Стихотворения

Стихотворения

Вступительное слово Елены Тихомировой

Поэтическое слово Сергея Бирюкова не только играет мускулами и демонстрирует энергию и эквилибристику культурного вызова. Это не стих с одним амплуа – репертуар доступных ему перевоплощений широк. Он в состоянии воспроизводить античные образцы – выпуклость, телесность слова, скульптурность эротики, гармонию соразмерности и покоя… В великолепной «Костроме», из двух частей: одна «Кострома» напевно-певучая («богиня Костромаа… Ом – аа…» – другая колючая, настороженно-ощерившаяся, цыганистая («кость, стрм, рома». Завораживает, прежде всего, это «стрм»: этот «стройэлемент» кажется ядром русских заумных фантазий: он намекает на птичий быт-полет (застреха, стрепет), но и на некие темные (чреватые опасностью и возбуждающие привкусом риска) похождения поэтического слова (страсти, странный, страх, на стреме, острог, стража, стрекача, стремя…).

В целом же стих поэта, при всей «лирической иррациональности» (Татьяна Бек) – действительно «конкретный», технически оснащенный, аналитичный и конструктивно направленный. Биомеханика стиха. Химическая лаборатория: целеустремленный поиск неочевидных валентностей звуков. Характерны мотивы: шахматные, анатомические («Человек в разрезе»), производственные («Технология сонета»)… Кажется: магнит интонации собирает звуковую стружку в новые сочетания; жест актера убеждает в реальности, осязаемости этих фикций – вот же они, смотрите, пощупать можно!

«Есть различие между женским и мужским…» Похоже, Сергей Бирюков представляет своего рода мужской вариант зауми и языкотворчества.

Елена Тихомирова,
доктор филологических наук (Берлин)


 

Кострома

1.Скелет стихотворения

………………..Ю
…………………..МА
……………КСТРМ
……….КОСТРОМАМА
………….О-О-А
………………..стрым
……………кость
………………..Рома
……………КЫ
……………..СТ
……………….РМ

2.Оболочка стихотворения

Богиня Кострома
ОМ——————-а
Кастра Ма-а-а
нет срама
а-а-гонь
горит горит

Богиня горит
говорит
солома
огонь
вода
плывет Кострома
Костромооооооой

 

Новые сведения
о Петрарке и Лауре

Лаура пишет письмо Петрарке
шрифтом Times New Roman
в интернет-тетрадке

письмо исчезает

Петрарка пишет сонет Лауре
пальцы бегут по клавиатуре

письмо исчезает

на платье Лауры осыпаются
букв лепестки

в этот миг
они так близки
что руку вот протяни
коснешься мизинца
левой руки

 

Доклад о поэзии
(Из серии «Чисто конкретная поэзия»)

доклад о поэзии
надо произносить
как доклад о поэзии
а совсем не доклад
о повышении яйценоскости
кур
о калийных удобрениях
смело разрывайте
листы бумаги
поджигайте от-
дельные
структуры стиха
пускайте пузыри
поэзии
отбивайте такт стопой
(ибо сто-па!)
заденьте граф – ин
с водой
чтобы прозвенел
внезапно упадите на пол
несколько определений
из этой позиции
достигнут цели
а если нет
начертите знак вопроса
в темноте
фонариком
создайте общий рисунок
док – лада

 

Отвлеченные стихи-и

*
найти первое слово
потянуть за лапку
а а а а а а а а а а а
вот и готово
стихо-творе-ни-а
*
найти второе слово
ухватить нить
узелок основы
начать вить
*
и третье слово
о вот оно
начать ab ovo
открыть окно
*
и слово в слово
повторить
что может
отворить
дверцу судьбы
бы
бы
бы

 

Формула Филонова

Цветок разъят
розовеет мясо коня
дерево вырвалось
из глазницы
коричневатые прожилки мысли
на розовой коре
крошево металла
в бензиновой луже
расплавленный гудрон
льется за ворот
металлического охотника
женщина с японскими глазами
выныривает из Океана
с левого уголка

 

ХоРоШо ТеМПеРиРоВаННыЙ ТеКсТ

Мы стояли у Баха
Бах сидел в скворешне
это в Лейпциге было
конешно
по-нашему в Липецке
по-польски в Липске
это все потому что
липы
и потому лепо
Бах сочинял
у него ноты
застряли в парике
он идет налегке
опираясь
на скрипичный ключ
он ручьем сбегает
с небесных круч
он распространяет
звучарность
по окрестполям
он как будто знает
что будет

ТАМ

и вот уже крылышкуют стрекозы
и лепесткуют розы
и музыка тает на губах
wirklich – Bach!

 

О «Синем всаднике»

Кандинский, Марк, Макке,
уже вы вдалеке…

из окна
вижу я
о да, не Альпы
да, это синий всадник
смотри смотри
всадник всадник
в полете
через О
зеро!

 

* * *

Альфой начав, омегой немею.
Г.Р.Державин

Все-таки бывает улыбка
Альфа
Но так зыбко-зыбко
Бета
Что другими совсем письменами
Пропиталась бумага
И нет ответа
Ни криво ни прямо
Гамма
Твой треугольник волнист
Дельта
Приблизительно лета лист
Эпсилон, дзета
И дрожаньем напомнит листву
Эта
Как зовунью в ночи назову
Тхета
И ступени парят в тишине
Йота
И крестом умирает в огне
Каппа
Лишь луна
Как настольная лампа
В эту ночь остается со мной
Лямбда
Но другую совсем песнь
Затянуть надо
Все-таки улыбка бывает
Мю!
Когда взгляд тебя задевает
Ню
Когда выйдет из-под контроля
Кси
Омикрон твоего поля
Пи
Эта линия номер 15
Ро
Сигма тянется в n-пространство
Тау, ипсилон
Улетаю

Наступает окончание алфавита
Фи
Кажется что ваза разбита
Хи
Но на самом деле лепет и нега
Где минуя пси
Возлежит омега

 

Зеркала в Мурнау

отразиться в зеракалах
Дома Габриэле Мюнтер
в Мурнау,
где таятся отражения
Кандинского и Мюнтер,
где кисть ее и кисть его
пересекаются на зеркальном поле
в цветах полевых,
собранных неподалеку,
и твое отражение может быть
тенью хотя бы скользнет
или зацепится за лепесток
цветка –
нанесенного кистью Эллы
или Васа*

*Так называли друг друга Василий Кандинский и немецкая художница Габриэле Мюнтер в пору их любви. Дом Г.Мюнтер в городке Мурнау в Баварии, где жили художники, сейчас музей.

 

OFF CHEHOF

Чехов – ох
ох – Чехов
Чехов – ах
Чехов – ахов
Чехов – смехов
Чехов – охов
Чехов – вздохов
Чехов – ох
Tschehow –
noch

 

Инверсии

1.
интересно жители Луны
ощущают ноосферу
которую им создали
жители Земли?
Во всяком случае
мы имеем к Луне большое влечение
и можно сказать даже притяжение
несмотря на то что футуристы
называли ее «дохлой».
С другой стороны –
две ноосферы
если они столкнутся
в ближнем космосе
не произойдет ли крушение ноосфер
и следовательно
обрушение огромного надземного
банка данных
из которого мы все
питаем наш дух?
А если из двух?

2.
Вот Витя Iванiв
трагической фигурой
идет сквозь обывательский
Берлин
и говорит:
-Вот блин…
напоминая мне
пробег Андрея Белого
сквозь тот же город
и думаю –
а вдруг!
а вдруг они
столкнутся
лоб в лоб –
вот искры полетят –
такиеееее –
может выгореть
Берлин

3.
– пространства нет –
говорит философ
– времени нет –
говорит другой
но что это там –
вопрос вопросов –
выгнулось дугой?
Может время,
а может пространство,
а может третье –
непознанное врепост –
неожиданно во весь рост

 

Точка опоры

По мотивам картин
чувашского художника А. Миттова

Женское начало земли
не отпускает мужчину.

Симметрия нереальна.

Правда – между полетом
журавлиным
и пешим шагом овечьим.

Голосом человечьим
говорит легенда.

Вечное лоно.
Трава
примялась и распрямилась.
И
белее метели
холмики
обнаженной
земли.

Устремленное ввысь
не дает упасть.
Как будто найдена
точка опоры –
удержать мир…

 

Самокритическое

все больше похожу на бодлера
лучше не смотреть на себя в зеркало
не смотреть в зрачок аппарата
………
но все-таки глянул опять –
бодлер
вылитый бодлер
правда знакомый дантист
утешил – ха-ха! – вольтер!

однако на фотографии
я снова увидел бодлера
а совсем не вольтера

я нарочно поехал в париж
и ходил там как зверь
исполинским крылом задевая
отвечая всем non parle
и смотри не смотри
верь не верь
говоря себе:
не бодлерь

 

К музе Зауми

я заострил свое лицо
тогда в начале девяностых
и картой мира как венцом
главу свою приправил остро
я попадал в разрывы слов
и фонетической слюной
я склеивал разрыв миров
звубуквицей сквозной
я пил заумное вино
и плыл по руслам книг
и я разматывал кино
назад не напрямик