Стихи
Стихи
Пиковая дама. Игра
Сюрреалистический триллер
по мотивам повести А. С. Пушкина
Театр им ЛЕНСОВЕТА
Режиссер Евгения Сафонова
Про повесть Пушкина я знал с пеленок.
Секрет трех карт фантазию питал.
Я понимал: бокал удачи тонок,
А из осколка трудно пить нектар.
Походы в оперу и Зимняя канавка.
Платочек беленький на поручне к реке.
Мне у Чайковского безумно Лизу жалко
С записочкой от Германна в руке.
И я мечтал о тайне Сен-Жермена
И думал: карт секрет у Германа — не сон.
И шел в театр с надеждой. Непременно
Сегодня там не проиграет он!
Хоть «фараон» — совсем простая штука,
И только случай в картах правит бал,
Мы ставим на удачу, а наука
Пророчит нам в игре всегда провал.
Ведь мы играем в пику всем законам,
Ползем по лестницам к богатству и чинам,
Но ошибаемся вблизи от трона,
И выпадает туз в игре не нам.
Потуги Германа закончатся в больнице.
Выигрывает только банкомет.
На сцене — лаймы цвет и серенькие лица,
И насекомыми представлен весь народ.
И ничего здесь нет от «анекдота»,
И с повестью заметный диссонанс,
Но вот — сложились капельки от пота
В старательно исполненный романс.
Нам показали пьесу про богему,
В которой нет хороших и плохих.
Играют все, играют неизменно,
И «фараон» с раздачей на двоих.
Комната Шекспира
Театр им. ЛЕНСОВЕТА
Режиссеры Роман Кочержевский и Юрий Бутусов
Часть 1
Сон про летнюю ночь, когда духи в лесу оживают
И любовное зелье дарит всем вместо радости боль.
Сквозь шекспировский слог дни сегодняшние проступают,
В черных стенах любви вам назначена грустная роль.
А на сцене — Шекспир, Лев Толстой и чуть-чуть Достоевский,
Кортасар, и из Кафки и Ницше немного цитат.
Густо сыплется снег — аргумент убедительно веский,
Но без стекол окошки на голые ветки глядят…
Часть 2
«Как быстро исчезает все, что ярко»…
И восемь лет — порой всего лишь сон.
К нам в Петербург зашел Шекспир украдкой
И вновь ушел, как ветер с хвойных крон.
А мы играли в «Комнате Шекспира»
И в черных стенах билась наша страсть.
Здесь оживали духи и сатиры,
Узор старинный мы пытались прясть,
Понять стараясь, почему так часто
Мучительна прекрасная любовь,
И ничего над чувствами не властно…
Ну да, конечно, в пьесе рифма — кровь.
Но все закончилось, нет «Комнаты Шекспира»
И мы разъехались в театры по стране.
Как завершенье праздничного пира —
Стрела Эрота у прохожего в спине.
Мазепа
Мариинский театр, опера
Музыка Петра Чайковского
Либретто по поэме Александра Пушкина «Полтава»
Жена сказала: «В Мариинку! Сколько дома
Мне коротать с экраном вечера?
Давно все в телевизоре знакомо
(И платье новое мне показать пора)».
На сцене перед нами — Украина.
Все веселы и пляшут гопака.
Мария (дочка Кочубея) полюбила
Богатого Мазепу — старика.
А дальше — все печально: по навету
За свой донос был схвачен Кочубей.
Правитель не поверил, что Мазепа
Ждет помощи с враждебных нам полей.
…«Послушай: если было б нам,
Ему иль мне, погибнуть надо,
А ты бы нам судьей была,
Кого б ты в жертву принесла?»
Вот так всегда, когда вопрос от друга:
«Мария, выбери: дороже кто из нас?» —
«Конечно, ты!» — ответит вам супруга…
Ответ Марии никого не спас.
Отрублена глава у Кочубея,
Девица грешная ума лишилась зря,
Все предают анафеме злодея
И прославляют русского царя.
Нам показали славную победу
В последней сцене про Полтавский бой:
Разбили всех бандеровцев и шведов,
Народ российский в опере герой!
И поднялся весь зал и долго хлопал,
Аплодисменты, крики: «Присягну!»
Мы победили — пусть от злости лопнут
Все, кто не верят в «Русскую Весну».
Опера Моцарта в оперном театре
Итак, я в опере, скрипит старинный зал.
С культурою во Фландрии неплохо.
Я в духоте, билет в ладонях сжал,
Посланник Пушкина, Цветаевой и Блока.
У Моцарта развернутый сюжет,
И донна Анна — лишь одна из фурий.
Не у нее финальный здесь фуршет,
Где всех сметет подземной адской бурей.
Вот Дон Жуан — спокоен за столом,
Он пьет вино и кушает салаты.
За дверью стук — и входит командор,
Чтоб руку сжать и повести куда-то.
Герою не завидую сейчас:
Давали все, а нынче — три не дали…
Убитый муж пришел в полночный час,
Зовет с собой в неведомые дали.
«Пусть бесится обманутый супруг,
Спилив рога, положит их на полку!
Что за манера приходить так вдруг?
Поверьте, гром и молнии без толку.
У женщин так всегда заведено,
И после секса те же разговоры.
Ты хочешь спать, тебе уж все равно,
К другой стремишь желания и взоры.
Раскаяться? Мне, право же, смешно,
И не нужна мне больше донна Анна.
Секундочку, сейчас допью вино,
Не отрывайте руку от стакана».
Старинный зал от грохота дрожал.
Спускался в ад развратник и повеса.
А я почувствовал: мне кто-то руку сжал,
Хоть рядом было лишь пустое кресло.
С тех пор болит пожатая рука,
И по ночам мне часто снится пламя…
На Моцарта я не ходок пока,
Хоть оперу предпочитаю драме.
Иллюстрации к спектаклю «Пиковая дама. Игра»
Подготовил: Сергей Макке