«Спешу в себя корнями прорасти»

«Спешу в себя корнями прорасти»

Рецензия на книгу Татьяны Кайсаровой «Созвучье снов»

(Татьяна Кайсарова, Созвучье снов. Стихотворения. – М., Стеклограф, 2019)

 

Стихи Татьяны Кайсаровой, которые вошли в книгу «Созвучье снов», посвящены, в основном, «науке страсти нежной, которую воспел Назон». Я рассматриваю это не как трафаретность тематики, а как естественное лирическое состояние поэта. Человек, который пребывает в состоянии любви, всё время занят самопознанием. Он хочет знать всё о себе и о любимом. Глубокое чувство создаёт благодатную почву для творчества. Тот, кто осенён любовью, не только стремится к прекрасному, но и держит себя в форме, «готов к труду и обороне». «Она – волна, струна, горячий лёд», – пишет Татьяна Кайсарова. Любовь концентрирует человека на своём предмете, но в этом напряжённом внимании расцветает целая вселенная. Любящий дарит любимому всё, что способен объять мысленным взором. И, когда чувства взаимны, это сосуд из двух сообщающихся вселенных. А вот неразделённая любовь –всегда драма.

 

В этой комнате тесно-просторной,

в этой гамме серебряно-чёрной,

в этой сохнущей влаге глотка

спят минуты, секунды, века.

 

В лабиринтах пятнистых окраин,

где восторг покаянию равен,

мы ютимся на краюшке сна,

и невнятная речь не вольна,

 

не равна, не замена молчанью –

так дельфийские мантры звучали,

и метался пророческий гул

по губам и по впадинам скул.

 

Ночь искрилась, летела земля,

падал пульс, доходя до нуля.

А Всевышний глядел из окна –

ведь любовь только Богу видна.

 

Лирику Кайсаровой определяет триада: лирическая героиня – её двойник – её возлюбленный. Двойник – это существо, которое приходит к героине с иными взглядами на жизнь и со своими особыми мнениями. Это внутренний диалог лирической героини с самой собой. Двойник постоянно спорит с женщиной, не соглашается, убеждает. Двойник – это медиум, который помогает установить связь как с «живыми», так и с «ушедшими» героями стихотворений (порой – они просто уходят в другую жизнь). Для Татьяны Кайсаровой любовь – это священный Грааль, «медленное время». В её лирике нет «грязи мира», которая проникает порой даже в сердечную лирику. У неё бьёт из сердца чистый родник, её чувства светлы и прозрачны. «Сердце мироточит» – говорит Кайсарова. У Татьяны – большой запас знаний о мире, и всё это богатство она вплетает в свои стихотворения.

 

Так непривычно – по ступеням вниз,

по кромкам рифм твоих – ко дну Аида.

Глухие звуки – ни теней, ни лиц.

Двойник, мне страшно. Не таи обиды.

 

Я выбрала, я плачу, я плачу

слезами, тёмной горечью, утратой,

случайной встречи вымученной датой,

и… неповинной шеей – палачу.

 

Послышалось или звонили в дверь?

Встречай. Она к тебе, твоя отрада!

А я открою счёт своих потерь.

Хранитель, слышишь, утешать не надо.

 

Спешу в себя корнями прорасти,

и, восходя над внешним и тревожным,

немыслимое вслух произнести.

Ты думаешь, что это невозможно?

 

Но всё возможно. В этом – жизни суть!

Попробуйте оспорить кто-нибудь.

 

Меня зацепило и не отпускало короткое стихотворение Кайсаровой «Дуэль». Дуэль – это стихи о «поединке» поэта и человека… со своей страной. Человек не всегда и не во всём соответствует духу своей родины. Мы воспринимаем Родину как живое существо со своим потоком сознания. Сейчас нет у поэта своего Дантеса или Мартынова. Но порой их успешно замещает родное государство. Мне импонирует нестандартное мышление Кайсаровой. Я завидую белой завистью автору, которому приходят в голову такие неожиданные, развёрнутые образы.

 

ДУЭЛЬ

 

Сходимся. Иду к тебе навстречу,

Родина, и выстрел – за тобой.

Небо опускается на плечи,

И туман сгущается седой.

Уши заложило, словно ватой.

Твой прицельный залп неотвратим!

…………………………………………………….

И души дымок голубоватый

Хочет слиться с небом голубым.

 

Боюсь даже подумать, насколько глубоко простирается талантливая догадка Татьяны Кайсаровой. Допустим, Родина – это всё-таки не государство. Но всё равно она так плотно сжимает нас в своих объятиях, что трудно из них вырваться. Вырваться из векового круга традиций и верований. Для меня важно, что Татьяна Кайсарова не замечена в либеральных поползновениях по отношению к отчизне, не критикует она и государство. И вдруг – такая удивительная лирика.

Стихи Татьяны Кайсаровой – сугубо «авторское» видение. Лирическое «Я» Татьяны очень активно; всё подаётся сквозь призму личного переживания. И, конечно, повествует она не только о любви.

 

Забавно с высоты глядеть на мир!

О, собеседник мой, Вильям Шекспир,

«Быть иль не быть?» – вопрос совсем простой –

нет ничего за вечной пустотой!

 

Кайсарова творит «поэзии таинственный обряд, из ряда заклинаний, тайн и магий». В ней сливаются «внезапная зрелость» и «бесшабашность ребёнка». Душа поэта дуалистична, и это образует пространство между мирами. «Может быть, в эту ночь я навеки с собою прощаюсь, может быть, в этот миг я навеки с собой остаюсь». Так и движется душа поэта в извечном броуновском движении – от себя и до себя, раздвигая внутреннее пространство по голосу памяти.

 

Когда-нибудь в ином предместье Бога

мы будем живы. Живы ли? – Не суть…

Между мирами узкая протока

нас вынесет с тобой куда-нибудь.

…………………………………………………….

Остынет чай, растает звёздный лёд,

устанут волны биться у порога,

и даже птица певшая замрёт

чтобы услышать тихий голос Бога.