Планета кино: в кадре и за кадром

Планета кино:
в кадре и за кадром

За свои почти четыреста лет наш город Новокузнецк (ранее называемый Кузнецк, Сталинск) дал России героев, с доблестью и мужеством защищавших Родину, знаменитых металлургов, известных на весь мир художников, спортсменов. Их имена на слуху у новокузнечан, которые любят и знают историю своего города.

А если спросить: кто из наших земляков связан с магическим и самым популярным искусством – кино? Очевидно, назовут уникального Владимира Машкова, постоянно радующего нас своими приездами и благотворительными делами. Но он не единственный, кто причастен к кинематографу. Это выявили сотрудники отдела краеведения библиотеки имени Н.В. Гоголя, проведя поиски в своих уникальных информационных архивах и в пространстве Интернета.

Мы решили предоставить результаты этого поиска в данной публикации.

Совершим кинопутешествие по стране, где на кадрах будут являться города и страны, связанные с нашими земляками, уже внесшими вклад в кинематограф или успешно начинающими свой творческий путь. Из Новокузнецка протянулись творческие нити и в Беларусь, и на Алтай, и, конечно, в столицу нашей киноиндустрии – Москву, а также в Санкт-Петербург и Калининград.

 

Е

сли вы будете в Крыму, то обязательно побывайте в Симферополе на улице Пушкина, 15, где находится Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького. На фасаде театра установлена мемориальная доска с надписью: "Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов». Перечислены восемь фамилий, среди которых есть Перегонец А.Ф.

Положите цветы – почтите память нашей землячки, прекрасной актрисы, не только игравшей героинь на сцене, но и ставшей ею в реальной жизни. В кино она сыграла единственную роль – в фильме «Аэлита», ставшем классикой советского немого кино.

Александра Федоровна Перегонец родилась 15 ноября 1895 года в Кузнецке, в обедневшей дворянской семье. Была пятой дочерью в семье надворного советника и горного исправника Фёдора Егоровича и его жены Марии Матвеевны.

В Кузнецк семья прибыла из Калуги, куда снова возвратится через два года. Александра училась в Калужской женской гимназии. Здесь же раскрылся талант будущей актрисы. Девочка с успехом выступала на гимназической сцене, а затем и во взрослых спектаклях в Офицерском клубе.

Окончив гимназию, Александра поступила в знаменитую петроградскую «Школу сценического искусства» под руководством А.П. Петровского, чей талант педагога высоко ценил К. Станиславский. Петровский предсказывал Александре Перегонец блестящее будущее, называл ее «второй Комиссаржевской». Среди учителей актрисы были и А.П.Щепкина, внучка легендарного актера, и В.Э. Мейерхольд, и великая русская актриса Мария Савина.

За свою творческую карьеру Александра Федоровна исколесила многие города России. Создавала образы на сценах театров Казани, Киева, Петрозаводска, Новосибирска, Иркутска, ленинградского Большого драматического театра, Новороссийска. Молодую актрису даже приглашали на гастроли в Европу артисты МХАТа.

В 1930 году судьба приводит ее в родной город: театр приезжает на гастроли в Кузнецк. Привезли «Чудака», «Темп» Погодина, который стал событием. Зрители неистово кричали, после занавеса устроили разборку спектакля. Обсуждение переросло в митинг.

Александра Федоровна создала десятки разноплановых ролей: от Дездемоны в шекспировском «Отелло» и Дианы в «Собаке на сене» Лопе де Вега до Насти в пьесе М. Горького «На дне». Полюбилась зрителям ее Аня в спектакле «Вишневый сад». Играла и современниц: комсомолок, служащих барышень, мальчишек и беспризорников.

В 1924 году актриса снялась в фантастическом революционном боевике Якова Протазанова «Аэлита» по роману Алексея Толстого. А.Ф. Перегонец исполнила роль служанки Аэлиты, рабыни Ихошки, она великолепно танцевала, превосходно пела. Классическим стал кадр, вошедший во все киноучебники: Ихошка-Перегонец награждает ослепительной улыбкой Тускуба (Эггерта).

На съемочной площадке рядом оказались артисты всех ведущих театров: Константин Эггерт из Малого, Игорь Ильинский из театра Мейерхольда, Николай Баталов, Юрий Завадский, Вера Орлова из МХАТа. Согласно сценарию, героиня Александры Федоровны погибает от рук «марсианских фашистов».

С 1931 года и до конца дней Александра Федоровна – актриса Крымского русского театра им. М. Горького в Симферополе, любимица зрителей, наставница молодежи, Заслуженный артист республики. Играла много ролей, одной из лучших стала Нора в одноименном спектакле по драме Г. Ибсена «Кукольный дом», который был поставлен специально для нее в 1940 году. Александру Федоровну называли актрисой акварельных красок, мастером тонкого психологического нюанса. Известный театровед Н. Эльяш писал, что «Перегонец как актриса опередила свое время».

В 1941 году вместе с труппой А.Ф. Перегонец оказалась в оккупации. В гестаповских застенках погиб Анатолий Иванович Добкевич, муж актрисы, отказавшийся от сотрудничества с гитлеровцами.

В 1942 году актриса получила разрешение создать при театре студию, тем самым спасла около 50 человек от угона в Германию. Александра Федоровна Перегонец вместе с художником театра Барышевым была одной из организаторов разведывательно-диверсионной группы «Соколы в театре». Она играла на сцене, пела перед немецкими офицерами, а ночью готовила перевязочный материал для партизан, доставляла медикаменты. Группа «Соколы» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведдонесений.

Это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам. Подпольщики спасли здание театра от взрыва, сохранили богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти.

18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, после страшных пыток, Александра Федоровна вместе с другими подпольщиками была расстреляна на окраине города.

Подвиг Александры Федоровны Перегонец помнят и чтят в Симферополе: ее именем названа улица города, в театре в 1973 году режиссером А. Новиковым был создан спектакль «Они были актерами» по одноименной пьесе Виктора Орлова и Георгия Натансона. А.Ф. Перегонец и ее коллегам посвящен фильм «Они были актерами», снятый в 1981 году режиссером Натансоном. В 2010 году режиссером А. Белановым создан документальный фильм «После премьеры – расстрел. История одного предательства». В 1990 году в издательстве «Искусство» вышла книга С.Г. Ландау «Александра Перегонец».

 

К

огда в Крыму в 1942 году наша землячка Александра Перегонец организовывала сопротивление оккупантам, в передвижном госпитале № 3626, который действовал в районе боев 1-го Украинского фронта, вместе с матерью испытывал тяготы прифронтовой жизни десятилетний Феликс Яворский, будущий известный актер. Госпиталь был направлен на фронт из города Сталинска, и Барбара Карловна Яворская была назначена его начальником. Младшего сына Феликса оставить дома было не с кем, пришлось ребенка взять с собой.

Феликс Яворский – популярный советский киноактер, снявшийся в сорока трех фильмах (драмах, комедиях, мелодрамах), обладал красивым, редкого тембра голосом. Его называли гением дубляжа.

Феликс Леонидович Яворский родился 3 марта 1932 в городе Новокузнецке. Его мать – Барбара Карловна Яворская была родом из Польши, работала в городской больнице № 1 заведующей неврологическим отделением. Отец Леонид Евсеевич Яворский работал инспектором Рабоче-крестьянской инспекции при Томском горкоме ВКП(б), умер в апреле 1938 года.

Барбара Карловна обладала сильным, волевым характером. В годы войны была начальником госпиталя. «Наш маленький майор», – называли ее раненые, восхищались стойкостью этой женщины. Старший брат Феликса – Рэм Леонидович – прошел пекло Великой Отечественной войны и впоследствии стал ректором Новокузнецкого педагогического института.

После окончания средней школы Феликс Яворский поступил на актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, который окончил в 1954 году (мастерская Народных артистов СССР В.В. Ванина и В.В. Белокурова). После окончания института был принят в Театр-студию киноактёра. Еще учась на третьем курсе, впервые снялся в кино – сыграл суворовца Савву Братушкина в фильме «Честь товарища». Затем сразу же последовала роль футболиста Андрея Старкина в комедии «Запасной игрок». В дальнейшем исполнял, в основном, роли сильных мужественных героев, военных, начальников.

Среди лучших актерских работ: Андрей Гоголев («Бессмертный гарнизон»), Виктор Лещинский («Павел Корчагин»), Александр Ульянов («Семья Ульяновых»), Чубасов («Битва в пути»), Станкевич («Гусарская баллада»), Безродный («По тонкому льду»).

Был членом Союза кинематографистов СССР. Принимал участие в дублировании более ста иностранных фильмов и фильмов национальных киностудий СССР. Голосом Яворского говорили многие иностранные звезды и актеры союзных республик: такие знаменитые, как Марчелло Мастроянни, Шон Коннери, Тони Кёртис, Омар Шариф, ПитерО'Тул.

Умер Феликс Леонидович Яворский 13 декабря 1983 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

 

П

опулярность другого нашего земляка в 1960-1970-е годы была фантастической, любовь зрителей – огромной. Ни один концерт в престижных залах Москвы и на телевидении не обходился без его номера.

Сейчас его называют легендой эстрады, артистом забытого жанра. И для многих молодых наших современников его имя незнакомо. В кино он сыграл немного ролей, больше был известен как уникальный танцовщик, мастер чечётки и танцевальной джазовой импровизации.

Владимир Александрович Шубарин родился 23 декабря 1934 в городе Сталинске. Вырос на Нижней колонии, в бараке № 7. Танцевать начал раньше, чем ходить. С детства занимался в художественной самодеятельности, научился народным танцам, приобщился к джазовой музыке, ставшей его пожизненным увлечением.

В шестнадцать лет уехал в Москву. Обучался танцам в экспериментальном классе Московского хореографического училища. Был солистом в танцевальной группе Хора имени Пятницкого, в Краснознамённом ансамбле песни и пляски им. Александрова, танцевал в Большом театре. Организовал два собственных танцевальных коллектива. С 1962 года работал в «Москонцерте».

Владимира Шубарина часто называли в прессе «человеком-пружиной» и «летающим мальчиком». Каждый его номер был маленьким спектаклем. Им восторгался Луи Армстронг, его приглашали в знаменитую труппу Джорджа Баланчина в США. Артист свой танцевальный стиль определил как свинг (разновидность джаза) и степ, который некоторые смешивают с чечёткой. В его танцевальных номерах можно увидеть и джазовые импровизации, и пантомиму, и движения, взятые из негритянских танцев, и динамику спортивных движений. В некоторых номерах использовались движения чарльстона, твиста, летки-енки.

Огромную популярность Шубарину принес номер «Полет космонавта», исполненный в день полета Гагарина в космос.

Как танцор Шубарин побывал на гастролях почти в сорока странах. Исполнял номера на музыку Д. Ласта, Р. Паулса, А. Хиркми, С. Савари, Д. Гершвина, Д. Эллингтона и др.. Однако судьба на эстраде складывалась непросто. Несколько лет он был невыездным.

Владимир Шубарин был талантливым певцом, профессионально играл на гитаре. Издал три альбома авторских песен в жанре «шансон». Снимался в фильмах «Старый знакомый» (1969), «Небесные ласточки» (1976) «Крик дельфина» (1986). Был дружен с Владимиром Высоцким, снялся с ним в фильме «Опасные гастроли». В фильме «Женщина, которая поет» был постановщиком танцев, пел дуэтом с Аллой Пугачевой.

Когда В.А. Шубарину исполнилось всего двадцать шесть лет, ему было присвоено высокое звание «Заслуженный артист РСФСР».

Написанные Владимиром Шубариным мемуары «Танцы с барьерами», которые уже после его внезапной смерти довела до издания его жена Галина Шубарина, пользуются огромной популярностью. Владимир Александрович жизнь не мыслил без танца, танцевал даже тогда, когда врачи запретили это делать из-за артрита, причиняющего нестерпимые боли в последние годы жизни.

Скончался от инфаркта 16 апреля 2002 года. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве. О личности гениального танцовщика рассказывает снятый 2007 году документальный фильм «Артист забытого жанра. Владимир Шубарин».

 

Э

тот новокузнечанин своей родиной называл Алтайский край, хотя и мы считаем его своей знаменитостью. В одном из интервью он говорил: «Нужно уважать себя, свой дом, свой двор. Главное – любить землю, людей, которые на ней живут, и сделать так, чтобы жилось на ней красивее и легче».

Он так и прожил свою жизнь – талантливо, с открытой душой, был всенародным любимцем. Его запомнили не только как киноактера, но и как юмориста, пародиста, певца, политика.

Михаил Сергеевич Евдокимов родился 6 декабря 1957 года в городе Сталинске. Семья жила по адресу ул. Таймырская, 5 в Точилино (дом не сохранился). Родители трудились на Кузнецком металлургическом комбинате. Сергей Васильевич – такелажником, Анна Петровна плела панцирные сетки, а до этого работала на шахте. Отец прошел всю войну, был награжден медалями. Работал также сварщиком, кузнецом, шахтером.

В 1959 году семья переехала в Алтайский край, в Смоленский район, село Верх-Обское, которое Михаил Евдокимов признал своей родиной. Семья была большая: кроме Михаила росло еще шестеро братьев и сестёр. Их мама Анна Петровна обладала прекрасным голосом, пела в хоре. С малых лет Михаил пел, плясал, играл на балалайке, гитаре, пародировал Райкина, друзей. Стать артистом мечтал с детства.

После окончания школы учился в культпросветучилище, а затем работал на Алтайском моторном заводе. Когда учился в Новосибирском институте торговли, был капитаном команды КВН. В свободное время писал сатирические рассказы, песни. Не окончив институт, Михаил Евдокимов уехал поступать в Московское эстрадно-цирковое училище, однако попытка была неудачной.

В 1983 году был приглашен в Москву, стал работать в Московской филармонии, а затем в Москонцерте как артист разговорного жанра. Дебютировал на телевидении в программе «Огонек», а известность и популярность пришла после его выступления в программе «Вокруг смеха» в 1984 году. В этих передачах он выступал с пародиями на известных артистов и монологами. Был постоянным участником телепередачи «Аншлаг».

Известный и узнаваемый юморист, Михаил Евдокимов успешно снимался в кино. Первый фильм – «Воспоминание о «Коровьем марше» (1991). Наиболее известны роли в картинах «Про бизнесмена Фому», «Аншлаг и Со», «Не послать ли нам гонца?», «Не валяй дурака», «Старые клячи». Озвучивал животных в дилогии Натальи Бондарчук «Бемби».

Михаил Сергеевич делал авторские передачи: на «Первом канале» – «С лёгким паром!»; на канале «Россия» – «Михаил Евдокимов в кругу друзей», «Не скуЧАЙ!»; на ТВЦ – «Надо жить».

В 1992 году окончил факультет режиссёров эстрады ГИТИСа. Двенадцать лет, по апрель 2004 года, являлся директором ООО «Театр Евдокимова». Песни в исполнении Михаила Евдокимова были записаны на нескольких компакт-дисках. В 1994 году за заслуги в области искусства получил почетное звание «Заслуженный артист РФ».

В апреле 2004 года Михаил Сергеевич Евдокимов во втором туре голосования одержал победу на выборах на пост губернатора Алтайского края. Но главой края пробыл недолго, погиб в автокатастрофе 7 августа 2005 года.

Похоронен на кладбище в селе Верх-Обское. Земляки увековечили память о нем: школе в родном селе присвоено имя Евдокимова, ежегодно в селе Верх-Обское проводится Фестиваль народного творчества и спорта «Земляки» в его честь. На месте гибели Михаила Евдокимова возведена часовня, стоящая в окружении сорока семи берёз – по числу прожитых лет.

 

А

ктер высочайшего мирового уровня, народный артист России, член гильдии актеров Голливуда, лауреат премий «Ника», «Золотой орёл», «ТЭФИ» и других, любимец публики.

Ради участия в сериале по роману Достоевского «Идиот» он отверг предложение поработать вместе с Клинтом Иствудом. Актриса Светлана Крючкова сказала, что «Володя – настоящий герой, каких сегодня на экране очень мало. В Машкове есть мужская сила и характер. Еще про таких говорят: «Я бы с ним в разведку пошел».

Хотя родился он не здесь, Новокузнецк считает своей родиной: «Я здесь вырос и никуда больше не приезжаю с таким волнением. Во мне навсегда останется любовь к этому городу, к театру, к людям».

Владимир Львович Машков родился 27 ноября 1963 года в Туле. Бабушка была итальянкой, это оказало влияние на внешность и характер актера. Прадед – Евгений Зеленский (псевдоним Л. Надеждин) был пламенным революционером.

Позже семья переехала в Новокузнецк. С 1971 года мама Владимира Машкова – Наталья Ивановна Никифорова – стала работать главным режиссером Новокузнецкого кукольного театра. Она была одаренной личностью, имела три высших образования, знала несколько иностранных языков. Отец – Лев Петрович Машков – балагур, мастер на все руки, душа компании, работал актером. В Новокузнецке живет также сводный брат Машкова – Виталий Константинович Никифоров – старше его на 12 лет. Родители любили друг друга. Наталья Никифоровна умерла в 1986 году, отец ненамного пережил её.

В Новокузнецке прошли школьные годы Владимира. «Я все время находился среди творческих людей, но не богемы, а подвижников, фанатиков, любивших свое дело самозабвенно», – вспоминает Машков. Актер говорил: «Я был обыкновенным новокузнецким мальчишкой, и у меня было больше минусов, чем плюсов. Но благодаря театру, благодаря тому, что моя мама Наталья Ивановна Никифорова, которая много лет работала в этом театре, возрождала его, и моему отцу Льву Петровичу Машкову, который тоже отдал всю жизнь этому театру, я стал тем кем стал».

Детство прошло за кулисами театра, Владимир был монтировщиком сцены (или машинистом), ездил на гастроли, устанавливал декорации, играл на сцене.

Первое увлечение Владимира – биология. Он обожал животных, приносил с улицы больных кошек и собак, лечил и кормил. Его небольшая комнатка была вся заставлена клетками, дома был маленький зоопарк.

По словам брата, «школы он менял как перчатки», всегда был душой компании, играл на гитаре. В школе № 26 участвовал в агитбригаде. Поведение юного Владимира доставляло немало хлопот педагогам и родителям. Как вспоминают одноклассники, Владимир в десятом классе серьезно увлекся театром, он был «взрывом эмоций и неожиданных идей». Сыпал монологами из спектаклей, цитатами из книг

После школы проучился год на биологическом факультете Новосибирского университета. Потом были: Новосибирское театральное училище (отчислен); школа-студия МХАТ (тоже отчислен за драку); работа декоратором во МХАТ; неудачное поступление во ВГИК (получил отказ: сказали, что нет кинематографических данных).

В 1990 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова). Работал во МХАТе актером, став сразу одним из ведущих. После первой большой роли по пьесе Галича в спектакле «Матросская тишина» руководитель театра Олег Табаков был так впечатлен игрой двадцатичетырехлетнего ученика, проникновенно вжившегося в образ пожилого еврея Абрама Шварца, что искренне признал: на свет появился Актер!

Владимир Машков осуществил режиссерские работы в театре Табакова («Звездный час по местному времени» и «Страсти по Бумбарашу»), в «Сатириконе» («Трехгрошовая опера», отмечена премией «Чайка»). На сцене МХАТа поставил спектакль «№ 13» по пьесе Рея Куни.

Первая роль в кино в 1989 году – в фильме А. Матешко «Зеленый огонь козы». Звёздным стал для Машкова 1994 год, когда он исполнил главные роли в фильмах молодых режиссёров: в «Лимите» Дениса Евстигнеева и в «Подмосковных вечерах» Валерия Тодоровского. За роль хакера Ивана в картине «Лимита» Машков был удостоен множества наград, как на отечественных, так и на международных кинофестивалях, среди которых – приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре».

Одной из самых заметных работ Владимира Машкова стала роль Толяна в картине Павла Чухрая «Вор», которая вышла на экраны в 1997 году. Жестокая история мальчика Сани и его приемного «отца», профессионального вора Толяна, получила шесть премий «Ника» и была выдвинута на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

После этого фильма Машковым заинтересовались в Голливуде. В начале 2000-х снялся в нескольких фильмах: «Танцы в «Голубой игуане», «15 минут славы», «Американская рапсодия», «В тылу врага», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» и др.. Снимался с популярными актерами: Настасьей Кински, Джином Хэкманом и Оуэном Уилсоном, Робертом Де Ниро и Томом Крузом.

Среди наиболее ярких ролей Машкова в российских фильмах выделяются: Пугачев в «Русском бунте», Рогожин в «Идиоте», Гоцман в культовом сериале «Ликвидация», Игнат в фильме «Край», Распутин в сериале «Григорий Р.». В творческом багаже Владимира Машкова около пятидесяти фильмов. Среди последних: «Родина», «Про любовь», «Экипаж» и другие. Удачными были режиссерские работы Владимира Машкова в фильмах «Сирота казанская» и «Папа».

Актер удостоен множества призов на различных отечественных и международных кинофестивалях, продолжает быть действующим актером Театра-студии Олега Табакова, активно снимается в фильмах, выступает продюсером, сценаристом, занят в озвучивании фильмов. Театральную династию Машковых продолжила его дочь – Мария, ставшая популярной киноактрисой.

 

Знаменитый земляк так говорит о Новокузнецке: «Я знаю каждую улицу. И помню все. Вся моя жизнь здесь была настолько интересной, что можно было бы написать по ней сценарий… Новокузнецк – моя родина, здесь похоронены мои родители… По личным ощущениям, мой дом до сих пор остается в Новокузнецке, на улице Орджоникидзе, 42/2. Для меня нет ничего дороже этих воспоминаний».

Жители Кемерова и Новокузнецка первыми увидели нашумевший фильм Машкова «Папа», где он выступил в роли режиссера, продюсера и главного героя. В основе фильма – пронзительная история отцовской любви и всепрощения, по сути, покаяние перед родителями, которым так и не довелось узнать, что сын стал знаменитым актером.

Сотрудничество Владимира Машкова с Новокузнецким кукольным театром «Сказ» и главным режиссером театра Юрием Самойловым наполнено благотворительными проектами, заботой о детях и ощутимой помощью театру, в котором состоялось становление личности актера.

Владимир Машков поддержал и развил реабилитационный проект «Кукла лечит», который реализовался театром кукол «Сказ» и больницами города, чтобы помочь детям, находящимся на длительном лечении. Проект «Кукла лечит», спонсором и координатором которого выступает наш земляк, имеет и целительные результаты. В театр для участия в спектаклях приглашаются дети-инвалиды (слабослышащие, с диагнозом ДЦП). В рамках этого проекта в 2016 году создается документальный фильм. Продюсером является Мария Машкова, режиссером Александр Слободяник, а художественным руководителем – Владимир Машков.

Кузбасс чтит заслуги своего земляка: В.Л. Машкову присвоено звание «Почетный гражданин Кемеровской области», он – "Лауреат премии Кузбасса", награжден областной медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени.

 

К

ак и Владимир Машков, она тоже родилась в театральной семье, имеет в творческой копилке более тридцати ролей в драматическом театре Новокузнецка. Актриса несколько лет работает в Москве, занимается театральной педагогикой, снимается в телесериалах, которые можно увидеть на центральных каналах, является членом Союза театральных деятелей, педагогом по мастерству актера и сценической речи.

Мария Олеговна Павловец родилась 29 апреля 1975 года в Новокузнецке. Отец – Олег Леонидович Павловец, организатор новокузнецкого театра детского творчества «Юность», мать – профессиональный театровед Светлана Эдуардовна Бондаревская.

Училась Мария в школе № 12. В 2006 году окончила Кемеровский университет культуры и искусств по специальности «Актер драматического театра» (педагог – Заслуженный артист РФ В.В. Мирошниченко).

С сентября 1993 года по май 2008 года – актриса Новокузнецкого драматического театра. За годы работы в театре Мария Павловец играла в спектаклях режиссера С. Болдырева: «Прости меня» (В. Астафьев), «Чайка» (А.П. Чехов), «Собака на сене» (Лопе де Вега); режиссера Т. Захаровой – роль Коломбины в «Балаганчике" (А. Блок) и других.

Около двух лет Мария работала на новокузнецком телевидении, вела программу «Новое утро» на ТВ "Апекс". В 1999 – 2008 годах была педагогом по мастерству актёра и сценической речи в Театре детского творчества "Юность", существующем при драматическом театре Новокузнецка. Аналогов этому творческому коллективу нет нигде в России.

С 2007 Мария Павловец живёт и работает в Москве. Впервые на съемочной площадке оказалась в массовке со своей дочерью Дашей в проекте своего мужа, звукорежиссера Александра Кучура. Мария снимается в сериалах в ролях второго, третьего плана, но они все на центральных каналах. На Первом – «Понять. Простить» (Вера Ивлева, главная роль), «След» (медсестра Елизавета Григорьева), «Обручальное кольцо» (акушерка Виктория); на НТВ – «Супруги» (Галина, жена олигарха), «Грязная работа» (Валечка); на Втором канале – «Кулагин и партнеры» (Алина Воробьева). В эпизодических ролях снималась в фильмах «Вы заказывали убийство» и «Лика». Кроме съемок, Мария Павловец преподает актерское мастерство в театральном агентстве.

 

Ф

ильмы этого режиссера документального кино сейчас трудно найти. Кроме, пожалуй, самого интересного для новокузнечан – «Кузнецкие венцы».

Создатель этого фильма-размышления о кузнецких днях Достоевского, созданного в далекие девяностые годы, проживает в Республике Беларусь. Когда к ней обратились сотрудники отдела краеведения Гоголевки с просьбой выслать воспоминания, она с благодарностью откликнулась.

Ольга Вячеславовна Морокова родилась 3 июня 1939 года в Москве. В Новокузнецке прожила двадцать лет – с 1956 по 1976 годы. Здесь окончила Сибирский металлургический институт (ныне СибГИУ). Работала в комсомольском штабе на строительстве Запсиба, инженером-металлургом на Западно-Сибирском и Кузнецком металлургических комбинатах.

Писала стихи, была членом городского молодежного поэтического объединения «Гренада», работала экскурсоводом по городу, в том числе и по местам пребывания в городе Ф.М. Достоевского.

В 1976 году была послана на учебу во Всесоюзный государственный институт кинематографии, который окончила, став режиссером по научно-популярному и учебному кино. Почти семнадцать лет Ольга Вячеславовна Морокова проработала на киностудии «Беларусьфильм».

В Санкт-Петербурге она познакомилась с Наталией Семеновной Серегиной, новокузнечанкой, и они сделали три фильма о людях Новокузнецка. Первый из них «Кузнецкие венцы» (1991 года выпуска) посвящен кузнецкому периоду Ф.М. Достоевского. По словам Ольги Мороковой, «хотелось именно отразить влияние Ф.М.Достоевского на мировоззрение людей. Узнать побольше о качествах и характеристиках новокузнечан. И горожане показали себя очень достойными людьми».

Всего в фильмографии режиссера насчитываеся более сорока фильмов. Ольга Морокова неоднократно была удостоена призов и дипломов различных фестивалей за фильмы, среди которых: «Рождение отрасли» (диплом и Серебряная медаль ВДНX, 1981), «Зеленое и голубое» (I приз Международного фестиваля фильмов и телепрограмм «Экология», Чехословакия, 1986) и др.. Значительное место в творчестве режиссера занимают фильмы православной тематики: «Ларец древностей» (диплом II Кинофестиваля православных фильмов, 1992), «Евфросиния Полоцкая» и «Доколе, братие!» (призы Кинофестиваля православных фильмов, 1991, 1992), «Зачем поют в храме» (2004) и некоторые другие.

Творческий почерк Ольги Мороковой отличает точное прочтение исторических фактов и увлекательное, поэтическое отражение исторических тем в документальных фильмах. Например: «Загадка руки», «Тайны глиняных урн», «Собиратели истории», «Портрет в конце века», «Прелюдия», «Свет миру», «Ларец древностей».

Ольга Вячеславовна известна и как автор сценариев, стихов, пьес, эссе, мемуаров. Публиковалась под псевдонимом Ольга Изборская. Является членом Союза кинематографистов.

 

С

вои первые игровые короткометражки он начал снимать на улицах родного Новокузнецка, а теперь его фильмы входят в программу одного из самых престижных мировых фестивалей – Канского. В одном из своих ранних интервью новокузнецкой газете говорил: «Я не хочу попасть в Голливуд. Хочу в России делать то, чего не было».

Евгений Спиваков, режиссер, оператор, сценарист, родился 10 июня 1975 года в Новокузнецке. Окончил художественную школу. Кино стало его главным увлечением с восьмого класса.

Некоторое время работал на местном телевидении оператором, автором телепрограмм, режиссером, параллельно – охранником в ночном клубе (в подростковом возрасте он занимался китайским боевым искусством кунг-фу).

В Новокузнецке со своим другом Алексеем Васильевым снял свой первый игровой фильм «Ангелы». В фильме Евгений соединил жанры: боевик и комедию-фарс. «Первый блин получился комом. Чем можно гордиться в фильме, так это постановкой сцен с драками», – так высказался молодой режиссер о своем первом опыте. В 1998 году фильм был показан в эфире «10 канала». Съемки второго фильма «Записи врача приемного покоя», который планировал снимать в родном городе, не были закончены.

С 1997 года Евгений живет в Калининграде, работает на телевидении арт-директором, режиссером, оператором.

В 2001 году создает собственную студию, и на ее базе снимает документальные, презентационные, музыкальные фильмы, рекламные ролики. Название студии «Паракадров» и имена ее режиссеров Евгения Спивакова и Евгения Морозова хорошо известны в Калининграде, а география фильмов включает Москву, Санкт-Петербург, Минск, Киев, Новокузнецк, Краснодарский край, Тайланд, Тибет и т.д..

Их документальный сериал «История в людях», был признан лучшим и завоевал 1-е место в конкурсе «Журналист года» в Калининградской области.

Евгений также работает в Москве – на телепрограммах «Фактор риска» (ТВ-3) и «Курс личности»(телеканал «Звезда»). В его творческом архиве более семи документальных фильмов и циклов, более десяти музыкальных клипов, среди которых и клип о новокузнецкой группе «Ермаков и Ко», более двухсот рекламных роликов. Созданный Евгением рекламный ролик парфюмерного магазина «LaFleur» занесён в мировой архив рекламы «CinemathequeJeanMarieBoursicot».

Евгений Спиваков – режиссёр, сценарист, актёр, режиссёр монтажа игровых короткометражных фильмов: «Любовь и её причиндалы», «Найди свой путь», музыкального фильма «Сейшн. На самом дне небесного моря»; документального фильма-реконструкции «Она нагадала убийство» (совместно с Дмитрием Сапуном) и др..

Фильм о компьютерной зависимости «Игра» вошел во внеконкурсную программу короткометражек Каннского фестиваля (2012), а также получил Приз творческой поддержки имени Николая Овсянникова на «Фестивале фестивалей» в Санкт-Петербурге (снят совместно со сценаристом и режиссером Станиславом Сапачевым).

Фильм «Муза» вошел в программу «Новые имена короткометражного кино» Молодежного центра Союза кинематографистов России. Игровой микрометражный фильм «OFF» (2013) протяженностью полминуты рассказывает о необходимости отличать виртуальную и реальную жизнь в соцсетях. Фильм попал в шот-лист 4-го всероссийского фестиваля микрокино "Шоты".

Фильм «Жестокость», в котором Евгений был оператором, попал в основную программу Канского фестиваля (2015).

На канале «Россия-24» в 2014 году демонстрировался 12-серийный цикл документальных фильмов «Антология антитеррора», постановщиком которого был Евгений Спиваков, а ведущим – другой наш земляк Владимир Машков.

 

М

олодой новокузнечанин, начинавший свою карьеру с должности менеджера по продажам, сегодня считается одним из самых успешных наших земляков, работающих в Санкт-Петербурге в жанре авторского кино. Его дипломная работа произвела фурор в среде профессионалов, завоевав более десяти призов.

Тимофей Валерьевич Жалнин родился в Новокузнецке в 1981 году. Окончил среднюю школу № 18. В 1999–2003 годах работал в телерадиокомпании «Апекс» менеджером по продажам в рекламном отделе.

Окончил высшие курсы по специальности «Связи с общественностью». Потом трудился «пиарщиком» на кондитерском производстве.

В 2000 году Тимофей организовал студию экспериментального пластического театра «Луксорр» при Культурном центре Сибирского индустриального университета, был в ней режиссером и руководителем. «Луксорр» представлял синтез жанров танца и слова. Театр пользовался успехом у молодежи, его постановки были отмечены наградами высшей категории на фестивалях. Не раз коллектив побеждал на всероссийской «Студенческой весне».

В двадцать шесть лет Тимофей уезжает из Новокузнецка в Санкт-Петербург. Поступил в Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения на режиссёра игрового кино (мастерская С.М. Овчарова). Через полгода учебы поехал на поезде погостить домой в родной город и по дороге на обычную камеру снял свой первый документальный фильм «Железнодорожный роман-с». Фильм завоевал несколько наград на фестивалях, и это вдохновило молодого режиссера.

Потом была короткометражка «Черновик» – отмечена тремя высшими призами международного фестиваля «Послание к человеку». Фильм был также включён в программу недели российского кино международного Каннского фестиваля -2011.

За время обучения Тимофей снял несколько работ, среди которых: «Спички» (приз «За лучшую режиссуру» на III международном фестивале «Свирский миф»); «Балаганчик» (главный приз в номинации «Лучший фильм до 5 мин.» – X фестиваль «Начало»); «Алхимика» (приз за лучший экспериментальный фильм, фестиваль «Питеркит 2009»); «Легкие шестнадцать лет (главный приз за «Лучшую режиссуру», VII фестиваль «Это я» – Армения, 2012).

Наибольшую известность получила дипломная работа Тимофея Жалнина – короткометражка «F5». Сюжет фильма во многом автобиографичен, взят из новокузнецкой жизни, хотя картина рассказывает о двух студентках Челябинского института культуры, которые отправляются на международный конкурс хореографии. Режиссер говорил, что он сам – прототип своих героинь: «F5 – история очень личная. Что со мной будет? Какие поступят предложения? Придется ли мне идти на компромисс с публикой, или я буду делать суперавторское кино, понятое горстке интеллектуалов?.. Во мне до сих пор идет борьба. Самое страшное – не потерять себя, а потом не найти. Забыть, зачем я хочу снимать кино».

Фильм с триумфом прошел по фестивальным орбитам России и мира, завоевав около двадцати высших наград. Был показан в двух программах международного Каннского кинофестиваля: «ShotFilmCorner» и «Неделя российского кино». В 2013 году получил главный приз престижного российского конкурса "Кинотавр" (номинация «Короткий метр»). В первую очередь фильм увидели в Новокузнецке. Его друзья, с которыми режиссер провел большую часть жизни, кто «напитал» фильм деталями и ситуациями, одобрили работу своего земляка.

 

У

дивительные фильмы этого замечательного мастера кино можно увидеть на презентациях в библиотеке имени Гоголя, редко – по телевидению. Его называют человеком-легендой: один из немногих в России высотных операторов, он поднимался на высочайшие вершины мира, объездил с кинокамерой планету и показал нам её красоту и многоликость.

Он проживает в Новокузнецке. Валерий Немиров так писал о нашем знаменитом горожанине: «Он снимал последние дни чудака-философа Ивана Селиванова, летал к Агафье Лыковой, был киносвидетелем первых джазовых фестивалей, проводил дни с поэтами и рыбаками, туристами, охотниками и художниками, он одним из первых обратил внимание горожан на необходимость реставрации Кузнецкой крепости и Собора…».

Сергей Владимирович Шакуро родился 20 ноября 1956 года. С детства занимался фотографией. Увлечение кино началось, когда Сергей пришел в любительскую киностудию Клуба юных техников города Кемерово. Подростком снял первый фильм, который завоевал первое место в областном конкурсе. Другой фильм – «Эхо веков» о Томской писанице – занял второе место на Всесоюзном фестивале, посвященном охране памятников истории и культуры.

После армии Сергей учился в Кемеровском государственном институте культуры на кафедре кино-фотомастерства, закончил в 1981 году. Приехав по распределению в Новокузнецк, в течение десяти лет работал в киностудии Кузнецкого металлургического комбината, где им было снято пятьдесят два фильма – своеобразная летопись КМК.

Потом Сергей стал работать на телевидении оператором, режиссером: кабельное ТВ «Луч», «Апекс», «Ново-ТВ», ННТ «10 канал».

В 2004 году создал студию «Хорошее кино» – вместе с Ольгой Козловой, она является партнером Сергея Шакуро и соавтором, режиссером его фильмов.

Сергей Шакуро – автор более ста документальных фильмов, посвященных социальным и экологическим проблемам, уникальным природным объектам. С 1996 года, с первой кузбасской экспедиции в Гималаи, занимается съемками в горах. Он вошёл в состав российской команды альпинистов в качестве высотного оператора; работал на высоте семь тысяч метров, поднимался на вершины Айлан-Пик (Непал), Килиманджаро (Африка) и Аконкагуа (Аргентина, Южная Америка), Макалу, Лходзе главная, Лхотзе средняя, Айлан-Пик, Эверест, совершил Кору вокруг священной горы Кайлас. Участвовал в российских экспедициях по Алтаю, Монголии, Хакасии и Тыве.

Снял фильмы: «Иван Селиванов. Фрагменты жизни» (с Владимиром Шкодой), «Владимир Высоцкий в Новокузнецке. 1973 год», «Макалу 1996 г.», «F2»; «Лхотзе», «Русский восьмитысячник», «Северная стена Эвереста», «Тибет. Ом Мани ПадмеХум», «Севера. Охотское море», «Северная Индия. Ладакх», «Поднебесная», «Сибирская неоархаика» (2015) и другие.

Сергей Владимирович – многократный победитель областных, всероссийских и международных конкурсов и кинофестивалей. Среди наград: призы Московских международных фестивалей горных фильмов; Лауреат Всекузбасской премии «ТВ-Престиж» 2001, 2003, 2004 годов; победитель конкурса профессиональных фильмов Межрегионального фестиваля путешественников «56 параллель» (г. Томск – 2006, 2010).

Награжден медалями: «За русский восьмитысячник» (2001, Лхотзе, Гималаи); «За северную стену Эвереста» (2004); «За честь и мужество» (2004, за восхождение на Аконкагуа).

 

Т.Н. Киреева,

Главный библиограф отдела краеведения

Центральной городской библиотеки им. Гоголя

МБУ «МИБС»