Знакомство с автором

Знакомство с автором

1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?

 

Мои первые серьёзные творческие опыты были журналистскими. В 1983 году, всего через три месяца после призыва на срочную военную службу в морские части погранвойск, я был переведён в редакцию газеты «Пограничник» Краснознамённого Северо-Западного пограничного округа (г. Ленинград). Именно здесь при самом доброжелательном отношении и помощи со стороны её сотрудников-офицеров началась моя журналистская деятельность. Я писал сначала заметки, зарисовки, репортажи и, наконец, проблемные статьи о людях границы, лучших воинах, боевой подготовке и культурной жизни пограничных подразделений.

После демобилизации в 1985–1986 гг. работал корреспондентом в районной газете «По ленинскому пути» (ныне «Кашинская газета») в г. Кашине Тверской области.

С 1995 г. начал публиковать материалы на различные литературные темы, сначала в тверской городской и региональной прессе, затем в общероссийской газете «Книжное обозрение».

Причина же моего прихода в литературную критику (а она — часть литературы) одна — любовь к литературе и желание говорить о ней большому количеству людей.

 

2. Кого можете назвать своими литературными учителями?

 

Поскольку моё главное творческое амплуа — литературный критик, то своими учителями считаю Виссариона Белинского, Ивана Ильина и Вадима Кожинова.

 

3. В каких жанрах Вы пробовали себя?

 

Я начинал с книжной рецензии, писал о книгах тверских авторов. Затем постепенно освоил жанры научной, литературно-критической, публицистической и полемической статьи, литературно-краеведческого очерка, литературного портрета, фельетона и памфлета.

 

4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?

 

Таких сфер у меня несколько. Первая — литературная критика, т.е. рецензии и статьи о книгах или творчестве в целом современных писателей, причём не только тверских. В последнем случае при необходимости обращаюсь к жанрам литературного фельетона и памфлета. Вторая — литературное краеведение: история тверской литературы, Тверской край в судьбах русских писателей, литературная жизнь Твери и области. Третья сфера — литературоведение, теория и история отечественной журналистики, поскольку обучаю в Тверском государственном университете будущих журналистов и филологов.

 

5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?

 

На этот вопрос мне ответить сложно, т.к. я детально не знаком с содержанием нынешних школьных программ по русской литературе, тем более что они варьируются в разных школах. Могу сказать лишь одно: литература формирует духовно-нравственный облик, мировоззрение, этические и эстетические ценности личности. Поэтому литература в школе должна вновь стать приоритетным предметом, ей следует вернуть подобающее место. Базовый список произведений для изучения во всех школах должен быть универсальным, а главным критерием отбора авторов — глубокая патриотическая основа и художественное совершенство их творчества.

 

6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?

 

Да, к Владимиру Маяковскому. Ещё в школе я восхищался его стихотворениями, выучил наизусть более 10 из них сверх требуемых. Затем наступило охлаждение, но потом наступило осознание, можно даже сказать, прозрение масштабности, глубины и трагичности его личности и творчества, которое пришлось на переломную эпоху.

 

7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?

 

Во всех перечисленных видах предпочитаю классику — и дореволюционную, и советскую. Но это не исключает внимания к наиболее ценным, с моей точки зрения, отдельным произведениям современной литературы, музыки, кинематографа.

 

8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?

 

Это — неотъемлемая часть моей жизни.

 

9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?

 

Желание совершенствоваться в избранном виде творчества. А оно предполагает и стремление к поиску нового, непокой, упорство и дотошность, постоянное расширение кругозора, получение новых знаний. Полностью разделяю мнение знаменитого изобретателя Томаса Эдисона: ««Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

 

10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?

 

Пошлость, ложь, низкопробный эпатаж (особенно порнографический), графомания, выдаваемая чуть ли не за эталон. Авторы, чьё, с позволения сказать, «творчество» основано на этих принципах, часто становятся объектами моих памфлетов и фельетонов.

 

11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.

 

Свои самые первые литературные шаги я сделал в восемь лет, когда учился во втором классе: сочинял рассказы, сказки и небольшие стихи. Всё это, разумеется, было детским и крайне наивным. Но у меня сохранились материальные результаты этого труда: два импровизированных сборничка под названием «Мои рассказы» (всего их было три). Этот факт и значительный для меня, и неизвестный для других.

 

12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?

 

Я бы не употреблял слово «идеальный» по двум причинам. Во-первых, идеального в мире крайне мало, во-вторых, критик не может быть таковым потому хотя бы, что чаще всего работает с далеко не идеальной литературой и всегда руководствуется субъективным взглядом на предмет критики, не важно — положительной или отрицательной. Для современного литературного критика главное — писать и издавать свои книги для выражения собственной точки зрения на литературный процесс; продвигать достойные чужие книги, используя рекламные и PR-технологии; высказываться с известной долей разумного эпатажа, парадоксальностью оценок подхлёстывать общественное мнение, разворачивать его лицом к литературе, т.е. пролагать наиболее эффективный путь к читателю.

Литературный критик сегодня проиграет, если будет сидеть и ждать читателя. Он должен сам идти к нему, т.е. встречаться, увлекать, заинтересовывать его — и критикой, и литературой.

 

13. Каким Вам видится будущее русской литературы?

 

Она будет жить и воздействовать на людей и в старых, и в новых форматах. Уже наступает пресыщение всеми этими гаджетами, девайсами, виртуальной действительностью, и человек медленно, но верно возвращается к вечному и незыблемому, что воплощает собой в первую очередь литература — классическая и современная в лучших образцах.

 

14. Есть ли у Вас рекомендации для студентов-филологов?

 

Хорошо учиться и хорошо читать, помня, что в начале было Слово. И всегда нести эту вечную истину всем остальным.

 

15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?

 

Думаю, мои пожелания будут вполне традиционными. Пусть журнал остаётся оазисом настоящей русской литературы, держит высокую идейную (я не боюсь этого слова) и эстетическую планку публикуемых в нём произведений и постоянно расширяет свою читательскую аудиторию.