Звёздные Шаляпинские вечера

Звёздные Шаляпинские вечера
Заметки с XVI Международного фестиваля оперного искусства

Много раз убеждалась, что даже случайности в этом мире закономерны. Вот и на сей раз, перебирая домашнюю макулатуру на выброс, вдруг обнаружила в журнале за январь 2000 года статью «Федор Шаляпин – Россия – мир» Галины Бельской. Той самой неутомимой закоперщицы всех больших и малых начинаний, связанных с увековечением памяти великого певца, первое сольное выступление которого произошло на уфимской сцене. Статья начиналась с абзаца о том, как появилась идея проводить в столице Башкортостана Шаляпинский оперный фестиваль. А натолкнулась я на этот текст за два часа до начала в Башкирском государственном театре оперы и балета пресс-конференции, посвященной XVI Международного фестиваля оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» с 13 по 25 сентября. Так чего тут больше – случайности или закономерности?

Прежде чем представить устроителей и значимых участников фестиваля, руководитель службы по связям с общественностью Лариса Сакаева поблагодарила представителей СМИ за поддержку театра во всех новациях. И это было сказано не ради красного словца, а исходя из действительных – более тесных и более демократичных в последнее время – взаимоотношений между теми, кто занят музыкально-танцевальным творчеством и кто старается его пропагандировать. Столь же плодотворно прошла и эта встреча, где каждый участник получил красиво оформленный информационный пакет о предстоящем событии и выслушал подробный комментарий, включая планы на 2019-й, сотый для республики год.

Нынешний тоже богат на юбилеи, которые отразились в содержании Шаляпинских вечеров. 200-летие композитора Шарля Гуно подарило меломанам премьеру оперы «Фауст» в постановке известного режиссера, лауреата престижных российских премий Георгия Исаакяна (Москва), который не впервые работает в нашем театре вместе с дирижером-постановщиком Артемом Макаровым. 145-летие Сергея Рахманинова вписало в афишу вечер камерной вокальной музыки. Если к этим датам добавить, что нынче исполнилось 145 лет со дня рождения самого Шаляпина и предстоит отметить 80-летие Башкирского оперного театра, то станет понятно, почему с особым волнением и ответственностью составлялась программа вокального фестиваля и почему уфимские организаторы получили поддержку российского Министерства культуры и Союза театральных деятелей РФ.

Опера «Фауст» – произведение великое: не только гениальностью музыки, но и многослойностью вечных вопросов, на которые каждое время пытается ответить по-своему, а постановщики театральных версий вкладывают в современное толкование поднимаемых проблем еще и свое индивидуальное видение. На вопрос журналистов об идеях, заложенных в данном спектакле, Георгий Исаакян ответил, что это проблема одиночества человека в сегодняшнем мире, поиск родственной души. И еще то, что мы сами творим зло – лицемерием, завистью, неумением радоваться чужому успеху, а потому в каждом смыкаются воедино Мефистофель и Фауст – «две души в одной груди».

Можно было и не объяснять эти посылы, поскольку усилиями сценографа-постановщика Дениса Сазонова и ассистента по костюмам Анны Бабичевой (оба из Москвы) видовые акценты в спектакле расставлены более чем ясно, а может быть даже местами чересчур прямолинейно. Одинаковым «прикидом» Фауста и Мефистофеля при первом же их появлении, не говоря уж о полосатых робах, когда в триединстве с Маргаритой подчеркивается мысль о слиянии добродетелей и пороков как в индивидах, так и вообще в человечестве. Впрочем, тут прочитывается и тема безысходности: герои, словно узники, зажатые несвободой.

Калейдоскоп декоративных вкраплений – это и смена времен, и похожесть их на те обстоятельства, что сопутствуют происходящему как на сцене, так и в жизни, когда чувства уходят на второй план, подчиняясь жесткости, если не жестокости, окружающего мира. Рискуя прослыть ретроградом, все-таки одну из этих картинок не принимаю: когда сад Маргариты олицетворяется парой цветков на экранном фоне. Думается, что здесь было бы уместно более зрелищное присутствие благоухающей красоты, которая могла бы стать своеобразным контрастом с глянцем сверкающих драгоценностей.

Сыграть Мефистофеля так, как сумел Аскар Абдразаков, – большое искусство. Его Вселенское Зло в кроваво-красных одеждах лихо дирижирует толпой. Но в реальном мире злыми духами часто являются сами люди, и Мефистофель легко преображается в мелкотравчатого типа, потирающего руки в предвкушении удовольствия от своих интриг. В коварные сети заманивает Фауста и Маргариту, приводя к опустошению души, к позору и гибели.

Звездой вокала была в первый премьерный вечер Эльвира Фатыхова. Ее чудесный голос, выразительный в любом состоянии Маргариты, особенно восхищал в финале, когда казалось, что ее молитва достигает небесных высот. Вообще на открытии фестиваля выступал очень сильный актерский состав. Достаточно назвать исполнителей: Ильгам Валиев – Фауст, Ян Лейше – Валентин, Алим Каюмов – Зибель, Светлана Аргинбаева – Марта, Владимир Копытов – Вагнер. В программке спектакля указано столько их титулов, что список занял бы не один абзац, а потому назову лишь самое главное звание: любимцы публики. К этому определению отношу и хор, который великолепно звучал под управлением хормейстера-постановщика Александра Алексеева, и оркестр, красочно и эмоционально оттеняющий действие, деликатно сопровождающий певцов, повинуясь таланту своего руководителя Артема Макарова.

В последующие дни фестиваля шли лучшие спектакли нашего театра – «Царская невеста», «Риголетто», «Кармен», в которых принимали участие гости – артисты из ведущих театров России, Беларуси, Казахстана.

«Царская невеста» Римского-Корсакова – сравнительно недавняя постановка, и потому многие зрители попали на спектакль впервые. Среди них оказалась моя знакомая, большая любительница классической музыки Эндже Иванова. Хочу привести ее отзыв об этом вечере:

«Впечатление из тех, что надолго задерживаются в памяти. Поразили шикарные декорации. А голоса просто бесподобные. Марфа – Диляра Идрисова и Любаша – Любовь Буторина – молодые красавицы, что не менее важно для содержания этой оперы, чем и их великолепные голоса в сочетании с артистизмом. Мужские партии исполнены столь же достойно: Лыкова пел Артем Голубев, Собакина, отца Марфы, – Геннадий Родионов. Замечательный был Григорий Грязной в исполнении приглашенного солиста Большого и Мариинского театров Александра Краснова. В рекламном буклете я прочитала, что он ведущий солист Екатеринбургского оперного театра, поет обширнейший репертуар, в том числе Мефистофеля в «Фаусте», князя Игоря, Томского в «Пиковой даме», гастролировал в Германии, Чехии, Австрии, лауреат международных конкурсов, обладатель премии «Браво» за партию Яго в опере «Отелло». Все эти заслуги он подтвердил своим выступлением в уфимской постановке «Царской невесты».

Опера Верди «Риголетто» была поставлена в 2006 году, но спектакль вовсе не присыпан возрастной пылью, он живой, трогающий сердце зрителя, тем более, что обогащен «свежим вливанием» – участием приглашенных артистов из Мариинского театра. Аскар Абдразаков предстал в образе убийцы и разбойника Спарафучиле, Джильду спела Анастасия Калагина, а самое большое впечатление произвел Владислав Сулимский – Риголетто. Сильный красивый голос, удачное попадание во внешность и непростой нрав шута сделали этот персонаж центральным не только по замыслу композитора, но и по мастерству артиста, этому замыслу соответствующего. Злые шутки над придворными, чтобы угодить герцогу, сменяются раболепием перед ним. Гордость и достоинство, доверчивость и наивность, нежность и суровость, гнев и жестокость, надежда и отчаяние – во всех ситуациях разыгрывающегося действа он органичен, искусно наделяя своего героя качествами святыми и грешными, темпераментом ярким и необузданным.

Солисты уфимского разлива вполне соответствовали фестивальному уровню, исполняя свои партии с подъемом, независимо от табели о рангах в списке действующих лиц. Получился цельный и впечатляющий спектакль, а потому и Ильгам Валиев – герцог, и Салават Аскаров – Мантероне, и Владимир Копытов – Марулло, и Катерина Лейше – Маддалена, и Олеся Хуснутдинова – графиня Чепрано, как и Сергей Сидоров, Рим Рахимов, Олеся Мезенцева, Салават Киекбаев, Регина Миндибаева, заслуживают гораздо более подробного разговора о своем участии в постановке, нежели просто упоминание в этом обзорном повествовании, где такой разбор не в законах жанра.

Если следовать хронологии в программе фестиваля, то на очереди вечер романсов Сергея Рахманинова. Его успех – целиком заслуга хозяев Шаляпинского праздника – солистов Башкирского государственного театра оперы и балета, которые с большой любовью к творчеству великого композитора исполняли его произведения. Лилия Халикова, Любовь Буторина, Лариса Ахметова – женскую часть концерта подкрепляли Артур Каипкулов, Ян Лейше, и в качестве сюрприза: партия фортепиано – Артем Макаров. Еще один подарок преподнесен участием Татьяны Никаноровой, которая поет в Екатеринбургском оперном театре, а в Уфе теперь появляется как приглашенная солистка, а потому встречается со здешними поклонниками ее вокального мастерства реже, чем раньше.

Если бы в рамках Шаляпинских вечеров не случилось ни одного запомнившегося события, кроме выступления 22 сентября хора MusicAeterna Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, то все равно XVI Международный фестиваль вошел бы в историю, дав возможность встретиться с одним из самых выдающихся певческих коллективов, лауреатом оперного «Оскара» – премии International Opera Awards. К счастью, все вечера нынешнего Шаляпинского вокального праздника восхищали атмосферой высокого музыкального искусства, исполнительским мастерством, творческой отдачей. Но и на этом радостном фоне концерт хора из Перми стоит особняком по степени воздействия на аудиторию невероятной красотой звучания, проникновением в те запредельные глубины и дали, которые лишь в редких случаях раскрывают Музыку, как самое прекрасное и таинственное из всех чудес света. Возможно, профессионалы захотят разобраться «в пазлах» этого филигранного волшебства и смогут объяснить, как рождается неправдоподобно прелестное piano и как улетают не иначе, как в космос, духовные песнопения Альфреда Шнитке, Сергея Рахманинова, Сергея Танеева, но только вряд ли повлияет такой анализ на более простое и понятное объяснение феномена этого коллектива, основанного знаменитым его художественным руководителем Теодором Курентзисом: дар божий, поддерживаемый титаническим трудом.

II отделение открылось фрагментами концерта для хора «Пушкинский венок» Георгия Свиридова в музыкальном сопровождении студентов института искусств Данила Даутова и Екатерины Мишустиной. Затем исполнялись «Песни любви» Иоганнеса Брамса. Зал неистовствовал, вызывая вокалистов на поклоны еще и еще, пока главный хормейстер Виталий Полонский не продемонстрировал одно из своих хореографично-выразительных дирижерских движений, в данном случае означавшее к сожалению слушателей финал концерта.

Пылкие страсти «Кармен» Бизе ворвались в череду концертов фестиваля, представив публике новые для нее имена – солистов Большого театра Республики Беларуси Оксану Волкову в заглавной партии, Станислава Трифонова – Эскамильо и представительницу того же Большого театра, но России, Анну Нечаеву – Микаэлу. Дона Хозе пел наш Артем Голубев, Мерседес – Регина Звегинцева, которая следующим вечером открывала финальный тур II Международного конкурса вокалистов имени Федора Шаляпина.

Каждый из 16 номинантов показывал две арии, так что вечер получился длинным, но интересным. Любопытно, что молодая поросль вокалистов, особенно в мужской ее части, даже внешне имеет некие общие черты – например, модно подстриженные усы и бородку. Да и уровень исполнения довольно похожий: неплохие голоса, но маловато пока опыта артистичного.

Два-три десятилетия тому назад на телевидении пользовалась популярностью передача «Любовь с первого взгляда», где, познакомившись в игре, девушки и юноши выбирали себе пару. Если две пары совпадали, то собравшиеся в зале выбирали лучшую «градусом» аплодисментов. На финальном туре конкурса происходило нечто похожее, но совершенно незапланированное: когда по громкости хлопающих ладоней можно было определить лучших. Бурной овацией наградила публика вокалиста из Тбилиси Годердзи Джанелидзе. Его Кончак из «Князя Игоря» был и могущественным, и хитрым, и любезным в своем уважении к врагу. Артист обладает ярким талантом, и ему хочется пожелать большого будущего. Понравился слушателям уфимский вокалист Идель Аралбаев – ария Салавата Юлаева из одноименной оперы Загира Исмагилова прозвучала сильно и выразительно. Аплодисменты отличили и артистку из Казахстана Гулдану Алдадосову.

Совпало ли мнение публики с выводами авторитетного жюри, можно было узнать лишь на следующий день в Греческом зале театра, где проходило награждение финалистов. При полном единодушии победителем с вручением ему Гран-при стал выпускник Тбилисской государственной консерватории (педагог – профессор Эльдар Гацедзе), с 2017 года солист оперной труппы Большого театра, ныне приглашенный в Маринку, – Годердзи Джанелидзе. У него были удачные выступления и в других певческих состязаниях – в Тбилиси и Санкт-Петербурге, где на XI-м Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой он получил I премию.

В жюри конкурса уже второй раз входит директор Международной академии музыки Елены Образцовой Елена Макарова, которая отметила высокий уровень подготовки уфимских конкурсантов, поблагодарив за это педагогов института искусств. Ее слова подтвердились наградами: Дамир Таипов стал дипломантом конкурса им. Федора Шаляпина, специальный диплом получил Рим Рахимов, пьедестал почета III премии поделили с москвичом Михаилом Меньшиковым Идель Аралбаев, Салават Киекбаев, Регина Звегинцева.

Отмеченная публикой Гулдана Алдадосова заняла II место, а среди мужчин лауреатами II премии стали Каюм Шодияров (Узбекистан) и Евгений Севастьянов из Красноярска. I премия не была присуждена никому. Специальных премий удостоены студентка Дарья Иванова из Тюмени (приз «Надежда»), Марина Кипинган из Питера и Евгений Севастьянов – за лучшее исполнение романсов Рахманинова. Вручены дипломы концертмейстерам.

Жюри работало под председательством нашего прославленного земляка Аскара Абдразакова. Кроме двух уфимцев – заведующей кафедрой вокального искусства Уфимского института искусств профессора Фарзаны Сагитовой и главного дирижера Башкирского театра оперы и балета Артема Макарова, в состав жюри входили художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, две прекрасные певицы – Жупар Габдуллина из «Астана Опера» и Сабина Асадова из Азербайджанского академического театра оперы и балета. Как заметила Елена Макарова, число участников II конкурса было чуть меньше I-го (поступило свыше 60 заявок, было отобрано 45 из 7 стран и 12 городов России), что дало возможность членам жюри более глубоко познакомиться с творческими возможностями каждого. Лучшие выступили в гала-концерте XVI Международного Шаляпинского фестиваля, и это явилось может быть самым значимым поощрением, потому что последний вечер музыкального праздника стал его апогеем.

Впечатлениями о конкурсе поделился замечательный певец и опытный педагог Идрис Газиев, который болел за своего выпускника, а ныне артиста театра Иделя Аралбаева:

«Прежде всего об Иделе. Он стал серьезно работать в последнее время, очень органично вошел в спектакль «Салават Юлаев» Загира Исмагилова. Арию Салавата отлично спел на конкурсе. Вообще мне показалось, что наиболее интересным был мужской состав участников, хотя, как всегда, мало теноров. Среди финалистов, кроме Аралбаева, еще москвич Меньшиков, тоже удостоенный III премии. Понравилась Гулдана Алдадосова из Казахстана, неплохо выступила получившая специальный приз Наргиз Сатмухамбетова, тоже из Астаны, – кстати, она студентка нашей землячки, певицы Альфии Каримовой.

Уже на I туре всех ошеломил массой своего богатого баса ставший обладателем Гран-при Годердзи Джанелидзе. Романс Рахманинова, ария Банко из «Макбета» – исполнение высокого класса. Меня не очень устроила его интерпретация арии Кончака, но это сугубо мое мнение. Вообще конкурс молодых исполнителей – это своего рода свежий ветер, рождающий новые мысли и идеи. Особая благодарность за мастер-класс, который провела член жюри, заслуженная артистка Азербайджана Сабина Асадова. Я посоветовал своей студентке Амине Латыповой, тоже меццо-сопрано, принять участие, и меня порадовало, когда она призналась: «Получила те же замечания, что слышу от вас». А этого я и добивался: всегда важно компетентное мнение со стороны».

Итак, гала-концерт, в котором не было ни одного «проходного» номера, все на пределе творческой отдачи, с явно выраженным желанием сделать завершающий вечер выдающимся событием фестиваля. Так оно и случилось: и весь Шаляпинский праздник удался, и его последний аккорд запомнился ярким созвездием талантов. Солисты Большого театра Беларуси Оксана Волкова и Станислав Трифонов в сцене Любаши и Грязного из «Царской невесты», темпераментная «Гранада» солиста «Астана Опера» Медета Чотабаева, ария Эболи из оперы «Дон Карлос» в исполнении солистки Мариинского театра Юлии Маточкиной, ария Леоноры из «Трубадура», которую спела солистка Большого театра Анна Нечаева, – невозможно выделить лучшее из программы концерта. Жупар Габдуллина из Казахстана в дуэте с Владимиром Копытовым или совершенно неожиданная Сильва Галины Чеплаковой, трогательная Гулдана Алдадосова с арией из оперы «Пуритане» или Ян Лейше с каватиной Валентина из «Фауста» – все без исключения номера тонули в громе аплодисментов. И в финале невероятно любимый, обласканный публикой, неувядаемо прекрасный оперный певец – мировая звезда Аскар Абдразаков и с арией Алеко, и в сцене из «Фауста» вместе с Эльвирой Фатыховой и Артемом Голубевым. Блистательная точка или скорее многоточие в ожидании следующего Шаляпинского фестиваля.