Вневременная проза Светланы Забаровой

Вневременная проза Светланы Забаровой

(о книге «Сигналы»)

Осенью 2018 года в издательстве «Петрополис» при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации вышла книга Светланы Забаровой «Сигналы». Это, безусловно, яркое событие в литературной жизни Санкт-Петербурга — хоть пока и немногими замеченное.

Светлана Забарова — один из самых крепких современных петербургских прозаиков — лишний раз напоминает нам о том, что «писатель» — это слово мужского рода. Ведь и проза Забаровой, по сути, в чистом виде мужская. Ее тематика и проблематика выходит далеко за пределы так называемого «женского» круга интересов (неизвестно кем очерченного для прекрасной половины пишущего сообщества, обреченной в тесноте этого круга кропать сентиментальные истории, читать которые ни одному здравомыслящему мужику и в голову не придет).

Герои Светланы Забаровой — это «рыцари без страха и упрека» — и неважно, что среди них могут оказаться и женщины. Их, этих «рыцарш», даже язык не повернется назвать «дамами», ведь они чужды кокетства и жеманства, зачастую и бытовые их интересы сведены к минимуму. Вечный поиск, одержимое исследование и самоотверженная борьба, связанные с житейской неустроенностью и откладыванием «на потом» обыденной, земной, семейной жизни — вот их выбор.

И это поразительно, поскольку автор — хрупкая миловидная женщина, психолог по профессии, заботливая мать, а вовсе не та особа, которую может представить себе читатель «Сигналов». Да и вообще, читатель, скорее всего, вообразит писателя-мужчину, причем из разряда самых брутальных в истории, вроде Джека Лондона, Хемингуэя или, на худой конец, Брет Гарта.

Тем не менее, автор замечательно справляется со своей творческой задачей, раскрывая для нас мир геологов и геодезистов, фанатичных искателей приключений с полностью вырванными из родной среды корнями — и суровых, закаленных жителей степей. Это мир скромных героев и антигероев, в котором на первый план выступает противостояние слабого человека всесильной стихии, а люди, просто созданные друг для друга, возможно, и рожденные для того, чтобы быть вместе, обречены идти навстречу своему счастью окольными путями, в обход, увязая в болоте или продираясь сквозь песчаную бурю.

Проза Светланы Забаровой — абсолютно вневременная, ведь точно такие люди, с такими ценностями, укладом и взглядами на жизнь, могли существовать и века назад. Тем интереснее то, что герои — наши современники, о которых мы ровным счетом ничего не знаем. Вневременность (или всевременность!) литературы является одним из признаков того, что ей суждено стать классической, преодолеть своего рода «естественный отбор», когда из груды книг, написанных на конкретном временном интервале, остаются лишь несколько (остальные отправляются в макулатуру и забываются уже следующим поколением). У книги «Сигналы» есть все шансы уцелеть в этом отборе, ведь там, на фоне экзотики, раскрываются для читателя вечные ценности, понятные и узнаваемые.

Поиск, становление, возмужание, любовь, преданность своему Делу, любовь к родине, с ее самобытной природой и укладом — разве что-то может быть более ценным и вечным?