное назад массивное дерево

бесплодное только ветки ветки ветки столько веток что

в голове не укладывается переносили в длинный альбом

 

Арсений Ровинский (Копенгаген, Дания)

 

* * *

наш район чем интересен – во-первых, холмы

с таких позиций как Москалёвка или Д/К Учителя виден весь город

но есть и ещё один бонус, а именно – телебашня

незабвенная

эта башня для каждого воина место священное

кто за 1й канал жизнь отдал за дарёный металл золотыми зубами

за мертвячку-башню последнюю клятву давал

 

Ия КИВА (Киев, Украина)

 

* * *

совсем не выходишь не ходишь

но если находишь значок выхода непременно парк

в котором гуляют белки и малыши

упакованные в рассеянный сентябрьский свет

в цвет то ли песочный, то ли горчичный

в ожидании спелых мандариновых корок

и ступаешь мягко чтобы у земли ничего не болело

это балетный лёд и балетный мёд

и что ни движение то цыпочки на цепочке

дайте мне точку опоры говоришь и трогаешь волдыри

и не приходишь в себя до самого дома

 

Яша Цикле (Рим, Италия)

 

Но картины растворяются,

когда прибегает чумазый мальчонка-щипач,

тукает в трансформаторную будку

и будит дряхлого дворника Зюзю.

Тот кряхтит, взбираясь на стремянку:

«Тлетворен всекрайний луч! Волки, волки ползут!»

И лопает метровым шилом звёздочки.

Saratov кутается во покойный сон.

 

Ал Пантелят (Харьков, Украина)

 

я вычерпываю

твои слова

из ледяной воды

 

и оставляю

на растерзание

окрепшим будням

 

Александра Мкртчян (Харьков, Украина)

 

Сделать свои пути прямыми? –

я так не думаю,

поля роз в моём сновидении,

поля роз, солярис,

солярис в моём сновидении,

синие облака, кровяные луга.

 

Александр Кочарян (Харьков, Украина)

 

* * *

стыдно, стыдно за каждое слово –

так сказал мне говорящий плинтус.

я лёг на пол и согласился.

и дальше с плинтусом

молчали мы,

и дальше мы молчали вместе.

 

Александр Ходаковский (Харьков, Украина)

 

в зрачках запечатать оскомину пройденных утр

напоследок и руки твои оробевшие и пустословье

навсегда ни о чём щебетанье неслышных минут

жаркое обеда на сытое наше здоровье

 

любовь вытекает нездешним ручьём и лучом неземным

кто-то плачет навзрыд и немеют поля на излёте

тот же запах полыни а бусы пихт пацаны

на патроны порвут как живьё тишины самолёты…

 

Леонид Иванов (30 ноября 1944, Харьков – 16 июля 2014, Харьков)

 

* * *

В мерцаньи шума городского

Под гнётом мёртвых пирамид

В раскопах сна тот не раскован

Кто добровольно не убит

 

Но дезертиру гороскопы

Ночного неба не солгут –

Для самовольного холопа

Есть у владык и цепь и кнут

 

И истинный беглец однажды

Отыщет выход и исход

В колодец сна скользнув как Гаршин

Шагнувший в лестничный пролёт

 

август 1983

 

День и ночь – литературный журнал для семейного чтения. Основан в 1993 году при участии В.П. Астафьева.

 

6, 2017

 

Изяслав Винтерман (Иерусалим, Израиль)

 

* * *

На лепестках ресниц заблестит роса.

Капли ночного солнца, вспыхнув, погаснут.

Слышала голос? – Это была гроза…

И ощущала губы? – Это опасно…

Был ли это туман, взявший в кольцо тела, –

как он стелился здесь, чтоб вознести внезапно

впадины переулков и купола тепла,

силу желаний… всё, что случится завтра.

 

Дети Ра – ежемесячный литературный журнал поэзии, издаётся с 2004 года в Саратове. С 2011 года выходит под эгидой Союза писателей ХХI века.

 

1(159), 2018

 

Бахыт КЕНЖЕЕВ (Нью-Йорк, США – Москва, Россия)

 

Мне хорошо – я всё-таки могу,

склонившись в небо с лестничной площадки,

помочь тебе, мышонок на снегу,

поднять тебя, согреть тебя в перчатке.

Но плачешь ты – и жизнь вдвойне страшна,

дымится ночь, лёд схватывает руку,

и медленно ступает тишина

сквозь Петербург, похожий на разлуку…

 

Интерпоэзия – международный журнал поэзии, выходит с 2004 года. Издается в США.

 

1, 2018

 

Борис ХЕРСОНСКИЙ (Одесса, Украина)

 

* * *

надоели бокс каратэ и борьба на

всех площадках нет хорошего фильма без порно

отовсюду слышится гром барабана

крик архангельских труб и пионерского горна

значит мир качнулся вправо тираны кричат браво

кандидаты в тираны боязливо жмутся друг к другу

право выжить не действует право выжать достойное право

как зэки в тюремном дворе эпохи идут по кругу

 

Рита БАЛЬМИНА (Нью-Йорк, США)

 

Кликни, баловник,

Да на линки эти.

Я – безликий nick

В никаком Рунете.

На Великий Пост

Пантократор-Боже

Уничтожит post…

Модератор тоже.

 

Александр Габриэль (Бостон, США)

 

Что нам, январь, твой ледяной улов,

и свет звезды, в холодном небе тающий,

на фоне наших, самых важных слов,

которые не сказаны пока ещё?

И что с того, что ночи дольше дней

и тучи собираются на вече?

Почти всегда январского сильней

сердечное. Людское.

Человечье.

 

Александр Немировский (США)

 

Как блоки стен надеты на линейку –

Лежат века. Но их не охвачу.

Я город пробегаю по лучу.

За башни, переулком, по ступенькам.

Я здесь молился, жил.

Теперь молчу.

 

Татьяна Ананич (Лос-Анджелес, США)

 

Старый вокзал. Часы. Телефонная будка.

Рядом с ней в вазоне цветёт незабудка.

В привокзальном кафе под названием «Минутка»

пахнет хлеб, как во Франции.

Разворачивается последний трамвай кольцом.

Кто-то сверху храпит, свесив руку с кольцом.

Я уткнусь в подушку свою лицом:

мне до другой станции.

 

Иван ВОЛОСЮК (Донецк, Украина)

 

* * *

Выцарапывай музыку из грампластинок, «Урал»,

дело времени – всё разрушать, кроме камня и звука,

в симфонической близости к смерти я переступал

через чьи-то тела, через головы, ноги и руки.

 

Так давай, Леонардо, бери меня на карандаш,

в человеке душа, но она не попала в учебник,

в придорожную пыль превращаются «наш» и «не наш»,

в алфавит вещества, пропечатанный мелко на стебле,

 

здесь листвы прочитал Заболоцкий изнаночный код,

здесь война началась и уже никогда не пройдёт.

 

Ирина МАУЛЕР (Израиль)

 

Ну а тебе – тишина пустынь

и беспокойного неба синь,

солнце на завтрак.

Сад апельсиновый под окном –

эти законные стол и твой дом

чем не подарок?

 

Крещатик – журнал издается с 1998 года в Германии. Традиционное содержание номера: проза, поэзия, критика, эссе, рецензии.

 

1, 2018

 

Александр ШМИДТ (Берлин, Германия)

 

О ВОЗВЫШЕННОМ

 

Когда люди

Видят спящих детей,

Они становятся

Возвышенней.

Они тогда ходят на цыпочках –

Я видел.

 

Лалита БАУЭР (Берлин, Германия)

 

Чью-то лодку любви

ветер мягко колышет,

и зови – не зови, –

тот, кто в лодке,

не слышит.

 

Иван БЕР (Бонн, Германия)

 

* * *

Я этот диалог веду давно,

я сам того не знал, что день настанет,

когда начну, как женщин, пить вино,

а женщин, как вино, пить перестану.

 

Белла ИОРДАН (Розенхайм, Германия)

 

Ты помнишь симфонию поздней, осенней любви?

Конечно, не помнишь. Я тоже почти позабыла.

Там, кажется, флейта чуть слышно зачин выводила,

а скрипки минором на зов откликались вдали…

По тактам и правилам темы развитие шло,

вливались кларнеты, серебряно арфа звенела,

душа в упоенье навстречу созвучьям летела…

Ты знаешь, и в возрасте душам летать не грешно.

 

Соня ЯНКЕ (Берлин, Германия)

 

* * *

Я сама себя не знаю.

Что могу, чего хочу?

Я была недоуменьем

Или просто приложеньем

ко всему и ни к чему.

 

Лидия РОЗИН (Мюнстер, Германия)

 

Средь старых писем и вещей забытых,

За шагом шаг, от строчки – к новой строчке,

Я в дебрях памяти, где бурелом событий,

Ищу тропу логической цепочки.

На нити лет нанизаны мгновенья,

Завязаны «на память» узелки…

Теряются и выпадают звенья:

Из брошки камень, слово – из строки.

 

Владимир ШТЕЛЕ (Кассель, Германия)

 

Я хромоног, медлителен, ну что ж,

Ведь, главное, – не еду на телеге.

Следы полуистёршихся подошв

Останутся на этом юном снеге.

 

Соседка Люба выйдет, крикнет: «Дед,

Куда попёрся? Рань, мы только встали».

Отвечу я: «Хочу оставить след,

Пока другие тут не натоптали».

 

Виталий ШТЕМПЕЛЬ (Фульда, Германия)

 

* * *

Прости меня – я, кажется, в загоне.

Ушёл ли сам или отпущен с миром, –

Люблю тебя, как тепловоз вагоны,

И как вагоны любят пассажиров.

 

Не торопись – дай нежности нескорой,

Дай ощутить несвязное в деталях.

Я долго шёл. Я стал у семафора.

Я напишу однажды об усталых.

 

Андрей ШТОППЕЛЬ (Берлин, Германия)

 

За окном снегопад,

Вечер…

Я из дома ушел

Незамечен,

Невидимкой брожу

В белой пыли,

Снег лежит,

Где следы были.

 

Вальдемар ВЕБЕР (Аугсбург, Германия)

 

МОГИЛЫ ОТЦОВ

 

Целое поколение,

выросшее без могил предков.

Иное жизнеощущение.

Парящая отстраненность.

Всплески памяти

при взгляде на облака,

летящие к мёртвым.

 

 

По ту сторону «Журнального зала»

 

Мосты – ежеквартальный «толстый» литературный журнал. Выходит с января 2004 года в Германии. Объединяет на своих страницах русских писателей-эмигрантов.

 

57, 2018

 

Евгений Терновский (Париж, Франция)

 

Вот и дождались: период летний.

Шапки и шубы – надолго в ледник.

 

Стужа – пускай! – наносила раны нам.

Холод любим и чтим северянином.

 

И метелица под Верхоянском,

нам отраднее, чем в троянском

 

чреве августа. Жди ветрила!

Льет металл огневое светило.

 

Дмитрий Казьмин (Сан-Пауло, Бразилия)

 

Не горюнься, друг мой ласковый,

Что искали – то нашли.

Гостю нынче милость барская –

Расписные словари.

 

Нам сегодня будет пиршество,

Нам вовеки – благодать:

Отглагольные излишества

Чуждой речи поверять.

 

Борис Кушнер (Питтсбург, США)

 

* * *

Кружат чёрные птицы,

Чёрен снег в Аушвице –

Так называют немцы

Польский Освенцим.

Время судило люто.

Пучина отчаянья. –

Здесь нужна не минута –

Вечность молчания.