Живопись, посвященная революции

Живопись, посвященная революции

Финалист конкурса «Зеркало революции»

Рассказать о живописи, посвященной теме революции 1917 года, — задача не простая. В исторической науке по сей день эта тема остается одной из самых сложных и дискуссионных.

Кажется, современников тех событий не осталось, минул век… и все понятно и ясно. Но до сих пор эта тема является животрепещущей. Возможно, именно поэтому чаще мы апеллируем не к фактам, а эмоциям, субъективным оценкам и по-прежнему так остро переживаем художественные образы, созданные писателями, кинематографистами, художниками, композиторами, посвященные теме революции 1917 года.

Живописных произведений, исполненных на данную тематику, несчетное количество, поэтому логично было бы их классифицировать. Отделить картины, написанные современниками тех событий, от работ мастеров, не заставших революцию, чье восприятие революции складывалось не на основе увиденного и пережитого. Далее, необходимо отмежевать картины пропагандистского толка с их абсолютной правотой одних и неправотой других, изображающих события гипертрофированно и однобоко (эта группа является самой многочисленной, и ее составляют работы, исполненные не только в советский период, но и написанные в 90-х гг. ХХ века, стремящиеся опровергнуть сложившееся представление о революционных событиях в предшествующий период).

Уже на основании этой очень условной классификации очевидно, как разнятся живописные произведения, посвященные революции. Для нас наибольший интерес представляют работы первой группы — современников революционных событий, поскольку мы убеждены, что задача искусства в том и состоит, чтобы, переосмыслив современное событие, запечатлеть его с помощью художественных средств.

В 1918 году, спустя год после радикальных событий в стране, Кузьма Петров-Водкин пишет натюрморт «Скрипка». Эта картина относится к периоду 1918–1920 гг., когда в жанре натюрморта Петров-Водкин работал особенно интенсивно и создал целый ряд шедевров: «Натюрморт с селедкой» (1918 г.), «Розовый натюрморт» (1918 г.). Но именно «Скрипка» расскажет о революции больше, нежели сотни исторических свидетельств.

Центром композиции картины является поставленная на подоконник скрипка. Сквозь двойные рамы окна мы видим опустелый город, освященный теплыми лучами солнца. Картина построена таким образом, что зритель сразу же погружается в ее пространство и время, становится очевидцем происходящего. Мы точно понимаем, что в этой холодной, обшарпанной комнате нет места ни искусству, ни величию — нет ничего, кроме желания отстраниться от происходящего. Мир, изображенный на картине, покачнулся влево, в прямом смысле, но это замечаешь не сразу, так же, как и не сразу понимаешь масштаб произошедших событий. Вера в грядущее обновление, мощь и сила, выраженные в предреволюционной работе «Купание красного коня», сменяются потрясением, разочарованием и страхом, который впервые так отчетливо Петров-Водкин выразил в работе «Скрипка». Незащищенность от происходящего выражена аллегорически неустойчивым положением скрипки на окне, в любой момент рискующей упасть и разбиться.

Петров-Водкин намеренно отходит от изображения сюжета и повествования, обращаясь к жанру натюрморта. И ему это удается настолько успешно, что каждый посетитель Государственного Русского музея, зала № 79, где экспонируется полотно, может вдохнуть воздух, которым дышал художник, уловить дух времени, в котором тот жил.