Поэт театра

Поэт театра

Творчество талантливого художника-сценографа Серафима Леонидовича Белоголового (1904—1953) входит особой главой в историю театрально-декорационного искусства Новосибирска, а с его именем неизменно связывается представление о преданном служении мастера своему делу. Художником-режиссером, поэтом театра называли его современники.

Получив образование в ленинградском ВХУТЕИНе, С. Л. Белоголовый в конце 1920-х — начале 1930-х гг. работал в театрах Иркутска, Омска, Томска, Краснозаводска. В 1935 г. он стал художником-постановщиком, а в 1937 г. — главным художником новосибирского театра «Красный факел». В творческом содружестве С. Л. Белоголового с выдающимися режиссерами В. П. Редлих, В. К. Дени, Н. Ф. Михайловым происходило становление традиций этого театра, связанных с преимущественным интересом к классическому репертуару с глубоким психологизмом, эмоциональной выразительностью и зрительной целостностью сценического действия. «Режиссерам было легко и интересно работать с Белоголовым, — вспоминала Вера Павловна Редлих. — Он понимал замысел спектакля с полуслова». Одновременно со службой в «Красном факеле» художник оформлял постановки Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и Театра юного зрителя. Его деятельность была необычайно активной и плодотворной: за свою недолгую жизнь Серафим Леонидович исполнил эскизы для 208 спектаклей. В 1950 г. он был удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В фондах Новосибирского государственного художественного музея хранится небольшая коллекция произведений С. Л. Белоголового, представляющая разные грани его творческого наследия. В нее входят эскизы декораций и костюмов, созданные в 1940 — 1950-х гг. для двух театров города: к операм «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Хованщина» М. П. Мусоргского и «Паяцы» Р. Леонкавалло; к краснофакельским спектаклям «Гамлет» У. Шекспира, «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Пётр Крымов» К. Финна. В этих работах отчетливо выражены определяющие черты дарования С. Л. Белоголового: его приверженность реалистическим традициям русского театрально-декорационного искусства, восходящим к последней четверти XIX в., высокое живописное мастерство, удивительно бережное отношение к авторскому стилю и режиссерской идее.

Особое место среди экспонатов новосибирской коллекции принадлежит двум портретам артистов театра оперы и балета в сценических костюмах. Они сохраняют для зрителей облик выдающихся мастеров, чьи имена неразрывно связаны с первыми годами истории оперного театра Новосибирска, — А. Ф. Кривчени и Е. Г. Ефимова. В этом обращении к своеобразной разновидности театрализованного портрета также сказывается причастность С. Л. Белоголового к традициям русской художественной культуры начала ХХ столетия, к тому живому интересу к людям театрального мира, который с особенной полнотой выразился в портретном творчестве А. Я. Головина.

Блестящий оперный певец, солист Большого театра, народный артист СССР Алексей Филиппович Кривченя (1910—1974) навсегда останется в благодарной памяти новосибирцев как исполнитель роли Ивана Сусанина в первом спектакле театра, показанном в день его открытия 12 мая 1945 г. Проведя на новосибирской сцене пять сезонов, А. Ф. Кривченя включил в свой репертуар многие ведущие басовые партии, в числе которых — Мефистофель в опере Ш. Гуно «Фауст», поставленной в Новосибирске в 1949 г. Эта роль стала одним из сравнительно редких обращений артиста к зарубежной оперной классике. В ней, как и в иных партиях, проявился глубокий драматический талант Кривчени, побуждавший современников называть его непревзойденным мастером перевоплощения.

В портрете С. Л. Белоголового, запечатлевшем певца в образе Мефистофеля, с большой художественной чуткостью подчеркнута сила артистического дарования А. Ф. Кривчени. Нейтральный фон листа, спокойная поза изображенного позволяют сосредоточить внимание на выразительности пластики лица и острого взгляда актера, ощутить внутреннюю полноту и убедительность найденной им трактовки роли.

Ефим Григорьевич Ефимов (1910—1986), одаренный танцовщик и балетмейстер, также был в числе первых артистов, вошедших в состав труппы Новосибирского театра оперы и балета. Здесь он служил с 1945 г., участвуя в многочисленных балетных постановках и ставя танцы в оперных спектаклях. Балет «Бахчисарайский фонтан» на музыку Б. В. Асафьева, появившийся на новосибирской сцене в 1949 г., оказался значительным творческим достижением Е. Г. Ефимова, ставшего его балетмейстером и исполнителем партии Гирея. В этой роли артист предстает на портрете С. Л. Белоголового, написанном в 1950 г. к VII областной художественной выставке. Как и портрет А. Ф. Кривчени, этот лист композиционно лаконичен и не связан с какой-либо театральной мизансценой. Ясность созданного в нем образа вновь достигается выразительностью одухотворенного лица артиста, подчеркнутой его профильным поворотом, эмоциональностью взгляда, колористической яркостью сценического костюма.

Произведения из наследия С. Л. Белоголового обладают значительной историко-художественной ценностью, входя в летопись культурной жизни Новосибирска середины ХХ столетия.