Пять вечеров. Заметки зрителя

Пять вечеров. Заметки зрителя

О репертуаре Русского драматического театра

То, что театр всегда заполнен, а на премьерах аншлаг, – уже показатель его высокой популярности.

Но не нужно думать, что режиссер и труппа идут на любые компромиссы, лишь бы «сделать кассу».

В репертуаре присутствует и русская, и мировая классика, и современная драматургия.

Я не буду оперировать категориями «понравилось – не понравилось», а попытаюсь проанализировать те спектакли, которые мне удалось посмотреть.

Начнем с «Венецианских близнецов» Карло Гольдони.

Здесь придраться не к чему: блестящая сценография, прекрасные актерские работы.

Даже милая отсебятина любимца публики Латыпова-Догадова вполне органична. Именно так строилась commedia dell'arte, просуществовавшая до конца XVIII века: можно было импровизировать прямо на сцене, отсылая зрителей к насущным проблемам. В то же время обязателен в северном венецианском квартете масок Доктор – псевдоученый, хитрец и пройдоха. В РДТ в этой роли блестяще выступает Тимур Гарипов – Панкрацио.

В буффонаде разрешено «переигрывать», то есть не вживаться в роль, а откровенно «изображать» своего персонажа. Потому так преувеличенно кокетлива Коломбина – Ирина Бусыгина, так эпатирующе красива Айгуль Шакирова – Беатриче.

Столь же безупречен «Неаполь, город миллионеров» замечательного современного итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо (1900–1984), «последнего великого».

Правда, и ставили спектакль итальянцы – режиссер Паоло Ланди и художник Санти Миньеко.

Главная роль – опять Владимир Латыпов-Догадов. И опять разнообразен, интересен:

насколько ироничен, по-итальянски беспечен он в первом действии – и совершенно другой во втором, вернувшийся из лагеря, постаревший, хромой, почти не узнаваемый даже близкими. И не признающий своего убогого жилища, превратившегося благодаря спекуляциям супруги (Амалия – Ирина Агашкова), ее нового сердечного друга (Эррико Красавчик – Тимур Гарипов) и махинациям сына (Амедео – Вячеслав Виноградов) в шикарные апартаменты. Эти три роли – удались. Виноградов ухитрился даже внешне стать совершенным итальянцем!

Видела спектакли Де Филиппо в театре им. Вахтангова и даже с Юрием Яковлевым в главной роли. Приятно, что наш уровень не ниже, не намного ниже (если быть критичной).

Перейдем к русской классике. Александр Николаевич Островский, комедия в 4 действиях «Невольницы» (1881). Теперь, конечно, столько никто не высидит, а потому в 2 действиях.

Этот спектакль был поставлен приглашенным режиссером Екатериной Гранитовой в знаменитом новосибирском театре «Красный факел». Перенесен в наш театр с теми же декорациями, даже с теми же костюмами, только наши поют получше. Да, представьте себе, в комедии 1881 – джаз-банд (даже с гримом под негров) и джазовая вокалистка!

Говорит же умнейший Дмитрий Быков: «Ставьте пьесу так, как она написана!»

Но – мадам Гранитова ставит родную русскую классику так, как ей видится.

Вся коллизия пьесы, весь ее драматизм (хотя и поданный драматургом как комедия) тонут у режиссера в нелепых телодвижениях: молодая жена Евлалия Андревна (Лариса Капустина) пожилой муж, уехавший на время по делам (Евдоким Егорыч Стыров – Латыпов- Догадов) и молодой Артемий Васильич (Николай Рихтер), крутят в воздухе ногами, держась за поручни странной конструкции – это так они « стремятся друг к другу», наверное? Но ведь история как раз о другом: не сразу разглядела глупенькая наивная Евлалия, как гнусен друг детства, её первая любовь – Артемий, если он идет на содержание к безнравственной Софье Сергевне (Татьяна Григорьева), достойной паре ничтожному лакею, готовому любой ценой пролезть в более высокое сословие.

Вся глубина переживаний вернувшегося из поездки пожилого супруга – какое это поле для работы хорошего режиссера! Но тут опять песни-пляски негров!

А ведь сильный актерский состав, собранный в Русском драматическом театре – заслуга Михаила Рабиновича. И Латыпов-Догадов, и Гриньков, и молодые очаровательные Капустина и Григорьева – благодатный актерский материал (простите за такое слово).

Но не дают ему проявиться в полную силу в этом спектакле.

«Улыбайтесь, господа!» Григория Горина – какое многообещающее название!

Но не все зрители выдерживают до конца…

1-е действие – пережевывание анекдота о повязке от головной боли, но оказавшейся на ноге.

«Сползла» – объясняют туповатому персонажу (Валерий Гриньков).

«А почему оказалась на одной ноге?»

И целое действие примеряют бинт, перебирают варианты («Может, пациент был с одной ногой») – ну очень смешно.

2-е действие – фабрика. Работает, пока летит матерщина от начальника все ниже и ниже по его замам. Застопорилась на культурном инженере, который не умеет материться. Кто-то в зале хихикает, но большинство зрителей все же демонстрируют более высокий уровень, чем предполагает г. Горин.

И, наконец, «Фабричная девчонка» Александра Володина. Знаменитый когда-то спектакль БДТ, где у Г. Товстоногова играла сама Татьяна Доронина.

Честное слово, удивительное чувство возникает! 1956 год. Реалии соблюдены, песни, костюмы продуманы и почти совпадают (за редким исключением: «Подмосковный городок», «Шагает солнце по бульварам» – это уже 60-е г.) и вызывают в зале щемящее чувство ностальгии. По чему? Неужели по этим совковым проблемам о якобы зажимаемой личной жизни? Нет! Скорее – по молодости, по юным мечтам и надеждам, которые есть или были у каждого, кто сидит в зале.

Каким схематичным кажется теперь драматургический материал!

Комсорг группы в женском рабочем общежитии Леля (Татьяна Ахроменко) и комсорг фабрики Бибичев (Вячеслав Виноградов) оказываются самыми аморальными (пользуясь советской терминологией) персонажами. Леля по требованию комсорга Бибичева безжалостно позорит живущую с ней в одной комнате детдомовку Женю Шульженко, написав о ней в «Комсомольскую правду» разоблачающую статью о том, что ее выставили за любовь к танцулькам из ДК, где она безыдейно проводит время.

И это при том, что у самой Лели есть внебрачная дочка от женатого мужчины, которую она называет в целях конспирации сестрой и которая живет где-то на полустанке у родни.

А Бибичев, туповатый, не умеющий связать двух слов, ничего не знающий, кроме последних директив, неумело и грубовато ухаживающий за Лелей и делающий ей предложение, мгновенно исчезает, узнав о ребенке.

Девчонки, осуждаемые идейной Лелей, как могут устраивают свою жизнь: Ирина (Татьяна Григорьева) собирается замуж за болгарина, Надя бросает преданного ей вернувшегося после службы на флоте Федора (Антон Болдырев), гуляет сначала с кинооператором (Денис Саратников), а потом выскакивает замуж за военного.

Самой лучшей, самой честной получается – Женька!

Как подходит для этой роли столь же милая непосредственная Лариса Капустина!

Хотелось бы отметить замечательную игру Валентины Гриньковой. Она – настоящая актриса, умеющая быть разной. Видела ее в «Несерьезных намерениях», где она – театральная дива, в «Неаполе» у нее небольшая роль синьоры Пеппенеллы, изо всех сил старающейся не опуститься в нищете; в «Фабричной девчонке» она – вдова пропавшего в лагерях, интеллигентная женщина, вынужденная работать вахтершей в рабочем общежитии. Как она читает Пастернака! Как она держит себя на собрании, где Бибичев и Леля объясняют трудовому коллективу, что такое любовь и как надо уметь ее беречь.

А как зажигателен финал, где молоденькая деревенская девчонка Вера (Ольга Лукьянова) отплясывает под мелодию Арно Бабаджаняна!

«Шагает солнце по бульварам» – напевая, счастливая публика покидает зал.

Все-таки это риторический вопрос: Любите ли вы театр?