Век такой, какой напишешь

Век такой, какой напишешь

(Рецензия на спектакль «Седьмая квартира» в театре «Остров»)

Валерий Попов, пишущий прозу, стихи, сценарии и даже официальные бумаги на посту председателя Союза писателей СПб, вдруг пригласил друзей на премьеру своей пьесы в Театре «Остров», на Каменоостровском, дом 26–28.

Что сказать о пьесе под названием «Седьмая квартира»? Конечно же, Валерий Попов и здесь легко узнается, особенно к концу. Только у него весьма стесненное существование совершенно несхожих и даже «взаимоисключающих» персонажей может обернуться столь головокружительной и веселой заварухой, и в итоге вместо горы трупов, которую обычно сейчас преподносят читателю (зрителю), все оканчивается дружескими объятиями и родственными поцелуями, и это радует.

А ведь начинается все с корыстных, а порой даже опасных намерений.

Наш главный герой — Сергей Игнатьевич, доцент, (роль поочередно исполняют Олег Юдин и Владимир Григорьев), зарабатывавший раньше разглагольствованиями о «высоком», теперь делится со всеми своей скорбью «лишнего человека», предпочитая, впрочем, «делиться» с молодыми красивыми девушками.

В квартире Иры, нашей героини (играют ее Валентина Фитиль и Ксения Гердасова), девушки яркой, но еще не разобравшейся в жизни (именно таких любит «поднимать до себя» — (или «подминать под себя»?) наш вальяжнейший Сергей Игнатьевич), именно в ее скромной девичьей светелке и происходит вся эта заваруха, сюда стремятся весьма характерные для наших дней типы: и бомж Шура, обитающий на лестнице (Заслуженная артистка России Тамара Исаева), и молодой кавказец Оча (Всеволод Бобров, Николай Ерофеев), одержимый страстями, в том числе и жаждой мести, и пожилой кавказец Тимур (Константин Бутаев), пытающийся снять ее квартиру бесплатно, и молодой оболтус — сосед Митя, бросивший работу в фирме ради искусства (или просто ради разгильдяйства, выпивки и плотских утех?).

При этом — многие вооружены, и настроены выстрелить!

Респектабельнейший Сергей Игнатьевич появляется у своей «избранницы» в охотничьих сапогах и с ружьем. Ружье, как учил нас Чехов, обязано выстрелить — тем более, что и сам Сергей Игнатьевич жаждет бабахнуть — более того, он обязан это сделать, поскольку (он давно уже это практикует) он сказал жене, что пошел на охоту — а та каждый раз проверяет наличие пороховой гари в стволах…

То и дело выхватывает пистолет молодой и горячий Оча, приехавший сюда мстить (и есть за что и кому).

И совсем уже профессионально владеет оружием омоновец Жора (Михаил Масляков, Михаил Кудрявцев), прибывший на «шухер» для наведения порядка (а больше для решения своих корыстных проблем и «выплеска» накопившейся обиды). Смертельная смесь! «Коктейль Молотова»! Но благодаря автору этой истории — юмор, глубоко скрытая в людях доброта, еще не забытые до конца законы нормального человеческого существования — помогают персонажам разрешить ситуацию бескровно, полюбовно и даже весело. Каждый автор делится тем, что у него есть!

Благополучный исход оказывается не просто правильным, но вполне естественным, вытекающим из природы людей. «Можно, оказывается, все решать даже без применения табельного оружия», — подводит итог омоновец Жора. Так почему же, — встает вопрос — на телеэкранах постоянно льется кровь, и никто ни с кем не может договориться? Да потому, что авторы ничего больше не могут придумать, им лень искать в людях хорошее. А потом все хором удивляются: откуда берутся юноши, расстреливающие сокурсников?

И на этом фоне спектакль «Седьмая квартира» особенно актуален. Ведь можно же по-хорошему! Но, видимо, продюсерам это кажется не выгодным. Все тупо считают, что «стрелялки» сейчас — самое популярное.

Однако молодежь, заполняющая зал театра «Остров», весьма охотно «ведется» за замыслом автора, и каждое комическое разрешение «смертельного конфликта» встречается смехом и одобрительными аплодисментами.

«Век такой, какой напишешь!» — тут уместно вспомнить один из основополагающих принципов Валерия Попова.

Конечно, тут надо отметить и замечательную работу коллектива театра «Остров», ищущего свой неповторимый репертуар, создающего спектакли, необходимые всем (а не только скучающим эстетам). Слегка удивляет практика других наших театров — в том числе и именитых, академических, завлекающих то холодными экспериментами, то уже пролившими море крови революционными — или даже сталинистскими — идеями. Нечего больше предложить? А что будет при этом с людьми, с населением?

После «Седьмой квартиры» видишь в фойе людей веселых и добрых. Многие даже задерживаются, чтобы поблагодарить разгримировавшихся актеров, работающих фактически бескорыстно — и с таким вдохновением!

И, конечно, надо поблагодарить Тамару Исаеву (с упоением, кстати, исполняющую роль бомжа), ставшую худруком после смерти основателя, художественного руководителя и режиссера «Острова» Александра Болонина и сумевшую сохранить душу этого неповторимого театра. И работающую с петербургскими драматургами, пишущими весьма актуальные и добрые пьесы — в отличие от руководителей многих других наших театров, чьи взгляды устремлены… Видимо, в бесконечность.