Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Продолжение

Общение

 

Главное для нас происходит в самом ближнем круге жизни. Хотя проще всего любить тех, кто с нами не связан непосредственно. Но именно добрые взаимоотношения с близкими людьми — это ключ к дверям Небесного Царства. Апостол Иоанн прямо указывает: «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Посл. Ин. 1:7). Почему такое значение придаётся общению? Потому что в процессе выстраивания отношений с людьми наша душа и проявляет те свойства, от которых следует избавляться.

Каждый факт возникновения напряжения между нами и окружающими проявляет момент истины о нас самих. Когда мы стремимся к совершенствованию, то прежде всего следует выявить в себе то, что мешает нам найти общий язык с ближними. Просто так ни смирение, ни терпение, ни другие добродетели в нашей душе не появляются. Но специальных упражнений для их обретения не требуется, ибо следует только включить свою способность к размышлению, поглядеть на себя в свете совести, и мы поймем, почувствуем, какие изменения необходимо произвести в душе.

Святые праведники знали, что пристальное вглядывание в глубины своего сердца и ума не должно прекращаться до самой смерти, ибо пока мы живы, до тех пор нас будут искушать лукавый и его слуги. Они не упустят ни одного шанса для увлечения нас на путь зла и греха. Гордыня, самомнение — то, что отделяет нас друг от друга — полностью при жизни не могут быть искоренены. Потому следует сохранять бдительность, отсекать попытки захвата ими нашей души. Если будем это делать, то у нас откроется способность воспринимать в свете истины и своих ближних, узнавать причины проявления ими слабостей. А ведь многие из них коренятся в нашей душе, в нашем к ним отношении.

Для нас основным упражнением, обеспечивающим развитие добродетели, являются попытки признания своей вины в возникновении напряжённых или враждебных отношений с кем-либо. Даже если факты указывают на то, что виновником конфликта мы не являемся, тем более мы не должны допускать воспламенения в сердце огня ненависти. Это не призыв к тому, чтобы иметь дело с нечестивцем и преступником, просто необходимо сохранять своё сердце от зла. Не говорится о том, чтобы преступника не лишать, например, свободы, просто необходимо угашать в себе злобу на него. Всегда можно пожалеть о том, что человек, ставший злодеем, не сумел проявить в себе Божий образ. И скорее всего, это произошло потому, что ему не удалось найти ни настоящей дружбы, ни настоящей любви. Недостаток энергий, рождаемых в общении с добропорядочными людьми, часто бывает главной причиной того, что люди начинают презирать мир и не уважать чужую жизнь.

Многие не способны к нормальному общению по причине того, что в их сердцах нет чувства милосердия и сострадания, которые могут возникнуть только у людей, честно оценивающих себя, т.е. имеющих мужество взглянуть правде в глаза. Конечно, эта правда не бывает приятной, но именно она может пробудить в нас волю к совершенствованию. Тот, кто привыкает видеть себя в свете истины, начинает находить и общий язык с другими. Именно усилия, очищающие душу от чувства неуважения, презрения, невнимания к окружающим людям, рождают в ней энергии, вызывающие в тех, с кем она имеет дело, доверие и симпатию. Каждый человек жаждет если не любви, то понимания и внимания. Но именно на это у нас не хватает мудрости и времени. А потому все наши усилия достичь счастья, удовлетворения от жизни идут прахом. Если мы никого кроме себя не любим, то неизбежно будем всеми фибрами своей души чувствовать энергии отчуждения нас от жизни.

Величайшим благом на земле является наличие в нашем окружении друзей и братьев по духу. Они могут появиться, когда в нашей душе сохраняется чувство истинной любви, способность к актам дарения своих сил, талантов. Если же в сердце поселились зло и грех, то лучше бы нам оставаться в одиночестве, иначе мы притянем себе подельников и тогда точно совершим какую-либо мерзость по отношению к своим ближним.

Для пребывания в состоянии общения с близкими людьми нет необходимости в непосредственном взаимодействии. Кроме того, следует помнить, что перед Богом живы и те, кто ушёл из этой жизни. Если между людьми устанавливается духовная связь, то ничто не может помешать их общению: ни время, ни пространство. Для духа, как известно, преград не существует. Если нас интересует достижение нетленных ценностей, то союзник может находиться где угодно, даже за пределами этой жизни. Людей объединяют преследуемые ими цели, и только когда последние носят сугубо материальный характер — требуется установление отношений во времени и пространстве. Для сотворения вечных ценностей: пробуждения в душе человека стремления к любви, красоте, свободе, то есть к исполнению Божьей воли, кроме молитвенного общения и собственного примера ничего другого и не требуется.

Самый короткий путь к сердцу человека пролегает через обращение к Богу. Когда мы с людьми что-то делаем Христа ради — становимся братьями по духу. Теснее этой связи быть на земле не может. Если мы участвуем в сотворении блага, утверждении на земле Истины и Жизни, то силы, возникающие у нас в результате этого труда, помогают нашим молитвам достичь цели — помочь и живым и усопшим. Настоящая молитва — это не просто разговор с Творцом, она окажется пустой, если нами не будут проявляться воля к очищению своей совести, устремления сердца и ума. Недаром говорится о том, что вокруг одного спасающегося — спасаются многие. Поэтому к молитве нельзя относиться как произнесению пускай даже и священных текстов. Слова самые истинные останутся просто словами в устах человека, чья душа пуста, чьё религиозное чувство еле теплится.

Без принуждения себя к очищению своей жизни, особенно внутренних её областей, от всякого рода неумеренностей, рождаемых страстью и похотью, надежда на помощь Бога будет напрасной. Но не потому, что Он не может нам помочь, Его-то сила неизменно окружает все создания, а потому, что мы, уклоняясь на путь произвола и своеволия, сами закрываемся от воздействия на нас благодати. Подумайте о том, что происходит в доме, окна которого наглухо закрыты от света и чистого воздуха. Неконтролируемые страсти, чувства и мысли — это как раз есть то, что не позволяет нашей душе принимать даже искренно испрашиваемую у небесных сил помощь. А если в результате мы получаем облегчение, то оно может оказаться неблагодатным, ибо что может войти в злую и лживую душу или сердце, захваченное духом превозношения? «Бездна взывает к бездне». Мы можем получить только то, что отдаём другим сами. Когда служим им, по словам апостолов, теми дарами, которые у нас имеются, то эти дары и умножаются. Если же наши дела, чувства и мысли несут на себе печать нечистой совести, конечно же, они привлекут в нашу жизнь и силу нечистую.

Нам для нашего же блага следует научиться различать в себе, что является проявлением воли, а что является своеволием. Ответ на этот вопрос скрывается в нашем отношении к своим желаниям. Если мы стремимся к их осуществлению, невзирая на то, что это может нанести нам вред или ущемить интересы других людей, то это и будет настоящим произволом. Когда же мы стремимся к принятию ответственных решений, проявляя возможные последствия планируемых действий, то неизбежно окажемся перед реальным выбором осуществления или отказа от желаемого. Например, знающие люди утверждают, что после вкушения пищи следует выходить из-за стола чуточку голодным; конечно же, для этого нужно будет проявить волю; а если мы, напротив, съедим больше, чем требуется, только по причине того, что так нам хочется — это будет уже своеволием. Каждый акт его проявления ведёт неизбежно к утрате над собой контроля, т.е. к появлению опасных зависимостей и привычек, которые и делают нашу жизнь невыносимой. Каждый шаг своевольного человека ведёт его на дно жизни. Алкоголиками, наркоманами, преступниками, развратниками, бездельниками и пр. становятся не в один миг, а в результате достаточно длительной практики произвола, потакания своим желаниям и гордыне. И если так случилось, что кто-то из нас провалился в эту яму, то кроме как воскрешения в себе веры, нашу волю к жизни ничего не восстановит.

 

Судьба

 

«А вас, которые оставили Господа … обрекаю Я мечу … потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избрали то, что было неугодно Мне» (Исаия 65:11–12.). Вера в судьбу — это то же самое, что и идолослужение. Предопределение — поиск Бога. «Что посеешь, то пожнёшь» (Галатам 6:7), «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…» (Мф. 7:12).

Господь нам даёт выбор между жизнью и смертью, подсказывая, где жизнь. Он знает то, что будет с каждым из нас, ибо знает то, какой путь мы изберём. Но он даровал нам время и свободу для того, чтобы мы сами путём множества проб и ошибок всё же исполнили Его волю, то есть выбрали не смерть, а жизнь, не рабство, а свободу, не похоть, а любовь. Времени в Его царствии нет, это для нас наступающие с неизбежностью события отстоят друг от друга, ибо между двумя верными шагами может быть множество шагов ложных.

Для сравнения обратим внимание на то, как развивается, например, растение. Его зарождение, рост, старение отделены друг от друга только в глазах постороннего наблюдателя. С внутренней стороны жизни организма разрывов между фазами развития нет, всё происходит естественным образом: одно состояние от другого отличить невозможно, ибо каждый шаг есть только продолжение предыдущего. В жизни человека этот принцип не всегда соблюдается. Свобода выбора приводит к тому, что в душевно-духовной жизни часто не совершаются естественные шаги, нарушается логика роста, развития. Вместо непрерывного возвышения может наблюдаться длительный период деградации, затухания жизненных процессов. Но если представить, что произойдёт в финале, то точка «альфа» неизбежно перейдёт в точку «омега». Для внешнего наблюдателя будет не важно, как это произошло. Воля Создателя не может быть не исполнена. Только для нас это может занять многие эоны времени. С позиции же Создателя всё произойдёт мгновенно. Но мы при этом будем переживать и смерть, и суд, и воздаяние. Хотя и в нашей жизни события между двумя по-настоящему значимыми шагами как бы изглаживаются.

Судьба определяется тем, что уготованное Богом не может быть не исполнено. Но это не означает того, что в текущей жизни мы достигнем заданного рубежа. Чтобы мы имели представление по поводу того, что являет собой путь жизни, нам непрерывно посылаются соответствующие подсказки. И если мы несмотря на это выбираем путь смерти, то и вкусим сполна горьких плодов своего произвола. Судьбу свою мы творим каждый момент жизни. Причём самый важный — это тот, который мы переживаем прямо сейчас, ибо прямо сейчас мы и можем сделать шаг в ту или иную сторону. А он определяет: какие последствия наступят. Если мы спускаемся на ступеньку ниже — это означает утрату возможностей, и у нас во времени обязательно возникнет ситуация, когда для завершения начатого не хватит сил из-за того, что мы не приняли когда-то нужного решения, хотя могли это сделать. По этой причине мы вынуждены очень часто всё начинать сначала. Нам приходится переживать последствия всех без исключения выборов. Потому мы и должны относиться ко всему ответственно, за всё мы будем держать ответ перед Создателем. Если мы действуем произвольно, не обращая внимания на предупреждения об опасности, то получаем по заслугам. Это и есть судьба — суд, под который мы сами себя подводим, нарушая законы жизни.

Главная ошибка, которую мы совершаем, коренится во мнении, что всё закончится со смертью. Но после неё как раз всё и начинается заново. Там проявятся для нас и новая земля, и новое небо. И вновь у нас будет открыт выбор: опускаться на дно бытия или воспарять в небеса.

Характер судьбы определяется тем, куда устремляется наш дух. Основное его предназначение в том, чтобы поддерживать связь с Духом Божьим, ибо он является Его частичкой. А часть вне целого существовать не может. Причина трагических поворотов судьбы и утраты сил в течение жизни в том, что дух наш, отрываясь от естественного источника пополнения сил, переключается на душу; душа — на тело. А далее мы всю свою активность направляем во внешний мир. И то, что дух в естественных условиях мог получать в виде дара, мы начинаем добывать в поте лица, непрерывно борясь со своим окружением.

Как известно, душа есть соединение разума, воли и чувств. Но этой тройкой управляет дух. Куда он её направит — туда она и мчится. Хотя не всё так просто, дух не имеет абсолютной власти над душой. Она сама имеет возможность непосредственного взаимодействия с Богом, Троицей. Ибо её разум способен воспринимать свет высшей Истины; воля — действовать в соответствии с волей Творца; а чувства — наполняться чистой энергией божественной Любви. Поэтому, совершая злые поступки, мы на самом деле не можем найти себе оправдания. Причин, которые могут нас заставить выбирать смерть вместо жизни, нет. Просто мы даём ввести себя в заблуждение, не желая видеть прямой связи нашей грешной, злой и лживой души со смертью, разрушением, хаосом.

Для улучшения своей участи необходимы только усилия, обеспечивающие изменение направления активности духа. Он и душа — нераздельны. Возможность восстановить связь с Подателем благ ни у одного из нас не бывает полностью закрыта. Вспомним слова о том, что Царствие Небесное внутри нас есть и оно силой берётся. Для проявления спасающей нас силы у каждого человека есть три точки опоры. Как бы темна наша совесть ни была, всегда остаётся надежда на восстановление нами чистоты разума, или воли, или чувств. Достаточно воспламенения только одной части души, чтобы пламя перекинулось на остальные.

Для обретения нами достойного состояния требуется только то, чтобы мы воспользовались имеющимися у нас дарами размышлять, действовать и любить. Именно воспользовались, т.е. применили с пользой для жизни, а не для того, чтобы получить что-либо силой, хитростью, расчётом. Именно так и действует дух, поражённый страстями и похотью. Не только душа жаждет чистоты, но и тело. Ведь оно обладает всеми качествами души. Разве оно нам не сигналит о том, что ему наносит вред. Тот, кто курит, наверное, вспомнит о том, что прежде чем выработалась эта вредная привычка, тело отчаянно сопротивлялось. Пока тёмный дух его не подавит, оно будет подавать знаки о том, что представляет опасность. Любая болезнь поражает нас не вдруг, а после того, как наша защита окажется разрушенной в результате, казалось бы, незначительных ударов.

Как только мы начнём возвращать душу в состояние чистоты, а это возможно применяя силу, обеспечивающую приведение наших мыслей и поступков в соответствие с законами жизни, так сразу же и наш дух начнёт вспоминать о своём исконном призвании: осуществлять непрерывное общение с Силою сил. Конечно же, в этом случае мы начнём возвращать себе свободу. И станем выбираться из жалкого, унизительного состояния зависимости от внешних обстоятельств жизни.

Дух обязан творить формы, но не форма превращает его в раба. Вернуть силу человеческому духу возможно лишь одним способом — посредством укрепления веры. Она есть следствие проявления душой всех своих качеств в их гармоничном взаимодействии. Ни разум без любви и воли, ни любовь без воли и разума, ни воля без разума и любви не способны придать нашей жизни истинный смысл. Когда они начинают действовать в согласии, даже если при этом их совокупная сила будет и мала, она, проявляясь как вера, неизбежно начнёт возрастать. Господь говорит о том, что бремя Его легко. Каждый эту истину может на себе испытать. Стоит только сделать хотя бы несколько шагов на пути очищения своей жизни от зла и греха, как на себе почувствуем, что их атаки прежних успехов не приносят. Всё потому, что дух, возвращая способность к взаимодействию с небесными силами, начинает укреплять и душу, и тело. Необходимость укрепления веры не является неким абстрактным пожеланием, ибо если это происходит, то мы сразу почувствуем в себе рост сил, позволяющих переживать давление окружающих обстоятельств, с постепенным переходом в режим управления ими.

Воля — есть сила сотворения бытия. Именно она является творческой активностью, пронизывающей бытие до основания; и от основания устремляющая его к усложнению, к построению все более высоких систем. Она безраздельно царит в нижних, самых древних слоях творения. На границе же перехода царства минералов в органическое рождается у элементов творения способность к ощущениям. Всё в природе имеет волю и чувства. Их сила возрастает от организма к организму при подъёме от минеральных и растительных форм бытия к животному царству. В последнем сила чувств начинает проявляться как любовь. В высшей точке слияния воли и чувств рождается разум, но его зачатки уже присутствуют в животном царстве. И верхней точке проявления сил воли, чувства, разума возникает то, что отличает человека от всего сущего — вера, ощущение своей связи с высшим Существом, с Творцом бытия. Именно вера облагораживает душу, позволяет её частям — и воле, и чувствам, и разуму — во взаимодействии устремлять человека к восстановлению в себе образа Божьего. Вера, соединяясь с человеческим духом, открывает душу для действия в ней благодати, которая соответственным образом начинает проявляться как сила, преобразующая все творения.

 

(продолжение следует)