«Священный двор» в Иерусалиме

«Священный двор» в Иерусалиме

Харам аш-Шериф («Священный двор») находится на территории Храмовой горы – горы Мориа в Иерусалиме. Это одна из святынь ислама, третье по значимости место мусульманского мира после Мекки и Медины.

Храмовая гора сегодня – это участок земли, имеющий форму неправильного четырехугольника. Размеры сторон: южная – 238 метров, северная – 321 метр, западная – 490 метров, восточная – 497 метров. Вся территория огорожена каменной стеной. Часть сохранившейся сегодня западной наружной стены являлась подпорной стеной Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н.э. Южная стена, отстроенная в XVI веке, расположена на месте стены Иерусалимского Храма, здесь сохранились остатки храмовых ворот и ступеней. Восточная стена Храмовой горы является частью современной крепостной стены Старого города, отстроена она тоже в XVI веке на месте стены храмового периода. Северная стена, расположенная в Мусульманском квартале Старого города, часто перестраивалась, и сегодня она большей частью скрыта домами и различными постройками.

Ограду Харам аш-Шериф прорезают десять ворот. Семь из них на западе (Шальшелет, Муграби, Банные, Хлопковые, Железные, Смотровые и Маадания), трое на севере (Фейсала, они же Шватим, Темные и Прощения). В восточной стене расположены закрытые сегодня Золотые ворота. На территории «Священного двора» в наши дни находятся «Купол над скалой» («Золотой купол»), мечеть Аль-Акса, музей ислама, правление ВАКФа (территориально-административное управление мусульман), мусульманская школа-медресе и другие сооружения.

«Золотой купол» расположен в центре «Священного двора». Иногда его называют еще «Купол над скалой». Это памятное монументальное сооружение, построенное по распоряжению халифа Абд эль Малика над «краеугольным камнем земли» в 691 году. Здание, скорей всего, построено на развалинах византийского храма, чем и обусловлена его форма. Но археологические раскопки в этом районе запрещены мусульманским Советом, и подтвердить или опровергнуть эту гипотезу не представляется возможным.

Здание, увенчанное золотым куполом, имеет форму восьмигранника. Длина каждой стороны сооружения – 22,3 метра. В здании насчитывается 36 окон и имеется четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Западные ворота, по преданию, служат для прихода пророков и их встреч с Мухаммадом.

Возле восточных ворот сидел, как утверждает традиция, великий Дауд (царь Давид) и вершил свой справедливый суд. Южные ворота – ближние к Мекке, и правоверные относятся к ним с особым почтением. Северные ворота считаются самыми близкими к раю. Поэтому возле них кладут умершего мусульманина, чтобы он приблизился к блаженству.

Высота здания 56 метров, высота купола, возведенного над скалой, – 30 метров, диаметр его – 20,5 метра. Последняя реставрация купола проводилась в начале 1990-х годов, по инициативе тогдашнего короля Иордании Хусейна (по традиции, иорданские короли являются покровителями святых мест ислама в Иерусалиме). На золочение купола пошло около восьмидесяти килограммов золота, реставрационные работы стоили полтора миллиона долларов.

В здании «Золотой купол» расположен кусок предположительно известняковой скалы размером 13 на 17 метров, возвышающийся примерно на 2 метра над уровнем пола (744 м выше уровня моря). Он и отождествляется с верхней частью камня мироздания – краеугольного камня Земли.

Существует предание, что более двух тысяч лет назад в храмовые времена в районе священного камня располагалась Святая Святых Иерусалимского Храма. В ней хранились Скрижали Завета, полученные Моисеем от Всевышнего на горе Синай. Согласно еврейским преданиям, Скрижали были написаны Всевышним на двух обломках Камня мироздания. Считается, что после разрушения Храма Скрижали упали на землю недалеко от скалы, и находятся там до настоящего времени на глубине нескольких метров.

Из литературных источников известно, что в здании «Золотой купол» под камнем расположена пещера, называемая арабами «святой пещерой», «пещерой бездны», «колодцем душ». По арабской традиции, именно здесь в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших. На стенах пещеры имеются надписи, указывающие места молитв праотца Авраама, царей Давида и Соломона, пророка Элиягу (Ильи), а также место, где стоял ангел Джибраил (Гавриил), когда, по мусульманскому преданию, пророк Мухаммад взлетал с камня на небо. Камень, не желая расставаться с любимым пророком, тоже начал подниматься в небо, и тогда Джибраил рукой придержал непослушную скалу. В память об этом событии остались на камне и отпечаток руки расторопного ангела, и трещина, появившаяся после успешного подъема пророка. В пещеру, как считается, собираются ветры со всего света и затем разлетаются в разные стороны. В потолке пещеры имеется отверстие. Существует гипотеза, что именно через это отверстие во времена Иерусалимского Храма стекала кровь жертвенных животных.

Особым почтением мусульман пользуется находящийся в галерее здания резной шкаф, в котором хранится волос из бороды самого пророка Мухаммада. Надписи под куполом по всей длине фриза содержат изречения из Корана.

Часовня «Купол цепи», расположенная во дворе возле восточных ворот здания «Золотой купол», внешне напоминает миниатюрную копию этого сооружения. Невысокие колонны поддерживают купол часовни, сооруженной в X веке во времена правления династии Аббасидов.

По преданию, именно на месте часовни вершил свой праведный суд царь Давид. Арабы называют это здание «Дом суда царя Дауда». Одна из легенд, связанных с этим местом, гласит, что когда решался вопрос о виновности человека, царь Давид приказывал обвиняемому взяться рукой за цепь. Если человек был виноват, из цепи выпадало звено.

К зданию «Золотой купол», которое возвышается над всем районом Харам аш-Шериф, ведут величественные лестницы. Завершаются лестницы аркадами, построенными в XI веке во времена правления династии Фатимидов. По мусульманским поверьям, эти аркады являются весами Аллаха. В день Страшного Суда на вершине каждой арки появится пара весов, на которых будут взвешиваться плохие и хорошие поступки всех правоверных мусульман. После этого будет решаться судьба каждого из них. Считается, что прикосновение к аркадам снимает с человека 99 грехов.

Мечеть Аль-Акса находится в южной части «Священного двора». Она была построена в 702 году по распоряжению халифа Валида, сына Абд эль Малика. Именно здесь, на месте мечети Аль-Акса, согласно мусульманской традиции располагалась «мечеть отдаленная», куда был перенесен пророк Мухаммад во время своего ночного путешествия. Поэтому Иерусалим является третьим святым городом ислама после Мекки и Медины.

Святость Иерусалима в исламе основывается на первом стихе 17-й суры Корана, в которой говорится, что Аллах «перенес ночью своего раба (Мухаммада) от святыни неприкосновенной (святилище Кааба в Мекке) в мечеть отдаленную (Аль-Акса)».

Вместе с тем, некоторые мусульманские теологи полагают, что «мечеть отдаленная» находится не на земле, а на небе. Другие считают, что Аль-Акса – это мечеть в Дамаске или Самарканде. Но большинство мусульман придерживаются мнения, что в 17-й суре говорится именно о Храмовой горе в Иерусалиме, на которой впоследствии и была воздвигнута мечеть Аль-Акса. В пользу этого предположения свидетельствует и то, что в начале своей пророческой деятельности Мухаммад предписывал мусульманам молиться, обратившись лицом к Иерусалиму.

Однако, убедившись в безуспешности попыток обратить евреев в ислам, пророк указал правоверным поворачиваться во время молитвы лицом к Мекке.

Сильное землетрясение 1035 года разрушило мечеть, но она была вскоре восстановлена и приобрела свой нынешний облик прямоугольного здания, вытянутого с востока на запад.

Эта мечеть стала свидетельницей многих исторических событий. В 1128 году король крестоносцев Болдуин II превратил мечеть в свой дворец. Через пятьдесят лет султан Салах эд-Дин, изгнав крестоносцев, восстановил статус мечети и установил там древний минбар (кафедру проповедника), привезенный из города Халеба.

В дальнейшем мечеть не раз страдала от стихийных бедствий. В последний раз трагедия произошла в 1969 году, когда ее поджег душевнобольной турист-австралиец. В 1951 году у входа в эту мечеть был убит несколькими выстрелами из пистолета тогдашний король Иордании Абдалла I. Его внук, наследный принц Хусейн, в будущем король Иордании Хусейн I, отец нынешнего иорданского короля Абдаллы II, находился рядом с дедом и чудом уцелел. Пуля убийцы попала в медальон на груди принца.

Положение мечети обусловлено направлением молитв правоверных, поворачивающихся в сторону Мекки. Это было сделано для того, чтобы «камень мироздания», «еврейский камень» в арабском наименовании, расположенный в здании «Золотой купол», не находился между мечетью и Меккой во время молитвы мусульман.

Нынешняя мечеть Аль-Акса – это грандиозное сооружение размером 90 на 60 метров с величественным черным куполом и большим подземным залом. Перед входом в мечеть расположены фонтаны для омовения ног. Вход в мечеть – на ее северной стороне, здесь расположены семь ворот. Часть колонн Аль-Акса – из каррарского мрамора, они были подарены мечети в 1930-е годы итальянским диктатором Бенито Муссолини. У северного крыла мечети находится Маком Азиз – место, откуда Мухаммад вознесся на небо на своей кобылице Аль-Бурак. В южной части зала имеется михраб, ниша в стене, обращенной к Мекке. Отсюда до Мекки ровно 1090 км. Женщины входят в мечеть через отдельный вход, женский зал расположен в западной части мечети.

Подземные сооружения Аль-Акса в плане не совпадают с мечетью, частично выходя за ее границы в восточной части Харам аш-Шериф. Подземный зал мечети сохранился, преимущественно, со времен крестоносцев. Размеры зала 55 на 100 метров, здесь находятся 88 колонн. Крестоносцы дали этому залу название «Конюшни царя Соломона», так как были уверены, что именно здесь великий еврейский царь держал своих лошадей.

В настоящее время подземный зал является частью комплекса мечети Аль-Акса.