Зеркальный лабиринт
Зеркальный лабиринт
РЕВНОСТЬ МАДОННЫ
Спите, милые, на шкурах росомаховых.
Он погибнет в Красноярске через год.
Она выбросит в пучину мертвый плод,
Станет первой сан-францисскою монахиней.
Андрей Вознесенский «Авось»
Ты стоишь смиренный и влюбленный,
Говоришь, я — истина, закон.
Николай, взгляни же, как Мадонна
Жадно смотрит на тебя с икон!
Проще было праведной и верной
Долгу наблюдать, как сын в крови
Нес свой крест, чем эту сушь и ревность
Выносить, безмолвной от любви.
Заключенную в серебряные ризы
Ты меня царицею нарек
И забыл в объятиях капризной,
Большеглазой, дикой, как зверек.
Пострашней грозы моя гордыня:
Схима — ей! Тебе — нежданно — смерть!
Так пощаду древние богини
Отвергали, выбирая месть.
КРОМЕ ВАС
Писали на холстах, гравировали
Мое лицо.
И в сатанинской спеси упрекали,
И наглецом
Прозвали от негодованья.
Все — пустяки!
Что ж я стою, потупясь, перед вами,
Как ученик?
И стены крепостные поддавались —
Не штурм, так лаз!
Все, как один, — мои завоеванья.
Все, кроме вас.
ТРИО
Я был увлечен дуэтом
Беспечно и не приметил,
Как робко меж двух куплетов
Вторгается голос третий.
Изящен, красив и тонок
(Точь-в-точь — его обладатель).
Я думал, он — тень, ребенок,
Дублер. «Скрипачи, играйте!»
Нежданное оживленье
И краска в лице партнера
Дыханье, сердцебиенье,
Движенья души — дублеру.
Едва ощущая сцену
Стопой, бестелесней тени,
Бесцельно стою. Бесценно —
Бисировать даже третьим.
Дуэт набирает силу,
Динамику — ход событий.
Партеру по нраву трио,
И мне из него не выйти.
В РУКАХ У ВАС
Восторженно, жадно, неосторожно
(Так вор глядит на алмаз)
Со всех витрин, стеллажей, обложек
Я буду смотреть на вас.
Вы тронете книгу (обложка — не кожа!),
И я не приму отказ.
Обманом, бесчестно, бесстыдно и все же
Я буду в руках у вас.
МИЛЫЙ ДЕМОН
Меж старинных гравюр в изголовье пастели
Вы на месте распятья повесили «Пана» ,
Милый демон, я вашему слову поверю:
«Врубель беды отводит верней талисмана».
Вы вошли и осыпали, словно дарами,
Ободряя, речами: «Бери, не теряя!
Обладай, растворяйся! Ты - пена морская!»
И рассыпали кудри, как рыжее пламя.
Вы несли на губах запах славы и денег
И успеха пьянящий и приторный привкус,
И я правила принял, и тотчас за дело
Принялся — ни препон, ни малейшего риска.
Заключая в объятья — мы пакт заключили.
(Лебезите! Робейте! Превозносите!)
Мне щекотно — так режутся черные крылья
Меж лопаток. Мой демон, вы — ангел-хранитель.
ЛЮБОВНИКИ
Здесь наше тело спит – две головы,
Четверка ног.
Жан Кокто
1.
Сближение – словно танец
И нежный турнир улиток.
Ладонями пробегая
По ребрам – по струнам лиры –
Два тела несовершенных
Становятся идеалом –
Единым – в своем блаженстве,
Как в коконе одеяла.
2.
Бесстрастна и бессмысленна, как космос,
Сырая ночь в пространстве за порогом.
В объятиях, почти что смертоносных,
Друг друга держим, образуя кокон.
Надежнее кольчуги златотканой
Вселенная, сплетенная из слова:
Соседствует «Искусство Ватикана»
С героями и «Миром Казановы»,
И книжный шкаф, как зверь на львиных лапах,
В утробе носит «проклятых поэтов» ,
И молодой побег зеленой лампы
Сливается с обшивкой кабинета.
Потоки света медленней и гуще
Текут смолой, готовы на века мы
(Всезнающи, бесстрашны, всемогущи)
Забыться и застыть в прозрачном камне.
СЧАСТЬЕ
Отчаянье выше горних земель
И горных хребтов. Высшей пробы
Свободу испробовав, к вам в постель
Я бросился, словно в пропасть.
Я обретал в туманах, в облаках
(Паденье – полет отчасти)
Нечеловеческий – звериный – страх
В придачу к земному счастью.
Мне не понять в попытках удержать
Все, что привычно, дорого и зримо,
Как я, смеясь, часами мог стоять
Над пропастью чужой и нелюбимый.
ПОДАРОК
За прозу и стихи,
Огрехи и грехи,
За то, что презирали слово «нежность»,
За спесь и западни,
За бездну болтовни
Друг другом очарованы в насмешку.
За страсть и за талант,
За тяжесть, что атлант
Не выдержит, а мы несем на пару
(Ценней, чем бриллиант,
Важней, чем фолиант) —
Друг друга получили мы в подарок.
НОТР-ДАМ В ОГНЕ
Трагична, как греческий хор, многолика
Толпа потекла к реке.
Рождаются сплетни, разносятся крики:
«В огне Нотр-Дам! В огне!»
В дыму задыхается приговоренный
Собор, ощутив родство
С красавицей средневековья, сожженной
За гордость и колдовство.
Над пламенеющей готикой небо
Расплавлено, как металл,
Надломленный шпиль, как подрубленный стебель,
Качнувшись, на площадь пал.
Для феникса смерть равносильна рожденью:
Века проведя во сне,
Внезапно свободу и оперенье
Обрел Нотр-Дам в огне!
АЛХИМИЯ КИНО
Колдую в келье над ретортой
Я методично, как алхимик.
Мой замысел, пока что мертвый,
Появится на свет. Дав имя,
Рассудок, мускулы и кожу,
Я окружу его ландшафтом.
И правда обратится ложью,
И ложь легко сойдет за правду.
Фрагменты снов, обид, желаний,
Обмана, вымысла и были…
Я, словно врач, сшиваю ткани
И оживляю тело фильма.
ХРОНИКИ ЭПИДЕМИИ
1.
Горожане не безоружны,
И распятия в изголовьях,
Словно шпаги. Уходит глубже
Мир в поверья средневековья.
Кто магический круг очертит,
Кто огню предает солому,
Рукокрылые слуги смерти
Свили гнезда в соседнем доме.
Дни – провалы в глазницах трупа,
Цвет заката окрас павлина
Превосходит. И, как гомункул,
Я в стекло заточен безвинно.
2.
Я не помню такой свободы
В мирной жизни, как здесь - в осаде.
Сквозь раскрытые окна входит
(Холод страха? Нет!) запах сада.
Крики: «Рушится свод небесный!
Давит каменный свод законов!».
Уравнение с неизвестной
Жертвой каждой семье знакомо.
Я смотрю на пожар багровый,
На распад всех систем, устоев.
В самом сердце у катастрофы
Я впервые усну спокойно.
3.
Сон бесшумно идет к алькову,
Словно хищник к моей пещере.
На подушку, как на жаровню,
Опущу раскаленный череп.
Спертый воздух в груди собора,
Окна-розы, как раны, рдеют,
И упрямо растет из споры
В легком белый цветок нимфеи .
Распадается плоть послушно
На первичные элементы.
Не тела горожан, а души
Безнадежно больны и смертны.
БЕГЛЕЦ
Я заключен в трех измереньях
И в четырех стенах, как пленник.
Я совершу побег из тела
При помощи воображенья.
И не имея шанс с планеты
Сойти живым и невредимым,
Вступаю под руку со смертью
В историю, как в дверь гостиной.
ГОНКА
За пару секунд до забега, до старта,
До залпа вовсю обсуждаем итоги,
И, шанс оценив, заключаем с азартом
Пари, чтобы было не скучно в дороге.
Спешим на вершины ступень за ступенью
На каждой – награды, призы и трофеи.
Противники или попутчики? К цели
Мы первыми, как сателлиты , поспеем.
Но вот уже с ноготь шагреневой кожи
Лоскут. Атрибуты богатства и блеска
В огне. И тела наши рядом положат,
Как и положено, на пол мертвецкой.
ПРЕИМУЩЕСТВО
Какое преимущество и сила
Предвидеть партию на пять ходов,
Движением ладьи сводить в могилу
Знать, короля и армию рабов.
Заботливо в сундук собрать пожитки,
Сойти на пристань. Тотчас якоря
Взлетают, и беспечно пассажиры
На встречу айсбергу плывут и спят.
Как жаль, не допуская шанс на чудо,
В ответ на ложь ловить самообман:
«Мы встретимся, клянусь!» «Я не забуду!»
Забудем оба: лица, имена.
Чем меньше остается до финала,
Тем выгодней от третьего лица
Вести рассказ. Как мне недоставало
Способности не знать все до конца.