Тема декабристов в графике Н. И. Домашенко

Тема декабристов в графике Н. И. Домашенко

Николай Иванович Домашенко — художник, плодотворно работающий в станковой графике, мастер экслибриса и книжной иллюстрации — родился 6 сентября 1946 г. в Иркутске. В 1962—1967 гг. он учился на художественно-педагогическом отделении Иркутского художественного училища, где позднее работал в качестве преподавателя. Начиная со Второй зональной выставки «Сибирь социалистическая», состоявшейся в Омске в 1967 г., молодой художник активно участвует в выставках различного уровня. В 1971 г., в возрасте 24 лет, Домашенко вступает в Союз художников СССР и тогда же становится лауреатом премии Иркутского обкома ВЛКСМ имени Иосифа Уткина, присуждавшейся за творческие заслуги.

В 1970—1980-х гг. творческая жизнь Домашенко была тесно связана с Новосибирском. Это время в истории художественной культуры города отмечено плодотворной деятельностью как местных авторов, так и недавно приехавших сюда молодых мастеров. Позднее Николай Иванович переедет в Ленинград, где успешно реализует себя как в области изобразительного искусства, так и в преподавательской работе.

В сибирский период творчества Н. И. Домашенко определилась, пожалуй, наиболее значимая для него тема, к которой он возвращается вновь и вновь и в иллюстрациях, и в станковых произведениях, — тема восстания декабристов, тема подвига, душевного благородства, стремления жить и готовности погибнуть ради других людей. Возможно, причиной столь стойкого и глубокого интереса к ней стали детство и юность, проведенные в Иркутске, — городе, где в свое время проживали многие политические изгнанники XIX в., где до сих пор бережно хранится память об этих мужественных людях. Произведения на декабристскую тему Н. И. Домашенко обширно представлены в собрании Новосибирского государственного художественного музея.

Форзацы книг «Своей судьбой гордимся мы» (1972), «В сердцах Отечества сынов» (1974), «Дум высокое стремленье» (1974), являющиеся своего рода изобразительными эпиграфами, предназначены для трехтомника, выпущенного к 150-летию восстания декабристов и посвященного их памяти (Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975). Все три многофигурные композиции патриотического содержания выполнены в одном стиле в технике автоцинкографии. Некоторая рельефность изображения, благородная сдержанность цветовой гаммы, построенной на сочетании собственно белого листа и бледно-серого тона, придают этим работам красоту и своеобразие.

Четырнадцать листов из музейной коллекции, относящиеся к 1974 г. и созданные в технике резцовой гравюры, отличаются единым стилем исполнения и позволяют предположить общность замысла — иллюстрирование одной серии изданий. На трех из этих гравюр есть указания на то, что они предназначены для книги «В сердцах Отечества сынов», две другие воспроизведены на титульном развороте книги «Дум высокое стремленье». «Все это плод тщательной и кропотливой работы художника над книгой, итог глубокого вживания в тему. Именно поэтому здесь каждая изобразительная деталь на своем месте, индивидуальна и в то же время неразрывно связана с целым», — отмечает исследователь сибирской книги ХХ века В. Н. Волкова, размышляя об этой серии.

Строгость и сдержанная красота отличают эти небольшие, выполненные в коричневом цвете композиции, большинство из которых вписано в овал. Посвященные старинным сибирским городам и острогам, они могут быть отнесены к жанру исторического городского пейзажа. Художник восстанавливает утраченный облик городов, дает возможность представить, какими они были несколько столетий назад. В то же время здесь присутствуют и элементы стилизации, что продиктовано спецификой книжной иллюстрации. Суровость и лаконичность внешнего вида острогов, само их предназначение диктуют и особенности изображения — простоту, четкость и даже некоторую сухость рисунка. По стилю исполнения, характеру трактовки облаков, воды, зданий эти листы восходят к гравюрам XVIIXVIII веков.

К теме декабристов, их жертвенного подвига Домашенко не раз обращается и в станковых произведениях. Художник часто прибегает к созданию серий, добиваясь тем самым наиболее полного раскрытия замысла.

К 1969 г. относится серия «Декабристы», сразу получившая широкое признание. Сочетание мелкого, тонкого, детально проработанного рисунка с сухими, однообразными, словно проведенными по линейке группами линий вносит в эти листы ощущение контраста и противодействия. Художник мастерски соединяет возможности офорта, которому свойственны свобода и гибкость линий, и резцовой гравюры, для которой характерны четкость и некоторая жесткость рисунка. Автор выбирает вытянутый по горизонтали формат, служащий передаче панорамности изображения, будь то Сенатская площадь или набережная Иркутска.

Листы из серии «Трагедия декабря» (1973), выполненные в технике автолитографии, отличает взволнованность и даже трагичность звучания. Этому способствует трехцветная цветовая гамма: контрастное сочетание красных и черных плоскостей с мягко и подробно проработанными тональными бело-серо-черными изображениями людей; траурную нотку вносят в нее ограничивающие черные рамки. Для каждого листа художник выбирает наилучшее композиционное решение: так, в работе «Черниговский полк» масса военных воспринимается как нечто целое, акцент делается на их единстве; в «Допросе» благодаря цветовым контрастам подчеркнуто противопоставление светлых фигур арестованных и безликость черных силуэтов судей.

По-другому решены гравюры из серии «Поставлены вне разрядов» (1976), посвященной пяти казненным декабристам. Все ее листы выполнены по одной композиционной схеме: крупное оплечное портретное изображение главного героя, позволяющее всмотреться в него внимательнее, на фоне жанровых сцен.

Листы из серии «Жизнь Апостола Сергея» в технике цветной литографии относятся к 1982 г. Стилизованные, лаконичные композиции построены на сочетании изумрудных, белых и черных локальных пятен. Преимущественно это силуэтные изображения, очертания которых настолько выразительны, что не нуждаются в деталях, и только в листе «Сергей Апостол» проработано лицо героя. Художник продуманно использует ритм цветовых пятен, прием контраста и другие выразительные средства композиции. Изображения то подчеркнуто статичны («Сергей Апостол»), то полны движения, которое вносит в них сочетание диагональных направлений («Фельдъегеря»).

Произведения Николая Ивановича Домашенко отличаются выразительностью художественного языка, своеобразием композиций, узнаваемостью авторского стиля. Для каждой работы автор выбирает наиболее удачное художественное решение, проявляя себя как интересный, разносторонний мастер.