Выбор императрицы

Выбор императрицы

25 сентября 1768 года Турция начала против России очередную войну – третью в XVIII веке. Имея на Юге только сухопутную армию, русские сразу же приступили к созданию морских сил, ибо без них победа была невозможна.

Учреждённая в ноябре 1768 года Донская экспедиция под руководством контр-адмирала Алексея Наумовича Сенявина (личный выбор императрицы Екатерины II) приняла к исполнению следующие задачи: определить состав флота, способного противостоять турецкому и содействовать операциям русских сухопутных войск; восстановить (заново построить) Петровские верфи на Дону в районе Воронежа, укомплектовать их мастерами и рабочими; организовать поставки на верфи необходимых материалов, изготовление оснастки и вооружения кораблей; восстановить на Азовском море военно-морскую базу; организовать надёжную и быструю доставку корпусов кораблей и их оснащения от речных верфей через Донские мели до морской базы для окончательной достройки; осуществить достройку и довооружение кораблей на морской базе, провести комплектование экипажей и их боевую подготовку.

Верфи могли работать там, где имелись дубовые и сосновые леса, а это округа Воронежа – здесь альтернативы не было. Обследовав азовское побережье вблизи устья Дона, А. Н. Сенявин убедился в возможности восстановить военно-морскую базу на Таган-Роге. Начались работы в этих ключевых местах, связанных (разделённых) тысячекилометровым речным путём.

Выбор типа будущих кораблей А. Н. Сенявин со своими соратниками проводил исходя из опыта Азовского флота Петра Первого, собственного опыта мореплавания на Балтике и конкретных обстоятельств 1768 года. Корабли передового отряда должны были иметь мощное вооружение для морского боя, малую осадку для гарантированного прохода в Азовское море через Донские мели и простую конструкцию для максимально быстрой постройки. Такие требования к морскому паруснику чреваты неизбежными издержками малой скоростью, ограниченной мореходностью и тяжёлыми условиями пребывания экипажа. Поэтому А. Н. Сенявин и корабельный мастер И. И. Афанасьев предложили компромиссные решения. Впоследствии эти корабли (всего строили четыре типа) назвали новоизобретёнными. Прототипом послужил захваченный в Гангутском сражении шведский «Элефант», приспособленный к мелям Финского залива.

Донская экспедиция оперативно справилась с огромным объёмом сложных и многообразных работ. Уже 8 мая 1771 года эскадра под флагом теперь вице-адмирала А. Н. Сенявина в составе восьми новоизобретённых кораблей («Хотин», «Азов», «Таганрог», «Новопавловск», «Корон», «Журжа», «Модон», «Морея»), двух бомбардирских и нескольких десятков малых судов направилась с Таганрогского рейда к Арабатской стрелке для поддержки войск генерал-аншефа В. М. Долгорукова. Затем эскадра взяла под контроль Керченский пролив, вышла в Чёрное море и заставила отступить подошедший к Крыму турецкий флот с десантом. Таков результат первого года службы возрождённого Азовского флота.

В дальнейшем Азовский флот получил и фрегаты, но его костяк до конца войны составляли построенные новоизобретённые корабли. Их батальные возможности демонстрирует, например, Балаклавский бой «Таганрога» и «Корона» (вместе имели 28 пушек и четыре гаубицы) против трёх турецких фрегатов и шебеки (всего 168 пушек) в июне 1773 года. Бой длился шесть часов. Турки хотели высадить десант у Балаклавы, но не смогли преодолеть артиллерийский огонь русских. Попытку абордажа русские также отбили. Турки ушли с большими повреждениями и людскими потерями. Командир нашего отряда капитан 2-го ранга Ян Кингсберген (голландец) докладывал: «… честь боя следует приписать храбрости войск. С такими молодцами я выгнал бы чёрта из ада».

Благодаря хорошо налаженной в Таганроге службе судоремонта новоизобретённые корабли постоянно поддерживались в боевом состоянии, выполнили все поставленные задачи и прослужили дольше, чем планировалось. Некоторые участвовали в следующей войне 1783 – 1791 гг. Все корабли уцелели в боях. Три корабля – «Таганрог», «Корон» и «Модон» были затёрты ранними льдами на переходе от Керчи до Таганрога в ноябре 1782 г. При этом десятки моряков погибли и обморозились. Служба на Азовском море оставалась напряжённой, тяжёлой и опасной и в мирное время.

Война 1768 – 1774 гг. завершилась Кучук-Кайнарджийским миром, по которому Россия закрепила за собой Азов и Таганрог с прилегающими землями, крепости Керчь и Еникале в Крыму, крепость Кинбурн в устье Днепра, узаконила право иметь флот на Чёрном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Крымское ханство и отдельные татарские орды Приазовья провозглашены независимыми от Турции. Таким образом, спустя 60 лет Екатерина Вторая и её военачальники реализовали и значительно развили планы Петра Первого.

Воссозданный Азовский флот в 1783 году перебазировался в Ахтиарскую (будущая Севастопольская) бухту и стал основой Черноморского флота. В новую главную базу флота – Севастополь – перешло оборудование Таганрогской базы. Началось энергичное военное строительство и хозяйственное освоение приобретённых территорий.

Через 13 лет Турция попыталась взять реванш. Однако в результате войны 1787 1791 гг. по Ясскому мирному договору Россия окончательно присоединила всё Приазовье, всё Северное Причерноморье и Крым. Теперь русской армии содействовали фрегаты и линейные корабли Черноморского флота. После 1791 г. оставшиеся новоизобретённые корабли были списаны и разобраны. Границы России отодвинулись далеко на юг, обширнейшие земли, названные Новороссией, стали наконец безопасны и в короткие исторические сроки получили динамичное развитие как сельскохозяйственный, торговый и промышленный регион.

Новороссия (синоним официального названия Новороссийской губернии) была образована Павлом I по указу 12 декабря 1796 г. на территории Екатеринославского наместничества, Вознесенского наместничества и Таврической области. Центром губернии стал город Екатеринослав, который был переименован в Новороссийск.

В результате реформы Павла I Новороссийская губерния стала состоять из 12 уездов: Новороссийского, Акмечетского, Бахмутского, Елисаветградского, Мариупольского, Новомосковского, Ольвиопольского, Павлоградского, Перекопского, Ростовского на Дону (центр Таганрогского уезда перенесён в крепость Димитрия Ростовского), Тираспольского, Херсонского.

Просуществовала губерния до 8 октября 1802 года, когда уже другой император, Александр I, вернул Екатеринославу старое имя и разделил Новороссию на Николаевскую (с 1803 г. Херсонскую), Екатеринославскую и Таврическую губернии.

Новоизобретённые корабли адмирала А. Н. Сенявина, мужество и боевое мастерство моряков-азовцев явились важнейшими слагаемыми этого замечательного результата.

 

г. Таганрог