Отравленная туника
Отравленная туника
— На Пасху? Нет, мы вечером в театр, — поделилась моя Катя со своей школьной подругой, позвонившей за день до означенного события.
— В какой? — завистливо спросила подруга, безнадежная театралка, живущая в другом городе и даже стране.
— Догадайся с трех раз.
— А, понятно. Что, в Москве других театров уже и нет? — съязвила та. Она знала.
Мастерская Петра Фоменко.
Волшебный театр. Заколдованный. Ни разу без приключений. И приключения какие-то все… однотипные. Словно по лабиринту добираешься.
— Катя, ты дорогу смотрела? — спросила я Катю, подобрав ее на остановке.
— Конечно, — самоуверенно ответила она.
— И как?
— Все отлично! Местами затруднения. Прорвемся за полчаса.
— Навигатор ставим?
— Зачем? Я дорогу и так хорошо помню…
Навигатор заглючило (кто бы сомневался!). На театр он реагировать отказывался и посылал нас… в общем, посылал. Сто двадцать пять раз останавливались и пытались привести в чувство взбунтовавшийся аппарат. Аппарат капризничал и шизел, как магнитный компас на полюсе.
Я ж говорю: заколдованный театр!
— Черт с ним! — в сердцах сказала Катя (в смысле, навигатором). — Путь давно проторен и знаком.
Я покосилась на нее с сомнением.
— Сейчас светло! — отреагировала она.
При выезде на Кутузовский, где дорога «раздвояется», я спросила:
— Нам правее или левее?
Катя замялась.
— Правее, — решилась, наконец, она, напряженно глядя вперед.
— Тэ-экс! И куда мы едем?— концентрации яда в моем голосе могла позавидовать мулга. — Ты же сказала, что все здесь знаешь.
— Я плохо ориентируюсь в туннелях.
— Где ты еще плохо ориентируешься? Блин! Ну, сколько ж можно?! Ты, вообще, понимаешь, куда мы едем?
Катя расстроено бормотала, глядя в пол автомобиля, что она плохо соображает, когда нервничает, тем более, когда на нее кричат и ругаются.
— Я стала плохо видеть. А в стрессовом состоянии… Да и очки надо менять.
— Голову тебе пора менять. Сусссанин! — Мы стремительно удалялись от театра в сторону Воробьевых гор. — Нет, ну что за гадство! В который раз — на те же грабли! Я за этими билетами полгода в очереди отстояла.
— Разворачивайся!!!
— Где?!
Машина вздрагивала и исходила паром, как породистый жеребец, выигравший заезд. И мы тоже — как две клячи после скачек… вспотели даже сапоги!
— Все! Спокойно, — выдохнула я, утирая лоб: — У нас в запасе пятнадцать минут. Отдышаться. Обсохнуть. Покурить. — И, глядя чуть поверх Катиной головы: — Пригладить волосы, в конце концов. Кофе выпить. Но сейчас!.. — глубокий вздох с закатыванием глаз. — в туалет.
…Мимо гигантскими скачками промчалась Галина Тюнина (тоже опаздывает). Я, занятая своими мыслями, ее не заметила. А Кате она озорно подмигнула в ответ на ее растерянную улыбку…
— Вот это да! — выдохнула я, когда мы вышли после спектакля.
— Вот это да… — тихим эхом отозвалась Катя.
— Ради такого я готова сделать еще пару кругов по Москве и Московской области.
Зал не дышит. Он не шуршит,
Не кашляет, не шаркает,
В нем плотная, тугая тишина,
Заполненная сотней ждущих лиц…
Евнух (Томас Моцкус) –
лицо, приближенное к императору,
дворцовые глаза и уши, гибкий стан,
изогнутый, как тетива, и напряженный,
стремящийся достигнуть и расслышать,
натренированный хранитель мрачных тайн:
«…И я клянусь, такой туники брачной
ни на одном не видели царе»1 …
Юстиниан (Андрей Казаков) —
Константинополя безжалостный правитель,
величественно титанически-домашний,
чей будничный и тихий скучный голос
(зачем? — его и так прекрасно слышат)
лишь изредка возвысится, достигнув
всей мощи, и тогда — мурашки:
«Ты на три дня ее положишь в яд.
Тебе секрет известен?»
Евнух:
«Я смущен: так, значит, свадьбы —
не будет? А скорбь невесты?»
Юстиниан:
«Что девичьи слезы
пред пользой государства?»
Зоя (Мадлен Джабраилова) —
бесхитростная Юстиниана дочь,
порывистая, искренняя, юная,
цветок полей, неведомо как выросший
в отравленном интригами и завистью
холодном мраморе бездушного дворца,
босая и почти парящая на цыпочках,
все чувства, чаянья и переживания
которой — в гибких пальцах ног и рук:
«Отец, ужели брачная туника
Отравлена?.. Зачем?»
Юстиниан:
«…Дитя мое, законы государства,
Законы человеческой судьбы
Здесь, на земле, которую Господь
Ведет дорогой неисповедимой,
Подобны тем, какие управляют
И тварью, и травою, и песчинкой»…
История всегда одна и та же:
Власть и владение одни имеют ценность,
Меняются лишь декорации ее.
Ну вот, и я уже заговорила
высоким слогом греческих трагедий.
Галина Тюнина, та — подмигнувшая…
Нет, Феодора — Зои злая мачеха,
плетущая изысканное кружево
из ненависти, страха, жажды мщения,
одна играющая против всех,
отталкивающая и остро-манящая,
скользящая и скользкая, как лед,
вползающая в душу каждому,
беспечно подпустившему чуть ближе,
чем расстояние для слова или взгляда.
И ее последний — для Зои — монолог:
«Тебя я ненавидела всегда…
Кровь римская и древняя в тебе,
Во мне плебейская, Бог весть какая.
Ты девушка была еще вчера,
К которой наклонялся только ангел,
Я знаю все притоны и таверны,
Где нож играет из-за женщин, где
Меня ласкали пьяные матросы.
Но чище я тебя и пред тобой
Я с ужасом стою и с отвращеньем.
Вся грязь дворцов, твоих пороки предков,
Предательство и низость Византии
В твоем незнающем и детском теле
Живут теперь, как смерть живет порою
В цветке, на чумном кладбище возросшем.
Ты думаешь, ты — женщина, а ты —
Отравленная брачная туника»…
Чем женщина дешевле — тем дороже:
Заплатишь кровью, жизнью и судьбою.
Заплатишь одиночеством и болью.
Заплатишь сердцем. Впрочем, это
Я, кажется, недавно говорила…
А вы — вы любите театр?
Сегодня этого легендарного спектакля, в равной мере зрелищного и глубокого, поставленного Иваном Поповски и получившего Золотую маску, к сожалению, нет в репертуаре театра. Мы его посмотрели в 2012 году, десять лет спустя после премьеры.
Будет ли он восстановлен? Кто знает. После ухода Петра Фоменко в театре многое изменилось. Но я надеюсь, что его восстановят. И если такое случиться — я очень советую!
1 Здесь и далее курсивом выделены цитаты и отрывки из трагедии Николая Гумилева «Отравленная туника».