Чело-век ХХI: деградация прогресса

Чело-век ХХI:

деградация прогресса

ЧЕЛО-ВЕК ХХI: ДЕГРАДАЦИЯ ПРОГРЕССА1

 

 

Наша техника так совершенствуется, что человек скоро сможет обойтись без самого себя.

Ст. Ежи Лец

 

«Прогресс не остановишь»

 

своего рода Ultima ratio regum (отрубание голов несогласным как последний довод королей) в многочисленных спорах о судьбе человечества в эпоху Великой технологической революции и производимых ею перемен. Никто не решится оспорить только одну особенность этого процесса: все перемены идут в направлении, когда межчеловеческие, в том числе и вещные отношения, да и сам человек трансформируются в информационно-технологическое и виртуальное состояние. Принципиально иное, в сравнении с тысячами лет исторически существовавших традиционных обществ. Вместо общества возникает глобально-универсальная система – Технос. А человек – ахиллесова пята Техноса.

Фраза «прогресс не остановишь» двусмысленная. С одной стороны, прогресс отождествляется с благом, а с другой, подразумевается и какое-то скрытое зло, смысловым выражением которого напрашивается пос(про)чтение: «деградация неизбежна» или: «от смерти не уйдешь». Но в подавляющем большинстве понятие прогресса трактуют не задумываясь о сопровождающей его тени и отрицательном подтексте – как несомненное «хорошо», хотя для философии и любого думающего человека подобная однозначно фаталистическая установка недостойна. Она требует более глубокого осмысления и – преодоления. Как это делает каждый индивид, стремясь замедлить свое движение к смерти, несмотря на то, что знает о неотвратимости печального конца.

Веками философы утверждали, что человек свободен, а если нет, то, по крайней мере, должен исходить из презумпции свободы, т. е. что существует много вариантов возникновения нового. Многовариантность теперь предполагается и на переднем крае науки – нелинейной, вероятностной, допускающей периоды неопределенности. Значит, надо делать выбор одного из них. В этом суть и польза мировоззренческой рефлексии для жизни, без которой наше мышление остается узко техническим, «цифровым» – не имеет ориентирующего смысла. Все так, но лозунг «прогресс не остановишь», не смотря ни на что, господствует, хотя, если его исповедовать буквально, он несет в себе превращение в свою противоположность – деградацию человека. Как это и происходит в нашей современной жизни.

 

Что есть истина?

 

Вечный вопрос. Ответов было много, вот еще несколько, навеянных духом времени. Это:

то, к чему все стремятся;

что никому не нужно;

о чем обычно молчат;

что как факт не существует.

Как вольтова дуга, она вспыхивает на мгновение – в столкновении разной лжи. А сколько разные гносеологические авторитеты иронизировали над марксистским, особенно ленинским тезисом о классовости и партийности (по)знания. Которые сейчас торжествуют абсолютно. До дикости. Что хотят, то говорят, любой факт могут превратить в свою противоположность. В информационно-психологической войне истина погибла окончательно. О ней даже стыдно помнить. И не вспоминают. Говорят: постистина. Фейковщина.

 

Нет фальшизму!

 

Настоящее знание, особенно гуманитарное, человек получает из жизненных ситуаций, в которые попадает. Знает, потому что живет. Начиная с детства. В столкновении желаний, воль, и интересов, страстей, радостей и страданий. В труде, игре и драке. Оно – бессознательное, инстинктивное. Потом из собственных наблюдений над жизнью, чувственного общения с другими людьми. Все это уровень «живого знания», знания-понимания, которым обладает любой нормальный, хотя бы совсем безграмотный и неученый человек, именно оно формирует его «ordo amouгy» – порядок любви, характер и силу духа. Потом от любования красотой или отвращения к безобразию, из искусства и только после этого из «думания-мышления», специального обучения и чтения теоретической литературы. И почти совсем не получает «понимающего переживания» от информации из компьютера и виртуальных картинок. Которые он забывает через час-два. Человек может очень много знать, но если нет первичных бытийных импульсов, это только ученость. Ею в основном заполнены все журналы, книги и сайты. Праздномыслие. Лишь немногие – «с импульсом». Живые. Только их и надо читать. Но как их выделить? Надо самому быть живым. Это называется «герменевтический круг».

Логика примирения с явно патологическими достижениями прогресса такова: Да, это опасно, плохо. Но мы не можем остановиться в своем движении, оно неизбежно. Значит, это хорошо. Переряживаем-ся. Вполне цинично, но как бы не замечая. Все действительное разумно, говорил апологет Просвещения Гегель. Значит, в реальности зла нет. Одно добро. Необходимость зла превращает его в благо. Злаго. Злобро. Есть люди злые и добрые. Но все мы, в сущности, злобрые. Фатализм стал доминантой современного технократического сознания. Особенно у тех, кто любит говорить о свободе и правах человека. У политкорректных. Вернее, любил. Говорил. Теперь вся их идеология стоит на все выравнивающей фальши. На ценностях вырождения и постжизни. Злые критики утверждают, что это своего рода фашизм. Но фашизм культивировал антикультурное (в духе Ницше) поддержание жизненных инстинктов. Вплоть до бестиализма. Поэтому про современную ситуацию тотального подавления жизни техникой и нежелание понимать это, лучше сказать, что мир погружается в фальшизм.

Обманывать себя – опасно для жизни. Скольким людям можно бы поставить этот диагноз! Но лечат неврозы, сердце, а многих все равно их настигает (даже) молодая смерть. Это относится не только к индивидам, а и к странам, обществам.

Решение большинства проблем состоит в том, что из острых они становятся хроническими. А на месте старой чаще всего появляется новая – более трудная, даже тупиковая. Но снятие старой, надоевшей и ставшей невыносимой проблемы воспринимается как решение. Что в лечении тела, что в политике. Так и живем, так и решаем-ся. Прогресс проблем – вот суть «проблемы прогресса».

 

Крот истории

 

Говорят о глубинном государстве предполагая при этом что-то скрытое, конспирологическое, сознательно античеловеческое. Заговор. Если трезво – то да, это глубинная власть, процессы, действительно идущие под поверхностью, часто в противоположном ей направлении, чем непосредственно видится. Но, к сожалению, они идут без чьей-то злой воли и не́ на кого, нет субъекта, на кого бы можно сваливать то, что в них не нравится. Увы, это не заговор, а объективное саморазвитие человечества, его детерминация будущим, хотя оно представлено какими-то людьми, функционерами. Но не более, чем представлено. «Крот истории», как говорили раньше, копает самостоятельно. В эпоху Просвещения, в марксизме уповали на него, полагая, что он копает в пользу человека, ради его лучшей жизни вообще или «при коммунизме». Сейчас видно, что крот-то техногенный и прокладывает тоннель в направлении антиутопий, к апокалипсису традиционного макромира людей, называемому в науке «сингулярностью», результатом которой будет вырождение жизни на Земле, по крайней мере, в ее высших формах, замена ее искусственными системами. Включая человека. Антропоцен сменяется техноценом, как уже произошло на планетах, где мы «не находим ни жизни, ни разума». Потому что искусственный, силиконовый разум «съел жизнь» и «замурован», «глубинно закодирован» в мертвой материи как ее структура. Энтузиасты и враги прогресса – те и другие с этим соглашаются, только одни с радостью, другие со страхом, что «к 2100 году количество бит информации сравняется с числом атомов на Земле». Ну, тогда действительно, если и когда атомы и биты будут одно и тоже – силиконовая планета. Космос осваивает Землю.

 

Осторожно, Технос!

 

Все новые и новые достижения техники, освобождающие человека от разных тягот и обязанностей жизни. Главным результатом четвертой промышленной революции будет возникновение производства без человека. «Всего». Человек не будет работать не только руками, но и головой. Вместо не(е)го – Искусственный Интеллект. Радость, радость-то какая, если внимать перспективам, впавшего в деменцию прогрессивного человечества. Освободим человека от самого себя. А пока «новые люди», поколение Z2 , может быть оно увидит светлое будущее, о котором веками мечтали – «спасение души», «свободный труд», «творчество», «всесторонне развитая, гармоническая личность» и т. п. Только такое ли оно будет? Фактически сейчас формируется нечто противоположное: общество из людей с встроенными в них и управляющими ими чипами, + электронным досье на каждого, начиная с детского сада, + когда даже в деревне стали говорить: ничего не надо садить и растить, все можно купить в магазине; потом: никуда не надо ходить и ездить, все можно получить не выходя из дома; и наконец, «цифровые аборигены», идеал которых жить не вставая с дивана (все большую популярность приобретает лежание со смартфоном в «позе эмбриона» – удобно, попробуйте). Вот он, Рай, сплошные плюсы, а по инерции все ноют, что плохо живем. На самом деле, люди никогда, никогда так хорошо, легко и богато не жили. Правда, действует закон «обезьяньей лапы», которая выполняла все желания владельца, но превратным образом: когда он пожелал больше денег, ему принесли страховку за убитого сына. Технос – наша обезьянья лапа. Достигнутый с ее помощью Рай – это концлагерь в буквальном смысле слова, где человек под полным контролем, при том распадается на «Цифровой профиль» в компьютере и «Шевелящуюся протоплазму» перед ним, на Земле, что, собственно, предвосхищали(сь) уже постмодернисты. Но концлагерь непрерывно благоустраивается и поэтому (?) никто не вступается, не борется за свободу, которую веками чтили, к ней стремились, ее провозглашали как главную ценность человека, особенно либералы, но они «прогрессивно помалкивают», хотя казалось бы, должны рыдать и биться головой об стены от того, что Homo sapiens лишается не просто свободы, а способности к сколько-нибудь оригинальному мышлению и творчеству, вообще – индивидуальности. «Самого себя». Что происходит комфортная духовная смерть и физическая трансформация в иное. У(по)казывают на это, ворчат и жалеют, но не больше, в основном консерваторы. Антропоконсерваторы. Типа меня. Про(сти)щай, Человек!

 

Постмодернистский мир

 

Трудно стать певцом, если у тебя есть голос и слух. Эстрада не принимает: «неформат». На слуху те, у кого нет слуха. Трудно получить известность художнику, который умеет рисовать, ваять и образно видеть мир. На виду те, кто совершают какие-то инструментальные действа, «инсталляции», фокусы. Трудно прослыть философом, если предлагаешь решение какой-то проблемы и ясно мыслишь. Известность придет, если ты внес лепту в запутывание вопроса темным и вычурным языком. Блуждание в словах (не хочу говорить – словоблудие, самому обидно) – самое типичное занятие философов. Праздномыслие, ученая сухотка, текстурбация – пожалуйста, будут читать, толковать, а ясность, истина, смысл – это старо. Очень, очень немодно. Ясно – всегда опасно. Это «репрессивная ясность», возмущался Деррида, когда кому-то удавалось развалить его хитроумные построения. Людей злит, что правда проста, – говорил Гете. Да и кому она нужна (страшная) в мире, вставшем под знамена бога смерти Танатоса? Постараются не заметить или закид(ыв)ают камнями. И чем-то еще.

 

Пол ИЛИ гендер

 

Пол – это физиологическое различие между мужчиной и женщиной по фактуре, функциям и поведению. Деление на самцов и само присуще всем высшим животным как условие их воспроизводства. Половое деление было «революцией в эволюции» всего живого, его переход на принципиально новый этап развития жизни на Земле. И вот – дожили. В ХХ веке началось отрицание полов, их замена на гендер. Гендер – это социопол, то есть физиологически, по всем признакам это мужчина, а провозгласить и вести себя он может/будет как женщина. И наоборот. Считаться мужчиной или женщиной – это зависит от того, кем он себя провозгласит.

Физиологической реализацией гендера (мужчина по природе и женщина по социуму или наоборот) являются ситуации перемены пола. Которых становится все больше, однако говорить о действительно осуществляемой перемене пола – поверхностный подход. Мужчина, считающий себя женщиной, по сути, ею не является. У «нее» нет главного полового признака женщины – способности рожать. Женщина, считающая себя мужчиной, по сути, им не является. У «него» нет главного полового признака мужчины – способности оплодотворять. Принятое латинское название этих феноменов – транссексуалы, очень точное. Приставка «транс» означает переход «за», «через», в нечто другое. (Транс-гуманизм – то, что после гуманизма, транс-дисциплинарность – нет дисциплин, транс-национальные корпорации – деятельность без госграниц и т. д.). Иногда переменивших пол называют трансгендерами. Это ложный ход мысли. Ликвидация полов не преодоление, а осуществление гендеризма и вместе с транссексуализмом есть вы(пере)ход за пределы пола – в постчеловеческое «Оно». Если гендер социально-теоретическое «оно», то транссексуал практико-физиологическое «оно». Транссексуал как биологически реализованный гендер – это (по)явление постсексуальности. Эволюционная революция, сравнимая с возникновением человечества, великий поворот, но уже трагический – по вектору само-у-ничто-жения…

Ибо человек, утративший свою половую сущность, и не мужчина и не женщина, это, в сущности, еще невиданное на Земле эволюционно новое существо – постчеловек. Ликвидация половой принадлежности человека есть предпосылка/подготовка его превращения в нечто псевдочеловеческое, недочеловеческое – однако не в плане животного недоразвития, а в биоробота, в плане техно-дегенеративного переразвития – «в свое другое». Почти очевидно, что бес-полые биороботы, как по телесности, так и по сознанию есть ближайшая стадия дальнейшей трансформации людей уже не обязательно на биологической основе. Или, для начала, не только на биологической основе – появление так называемых «технолюдей». Таким образом, гендеризм – это идейный, предварительный, а транссексуализм – начальный, физиологический этап формирования действительно постлюдей, выход прогресса за пределы жизни, тем более Homo sapiens, антропологии и гуманизма. Этап, который по справедливости надо относить к трансгуманизму, точнее, трансгомонизму=трансантропологизму. «Инопланетяне среди нас». Распространяясь из центров сосредоточения НБИКС-технологий влияние постлюдей п(р)оявляется в обществе. Идеологией этого процесса в ее научном облачении являются так называемые «гендерные исследования».

 

ME TOO (меня тоже – насиловали)

(Эволюционный смысл гендерной патологизации сексуальности)

 

Процесс ликвидации пола у индивидов не может не отражаться на социальных отношениях. И/или наоборот: происходящий процесс технологизации и виртуализации нашей жизнедеятельности создает почву для изменения отношений между полами. Их деградации, принимающей, как правило, преврат(щен)ную форму. Веками физиологическому взаимодействию мужчины и женщины сопутствовало особое предварительное поведение: ухаживание, соблазнение, заигрывание, флирт (на популярном в мое время молодежном жаргоне: «кадриться», «клеиться», «прикалываться») – все это подача «знаков желания». (Что, как известно, существует и в живо/тн/ом мире.) У разных полов оно неодинаковое: в силу особенностей физиологии (думающий и, несмотря ни на что, еще и чувствующий читатель сам знает – почему) открытым инициативным ухаживанием занимаются – «домогаются» женщин самцы/мужчины. Женихи Пенелопы «приставали» к ней, пока их не изгнал Одиссей, добрые молодцы в русских сказках должны допрыгнуть на коне до окна царевны, чтобы поцеловать ее. В китайской средневековой повести «Сюцай в царстве теней», обвиненная во встрече с любовником государыня Люй оправдывается перед супругом: «Всем известно, что в нашем мире мужчины заигрывают с женщинами, а не наоборот. В тот раз я действительно позвала его во дворец, чтобы обсудить одно важное дело. Попав в мои хоромы и увидев богатства, он, как видно, решил, что ему все позволено и стал ко мне приставать…» И т. д. Даже в наше время постмодернист и критик постмодернизма Жан Бодрийяр, считал, что «Все любовные и сексуальные грехи можно простить, потому что они не являются оскорблением. Единственное, что вам никогда не простит женщина, это не то, что вы ее не любите (с любовью или сексом всегда как-то улаживается), а то, что вы ее не соблазнили или же что она не соблазнила вас. Этого ничем не искупишь…»

Однако все это, включая мнение великого критика постмодернизма, сейчас стремительно устаревает. Оскорблением начинает считаться само внимание к женщине, хотя бы как-то реально выраженное. Оно все больше воспринимается как Sexual harassment или даже насилие. Притом, как ни парадоксально, значительной частью самих женщин, прежде всего «гендерных», которые вдруг начинают вспоминать, что их когда-то «домогались» или даже «из-насиловали». Под сурдинку об этом сообщают и некоторые мужчины. Хотя изнасиловать без сопутствующих условий, если партнер действительно не хочет, чрезвычайно трудно, фактически это «грабеж тела», разбойное нападение, о котором как преступлении сразу сообщают в полицию. Теперь насилием чаще всего объявляется «домогательство», которому когда-то уступили, «проявив слабость», или из корысти, а потом раскаялись и/или сообщают о нем тоже из корысти (второй раз). Одновременно к домогательству начинают относить все, что угодно: «оскорбительные позы», «неподобающий взгляд», «неприличные намеки» – любое, выражающее симпатию поведение, когда-то связывавшее мужчину и женщину как желающих друг друга сексуальных субъектов. В теоретической статье нет необходимости приводить примеры истерического, хотя часто фальшивого, осуждения подобной живой связи, достаточно напомнить, что в США, стране, возглавляющей прогресс, возникло «me too» (меня тоже), целое социальное движение. Присоединиться к этому (умо)помешательству достаточно легко: «когда он сказал, что ему не нравится, если женщина занимается боксом, я почувствовала себя изнасилованной».

Фундаментом этого социально-гендерного одиночества является истончение, а постепенно и полная утрата когда-то разлитой между людьми любовно-эротической или, наоборот, неприязненной, но всегда эмоциональной ауры. Однако это не причина, а следствие происходящей трансформации межчеловеческих отношений в сторону их универсальной технологизации и виртуализации: «если вы так уж хотите познакомиться, напишите о своем желании по интернету». Заговаривать или как-то обозначать его off line, на улице, «в толпе», особенно в больших городах, неприлично, да и небезопасно, вас обвинят в sexual harassment-те. Главное, чтобы не было полноценного общения. Только коммуникации с насадкой на глаза и уши. Происходит блокирование спонтанности, эмоций, непосредственности и, конечно, никакой «любви с первого взгляда». Человек окукливается, бюрократизируется, роботизируется, его переживания уходят в виртуал, где окончательно (до смайликов) оскудевают, в реальном мире он лишь «присутствует». Возникает новый, исторически доселе невиданный тип человека: технологический = цифровой = роботообразный зомби-оно (зомбино) = ориентированный на Сеть – и попадающий в нее.

Превращающийся в робота, чему все больше свидетельств. Появилось выражение «когнитивный робот» – это человек, который не может сопротивляться внешней программе управления, хотя никаких железок в внутри его тела нет… Там, где стоят видеокамеры и системы распознавания образов, нарушать инструкции становится все сложнее, человек все быстрее превращается в робота. Если мы посмотрим в интернете отчеты наших бывших соотечественников, которые живут в других странах, то увидим, что слово «робот» встречается в их рассказах все чаще и чаще. «В Австралии живут роботы», – говорит некто Игорь (серия роликов «Австралия без купюр»), продолжая, что у коренных австралийцев, как у голосовых помощников, есть набор стандартных фраз, за рамки которых австралийцы не выходят. Нам, в России, утешаться, что появление роботообразных как первая стадия трансформации людей в «постчеловека» происходит только «в Австралии» или в Америке нет никаких оснований. Процесс гендеризации и роботизации единый, он глобальный, обусловленный достижениями технического прогресса. Если им/ему никак не сопротивляться, не пытаться управлять, тогда все земнородное человечество у-падет, реально, на наших широко закрытых глазах уже падает вниз, на более высокую стадию деградации, в нечто принципиально новое – постчеловеческое.

 

О целях для человечества

 

Отсталость, отсталость и еще раз о(т)сталость. На …+ … = (р)ебенок, Человек! Такова суть антропоконсерватизма как идеологии, стержневым фактором которой является сохранение половой субъектности Homo Genus в виде мужчины и женщины. Нашего продолжения на живой Земле. Эта цель одна из главных, а в сущности, главная, потому что для нас, людей, конечная: экология М-Ж сексуальности есть условие дальнейшего существования в известной нам Вселенной и обозримом будущем Человека как ее единственно(го) Духовного Суще(го)ства! Реального Бога. Чтобы Он не умер, священная обязанность каждого живого индивид(ума) поддерживать его актами воспроизводства своего образа и подобия.

 

Моя новация

 

В новационных центрах создавать специальные отделы по усложнению ясного и простого, которое хорошо работает, но уже несколько лет, по созданию разнообразных ненужных мелочей и патологий, которые бы оправдывали деятельность по придумыванию новаций. Спрос рождает предложение? Нет, теперь предложение рождает спрос. Надеюсь превратить эту идею в инновацию (вот только что позавидовал достижению, о котором сообщает реклама: «продается пляжное одеяло Hi-Sun со встроенными динамиками»). Хорошо бы усовершенствовать одеяло чем-то еще из «нано». «Микроодеяло с мегадинамиками». Пошлю заявку в Сколково, чтобы запатентовать. Дайте корму (грант)! Это будет мой гуманитарный вклад в процесс техноэволюции.

Самая простая и глубокая, лежащая на поверхности событий тайна нашего времени: технонаука стала стихией и в этом качестве врагом человека. Среди людей растет число техноидов и тех(еще)идиотов. Одинокие социальные зомби реализуются уже физиологически, в легкой форме – транс-гомо-сексуализма, в тяжелой, но которую скоро объявят нормой – аутизма. Больше всего их в Силиконовой долине, про Сколково не знаю, у нас этой статистики нет. Аутистов как бы лечат, но это будущие хозяева жизни. Как ее/их (мутантов), пока еще возможно, укротить? – Вот основной вопрос (жизни) человечества! Но об этом не способны или боятся даже думать, да и писать рискованно. Даже кто понимает, чем все кончится.

Говорят, огорчаются, заботятся, что у человечества нет цели, идеала, к которому оно стремится. Да неправда это, оно деятельно занято своим самоотрицанием, оно хочет «перестать быть» заменив себя техникой, во всех сферах, даже в мышлении и сексе, т. е. самоуничтожением. И название этому идеалу есть – состояние сингулярности, и даже даты его достижения примерно назначаются – 2045 г. Сингулярность, к которой «прорываются», на нее «работают» и жаждут, это научное наименование апокалипсиса, конца света, которого вроде бы боятся. И все одновременно. При этом не видят оче-видного нарастания процессов своего само-у-ничто-жения. И даже приветствует его, мечтая, что «к 2100 году человек разумный перестанет существовать, так как сам себя модифицирует с помощью искусственного интеллекта и биотехнологий» [Цитата! Из Манифеста! трансгуманизма]. Перестать существовать – вот цель прогрессивного человечества! (а говорят, что у нас нет идеалов). И все продолжают пугать геноцидом. Он для отдельных наций страшный. А для всего человечества провозглашается Манифестом. Целое движение. Трансгу(о)манизма.

К сожалению, с этими по виду будто бы людьми разговаривать уже бесполезно. Духовно они постлюди. Ино-планетяне.

Непрерывное ожидание конца света. Назначают и откладывают даты. Да не будет его. Потому что произошел: мы находимся в этом процессе, внутри его, стремимся к его усилению и продолжению, считая при этом благом. Но с исторической точки зрения – это мгновение, «сингулярность». Только для нас оно – длится. Все так очевидно, что даже доказывать неудобно.

И все-таки, какое это злое благо – Интернет.

Конец света начался с трагической смерти Бога. А завершается счастливой смертью человека. Эвтаназия – вот она, Великая цель современной цивилизации.

Бывает: мелкая праведность, трусливая святость, глупая добродетель.

Или: великие грешники, добрые разбойники, гениальные злодеи.

Это все крайности. Средний человек – посредине. Середина, в переводе на латынь – норма. Девиз нормального: долой великих грешников, добрых разбойников и гениальных злодеев. Бей праведников, святых и добродетельных. Пусть все будут одинаковыми. Только это – политкорректно. Только это – демократия.

 

Слово или цифра

 

Тонкость смыслов живого, земнородного языка. Степени значения событий: я это буду помнить; я это надолго запомню; я запомню на всю жизнь; я буду помнить до могилы; я это буду помнить в могиле.

Время дня, распорядок быт(а)ия. Обед, об-ед, общая еда, до об-еда(ы), об-еденный перерыв. Ужин, уже, ужо (тебе), не дам, жди, это к «ужотью» приготовлено; есть вечером, вечерять = уж(е)инать. Кто не наелся, жди завтра(ка), завтра(к), еду в будущем, на другой день, когда взойдет заря. От зари до зари, ден-ница. Ночь, ничь, «ничь яка мисячна, зоряна ясная»; ничевать, ничег(в)о, спать-ночевать, когда торжествует ничто. Перерыв в быт(ован)ии.

Вот что значит родной язык. За ним реалии жизни, пласты сознательных и бессознательных смыслов, история, дух и бытие народа. Замена родного слова иностранным оставляет от него пустую информационную оболочку, а замена цифрой не оставляет ничего – знак оболочки. На Нюрнбергском процессе присвоение заключенным номера вместо имени осудили как способ обезличивания людей. «Я не цифра, я свободный человек» – говорил герой какого-то фильма. Смерть родных языков прямой путь к скудоумию, к превращению Homo sapiens в Homo dementia (чтобы смягчить ситуацию, говорят о «младенческом мышлении» техногенного человека). Сейчас оно культивируется on-line образованием и прочим тестированием: живи и действуй в виртуале, в том числе, молча выполняй любые обязанности не вставая с дивана, по интернету. Вся сила гражданина, его права, долги и обязанности – в комфорте. «Яндекс есть – ума не надо» – таков девиз, под которым идут реформы образования и нашей жизни вообще. Такова плата за технический про(ре)гресс. Все больше аутистов, их вроде бы жалеют, лечат, но это просто авангард прогресса. Продукт тестирования, там ведь тоже говорить не надо. А думать и говорить – занятие консерваторов. Тем более воображать и чувствовать – все эти творцы, художники, писатели и поэты – сущие пережитки прошлого, реакционеры, тормоз прогресса, ибо его субстанция – исчисление, отбор, комбинирование и программирование. В конечном счете – Искусственный интеллект. Или же – борьба с ним: антропоконсерватизм, гуманитарные фильтры, экологическая экспертиза, «власть зеленым», надежды на кризисы, управляемое развитие, философия сопротивления и прочий плач Ярославны, которому предаюсь я.

 

Антракт

 

Надо передохнуть перед Megasciens, когда мы не будем знать, что нас не будет. Не знаем. Несмотря на это, вперед, с благопожеланием: «Хорошо – быть хорошим. Даже не для других – для себя. Начинать – с себя. Быть добрым, открытым, дружеским, да еще бы щедрым и веселым. Как люди этого не понимают? Не стремятся к этому как главному смыслу жизни? Мучаются завистью, злятся, вредничают, надуманные и тусклые. Плохим – плохо. Страдают, без видимых причин много болеют, жалко их. Не повезло».

 

Megasciens: в последний час

 

Появились творцы и идеологи не ползучего, а прямого техногенного светопреставления. Человечеством создан и работает Адронный Коллайдер, признают, особенно когда открывали, что из-за этого эксперимента возможна цепная реакция и неконтролируемое развитие процессов. «Ученые утверждают, что запуск коллайдера безопасен, однако в мире немало и тех, кто готовится к концу света» (это сообщение Интерфакс было от 13 сентября 2008 г.). Другие физики (сами физики!) признают, что такая вероятность есть, но она очень, очень мала. Хотя все-таки есть. Вместо «бога» может по(с)лучиться «черная дыра». Так «проговаривались» и физики, сооружавшие коллайдер (двое из них подали в суд, кажется швейцарский), правда потом, когда против них поднялась критика коллег, уже все стали утверждать, что нет, все безопасно.

Но слово сказано. Пусть вероятность маленькая-маленькая, зато какая – великая! Величайшая! И если она все-таки есть, так зачем же играть в эту безумную игру? Запускать русскую рулетку для всей Вселенной? «Науке интересно». Но чтобы до конца понять явление, его надо воспроизвести. Хотят воспроизвести рождение нашей Вселенной. В принципе, это значит, что моделируется = создается «новая Вселенная». А две Вселенных сразу быть не может. Значит, какая-то из них должна исчезнуть. Может быть, это будет «старая». Если ее сразу не взорвут, разыскивая одну «частицу Бога», то к этому будут двигаться, решая следующие, более сложные задачи. О том, что игра продолжится, говорят как об очевидном. Аппетит приходит во время еды. В проекте новый коллайдер, в несколько раз более мощный. И вероятность «неконтролируемого процесса» будет возрастать. Философское осмысление данной ситуации обязывает сказать, что в контексте вялотекущей деградации человечество приступило к экспериментам по самоуничтожению. Адрес Универсальной Машины (УМ-а) смерти: Европа, граница Швейцарии-Франции; время начала ее работы: сентябрь 2008 года. Отсчет пошел, рано или поздно этот УМ сработает. И ничего его/её не остановит. Крики 3-5% экологически озабоченных, философски понимающих, что происходит, людей, жруще-жующая, шопингующая толпа и «немыслящие» технонаучные фанатики не услышат. «Однако в среду вряд ли удастся стать свидетелями конца света, поскольку образование новых частиц возможно лишь тогда, когда протонные пучки будут сталкивать. Пока же их запустят в одном направлении» (сообщение Интерфакса от 13 сентября 2008 г. – продолжение).

«Вряд ли удастся стать свидетелями конца света» – сожалеют авторы официального сообщения. В этом чудовищном выражении – бессознательное «всё» нашей, по-видимому, безнадежно обез(д)умевшей цивилизации. Ее «осв(я)етителей», готовых ёрничать над самой трагичной возможностью. Хотят быть свидетелями(!) конца(!) света(!) и печалятся, что «в среду» он еще не случится, а если случится, «в четверг?», то это недостаточно скоро!!! При этом хотят остаться наблюдателями, как в телевизоре или перед компьютером. Начинаешь верить, что когда фантасты объясняют причины отсутствия в космосе сигналов разума неизбежностью гибели цивилизаций в результате самоубийства, они не слишком большие фантазёры Да и предсказанный в Библии конец света – вот он, рукой подать (потрогать). О нем же мечтают все «сингуляристы». Конец света (будет) по-научному.

Вторая попытка

В других развитых странах, в том числе нашей, начали строить свои коллайдеры, чтобы производить собственные «концы света» = «маленькие Большие взрывы Вселенной в лаборатории». Другими словами: все больше физиков хотят присоединиться к экспериментам по сотворению (нового) мира; техно-боги; вместо старого и его насельников, безумная гордыня и радость трех- или пятилетнего ребенка (ну и что, что в звании член-корреспондента или действительного академика) от чирканья спичками раз за разом, пока не загорится.

Скажем, при этом, на мини-величину вероятности провоцирования реального взрыва, которая допускается даже самими некоторыми экспериментаторами (но не больше, чем «падение на Землю очень, очень, в несколько километров, крупного астероида», хотя против него космологи почему-то предлагают строить защиту). Но ведь этот взрыв будет в тысячи раз мощнее любого ядерно-водородного. Ибо в столько же раз мгновеннее. Если вдруг на милли-миллисекунду передержат(ся). Он будет действительный, не в компьютере… Последняя инновация! Утешает одно: никто ничего не почувствует. Не успеем. Как сейчас, ни о чем не думают/ем. Ни тени сомнения. Не только у ученых, но и у будто бы философов (науки). Что поделаешь – Большая Наука. Она уже в масштабах Вселенной и требует хотя бы «маленьких» жертв. «Маленькой жертвой» в контексте Универсума и исследующей его Мегасайенс может считаться какая-нибудь планета. Земля – не самая из планет большая. Предельный, (не)мыслимый авантюризм – и никого не волнует.

Третья спичка…

Потом может быть четвертая, до тех пор, пока какой-нибудь эксперимент не доведут до победного конца. Какого? Ну, например, работающие над одним из них физики, чтобы не было скучно, «шутят» насчет причин Большого взрыва: «Каждые 14 миллиардов лет ученые Вселенной собираются вместе и строят Большой адронный коллайдер»… Остальная толпа над анекдотом весело смеется, она же знает, ей уже говорили про атомные станции, которые абсолютно надежны. Настолько, что «выдержат падение самолета». Как будто в случае военного конфликта обстреливать друг друга будут самолетами, а не взрывающимися, в том числе, на огромную глубину, бомбами и ракетами. Так что, как допускают и надеются многие веселые люди, конец света завершится полным успехом… Все равно взорвут-ся.

 

Нас спасет только чудо!

Из огня да в полымя

 

Загрязнение природы СО2. Зеленые в основном против него борются, передовой мир поставил задачу достижения «углеродной нейтральности». Радиоактивные отходы атомных станций тоже утилизуют. Но главное спасение видят в переходе на «чистую» энергетику, в сущности, чтобы везде было электричество. А то, что идет интенсивное загрязнение всего живого электромагнитными излучениями, – не видят. WI-FI, беспроводные наушники, микроволновки на кухнях, мобильные микроволновки в каждом кармане, излучающие вышки на улицах, готовятся ставить вышки под 5G и т. д. Этого не хотят видеть, почти не обсуждают. Потому что – «прогрессивно». И стремление к идеалу: вместо традиционных бензиновых и газовых автомобилей – электромобили. Потоки, тысячи электромобилей на улицах… Я, конечно, тут профан, но знаю, что по СНиПам (Строительные нормы и Правила) запрещается строить дома возле высоковольтных линий электропередач (наведенные электромагнитные поля). Но не будут ли такие же поля от потоков электротранспорта? Может, стоит очнуться, начать думать и спорить? Да ни за что. Просто будут гордиться, как гордятся прогрессом медицины в лечении все шире распространяющегося рака. И растущего числа других пандемий.

Крупнейшие мыслители Запада первой половины ХХ века говорили и тревожились о дегуманизации искусства и умирании культуры (Х. Ортега-и-Гассет, О. Шпенглер, Г. Бёлль, В. Вейдле, Г. Марсель, М. Хайдеггер и т. д.). О драме Жизни. Думаю, что сейчас, со второй половины ХХ века (после информационной революции), надо говорить и свидетельствовать о дегуманизации жизни и умирании реальности. О трагедии Бытия.

 

Вне-очередное доказательство (не)бытия Бога

 

Како веруешь? В Бога или в Прогресс? Здесь именно «или». Можно сказать: «мой бог Прогресс», но это поверхностное представление и Боге, и о прогрессе. Что делать, если я разочаровался в Прогрессе, а поскольку не имею религиозного опыта, не переживал такого состояния, то не получается и верить в Бога (ум как кислота разъедает живую веру). Как жить, если не получается верить ни во что. В Бога, потому что нет Его, в прогресс, потому что стал страшным, переступает через человека. Стал Регрессом как движением к Иному, уже постчеловеческому миру. Мертвая рука прогресса умаляет, подавляет нашу чувственность, проявления жизни, любви к ней, которые с очевидностью истощаются у современного смертно-живо(тно)го человека. Как с возрастом у нас истощается социальное стремление к самореализации и желание исполниться. Утешает, что это позиция честности. Без подпорок. Без иллюзий. Одним сухим умом, без/после любви и после/без алкоголя, «без адреналина», а (все еще) живой. Наверное, это и есть «невыносимая легкость бытия». Когда тяжело легко жить. При «Молчании Небес».

 

* * *

 

После чудовищного количества споров о том, что такое материя и наша реальность, в качестве высшего достижения современной мысли родилось мнение: это отходы, своеобразное загрязнение чистого пространства-времени. Так заявляют многие логики, математики, теоретические физики и другие представители переднего края познания. Если перевести подобные идеи с птичьего языка (и сознания) ученых на язык людей, то чистое пространство-время есть Мысль. Значит, материя – это загрязнение мысли. Таково теперь решение «основного вопроса философии». Но материя, природа включает в себя все живое, в том числе человека как естественное существо. И вот он и природа предстают как отходы мысли, как грязь от функционирования созданной мыслью искусственной реальности. Мы свидетели настоящей экологической перверсии. Если обычно речь шла о загрязнении природы результатами научно-технической деятельности, то здесь природа рассматривается как отходы самой этой деятельности. Как загрязнение ноосферы, мусор и помеха в развитии нового искусственного мира, который будет, для начала, «природоподобным». Ее симулякром. Так человечество «найдет выход из экологического кризиса», – обманывают(ся) технократы и верят им глупцы, особенно в том числе они сами. Следствие становиться причиной. Смена субстанции.

Больше того. В мировоззренческой ипостаси чистое пространство-время – Разум. Всемогущий и всеобщий разум – Бог. Раньше Бог творил природу и человека в своем высшем усилии – из уст. «В начале было Слово. И Слово было у Бога». А теперь это цифры, его экскременты. Он посетил отхожее место, в результате чего возник мир. Итак, по данным новейшей науки и мы, и мир в целом – г… Правда, Бога. Вот ответ на все, мучающие философов тысячи лет, вопросы, что есть Бытие? И его высшее проявление – Человек. Божественное Г…! Б-Г. Это утешает.

 

* * *

 

Бог – это конечный образ бесконечности. Таинственной и непостижимой. Вечность, представленная во времени. Предполагая, допуская бесконечность и вечность, предполагайте и допускайте Бога как их человеческое переживание. И Бог – антропоморфный. (В историческом споре о причинах веры в Бога между французскими материалистами, Фейербахом и марксистами с высоты времени прав оказывается Фейербах; я марксист-фейербахианец). Это переживание, недоступное (по определению) науке. И духовно, до рациональности истощенным людям (большинство современников). Но… верьте в Него. Будьте эстетичны, в состоянии любви и желания, а не теоретичны, в состоянии измерения и вычисления. По-читайте Его.

 

Некоторые не попадут в рай

 

Это консерваторы. Для прогрессистов он готов гостеприимно распахнуть свои двери. Добро пожаловать в Метавселенную, написано при входе. Метавселенная это действительно Рай, только не в мечтах верующих всех религий, а созданный наукой, виртуальными технологиями, в силиконовых долинах, «в Facebook». Как в обычном традиционном Раю, там можно все. Души-аватары, т. е. души в облике тела осуществляют любые свои желания. Они двигаются, действуют, играют, коммуницируют. К их услугам аватары-ангелы и аватары-гурии. Но если в религиозные метавселенные допускались только праведники, то в Рай по-научному попадут все люди прогресса, трансгуманисты, техницисты, виртуалисты, геймеры, все, кто день и ночь сидит в компьютере, особенно кто уже может заказать себе еду прямо в кресло (пробирки с питательными растворами в объемных принтерах, а также и свои отходы не сходя с места в усовершенствованных креслах для тел без органов, но еще не превратившихся в чистую шевелящуюся протоплазму). Осуществляется их главная мечта: души-аватары бессмертны! Так осуществляется великий Союз=синтез=симбиоз науки с религиями. Консерваторы не попадут в рай, потому что продолжают защищать архаическое существование в живом смертном теле. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» (Пушкин), «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (Лермонтов). Не могут они представить, что «играя на мозге», можно дать им и страдание. Только зачем – вот в чем вопрос, если они голографические и бессмертные. Да и мозг нужен только в начале переселения душ-аватаров. Потом они будут совершенствоваться сами. Ну а земная природа, живые тела, какой-то Homo Genus – это прах. Увы великим религиям и ура великой науке. Вот куда ведет апокалипсис, а консерваторы боялись! «И рад бы в рай, да грехи не пускают» (русская поговорка). Теперь – пускают. Кого угодно. Надо только захотеть.

Как все-таки человечество заблуждалось и заблуждается насчет своего будущего. Все происходит иначе, чем предполагаем. Предполагали совершенного человека и коммунизм, а выходит трансгуманизм. Предполагали рай на Небе, а он образуется на Земле. (См. его рекламу: «Все, что любишь!» на скорости до 500 мбит/с). В Раю предполагали Бога, а он Цукерберг как создатель Метавселенной и т. д.

И человечеству, оказывается, грозит не Апокалипсис, не Сингулярность, не Танатос, а Рай. Пугали Адом, что будем мучиться, а умрем в Раю, счастливой смертью. Но, увы, при жизни.

Смерть, бессмысленно прекращая жизнь, за(при)дает ей смысл.

 

On-line выборы и пещерные люди

 

Вал пропаганды + говорят и пишут диссертации «о цифровизации культуры», но, по-видимому, все-таки знание и образованность по-прежнему будут выражать в баллах: 1, 2, 3, 4, 5, только интерпретировать по-другому. Наоборот, чем раньше, в доинформационную эпоху. Составят новый ФОС – фонд оценочных средств, вариантами которых, непрерывно их изменяя, добавляя +, потом ++ с некоторых пор стали терроризировать преподавателей вузов в рамках замены науки наукометрией. Примерно так:

Цифра 5, это высший балл надо ставить тому, кто ничего не помнит и не знает (потому что не надо, глупо, так как все есть в компьютере, а главное, «компетентен» куда нажать, молча «тестируя» под девизом: Яндекс есть – ума не надо. Да и всю культуру получает виртуально, не вставая с дивана (например, вчера про-был/лежал 2 часа в Эрмитаже). На выборы тоже лежит в кровати со смартфоном, хотя иногда допускает слабость – передвинулся на жесткий стул. Садись (сиди) – отлично, настоящий прогрессор; Цифра 4 – это если, к сожалению, студент все еще передвигается по квартире, иногда выглядывает на улицу и в доме нашлась книжка. Человек современный, но не самый передовой; Тройка (3), только удовлетворительно, он опустился до того, что сам начал ходить по улице в магазин и знает, что нужно купить; сталкивается и здоровается с соседями, но компьютер включен не всегда. Отстает от жизни, традиционалист; 2 (двойка), плохо, ибо что-то еще делает руками, способен себе приготовить еду, получает газету, иногда к нему кто-то приходит, и они разговаривают, консерватор; 1 (единица, совсем плохо) – ногами ходил «выполнять гражданский долг» на выборы, учится очно, выезжает за город, встречается на улице с другими людьми, женщинами, говорит о политике и нередко смеется. Пример полного, безнадежного реакционера. Махровый.

Получившим двойку и единицу, как не освоившим ФОС, диплома не выдавать. Это «люди с пещерным сознанием», как сказала Э. П. – начальница комиссии по выборам в Госдуму про тех, кто не восторгался возможностью заочного (электронного) голосования. В Москве, по опросам, голосуют «на удаленке» почти половина избирателей. В Москве, по опросам, голосуют «на удаленке» почти половина избирателей. К (по)следующим выборам будут гордиться, что вся страна, от Калининграда до Владивостока голосует, не вставая с дивана. Особенно политически активные, болеющие за свою партию, делают это как можно раньше, с утра, выполняют гражданский долг еще лежа в кровати, на спине, держа перед собой смартфон, хотя некоторые, малосознательные, могут приподняться на левый локоть или даже сесть на стул. Но избирательную урну уже сейчас можно считать музейным экспонатом. Как и живого избирателя. Техника решает все(х).

Вот как может извратиться сознание: лентяй или равнодушный, кто не хочет встать с дивана чтобы реально пойти на избирательный участок – это хорошо, даже отлично, а кто не инфантил (чего стоят «глубокие» психологические исследования о причинах инфантилизации молодежи, когда все на поверхности), способен пойти туда своими ногами и вообще готов действовать – плохо. Этак они, пещерные люди, и при пожаре сами из квартиры выбегут да тушить начнут (привычка к жизни – страшная сила), вместо того, чтобы с дивана написать о нем в Госуслуги и ждать, когда приехавшие пожарные их будут из нее вытаскивать.

И еще раз про идеал человека в эпоху Большой Цифры. Получил высшее образование, прекрасно сдав ЕГЭ: само собой, ничего не умеет. Руки только для застегивания ширинки (если она еще будет нужна) . «Рученьки» (остатки рук). Ласты. Это уже сейчас. А дальше образованными людей будут признавать при условии, что в действительной жизни они ничего не понимают, да еще если «по земле с трудом они ступали, и браки их бесплодны пребывали». Голова только для компьютера и мозги как материал (студень) для нейронет. Хотя, конечно, останутся отчаянные – кто занимается кибер(анти)спортом. Интеллагенты. Как вирус – мертвый, но оживает в организме в соответствующей среде, так и тут: если такой образованец попадет в компьютер, минимум в смартфон, – то знает все. Все! (Никакой гений прежних времен ему и в подметки не годится.) Правда, бессмысленно. Высокообразованный тот, кто без рук и без своего ума. Да и без… Постмодернисты подобных идеальных людей предвидели и нужные эпитеты заготовили намного раньше: «тело без органов», «шевелящаяся протоплазма», «кинетическая амеба» и т. п.

Консерваторы пугают, что тоталитаризм меньшинств, новый «толпоэлитаризм» навязываемых ими во имя политкорректности ценностей – это фашизм. По форме осуществления, может быть, правильно, но направленность их противоположная: фашизм апеллировал к сохранению естественности человека и даже усиления ее в духе Ницце до бестиализма, «белокурого зверя», а политкорректные лицемеры умаляют естественность ради выравнивания всех так, чтобы в конце концов расчистить место для постчеловека (одинаковый, «инклюзивный», феминизированный, бесполый, роботообразный, потому что с потерей субъектности от него все меньше чего-либо будет зависеть). Обманно апеллируя при этом к гуманизму. Это фальшизм. Глобальный технос. Мир-Глобалия. Который реализуется как всеобщее чипование, наблюдение, рейтингование и контроль Большого Брата.

Стрельба в школах и других места скопления людей – обычно нападающие по внешнему поведению характеризуются как вполне правильные одиночки. Да, потому что они никогда не озорничали в детстве, не хулиганили в подростковом возрасте, не дрались во дворах, как раньше, – и вот «прорыв» накопленного негатива: становятся убийцами. Чаще убивают те, кто никогда полноценно не жил и сами проблемно-несчастные. Несчастные, безрадостные люди несут несчастье и горе другим.

«Heu! Miseri, quorum gaudia crimen habent!» (О, как несчастны те, чьи радости преступны. – лат.)

 

Лицо как средство производства

(Политэкономия ХХI века)

 

Красивое, некрасивое, выразительное, грустное, веселое. Зеркало души. Божественный лик и человек как подобие Бога, лики святых. От лица и Личность. Когда случалось что-то плохое, говорили: «на нем лица нет». Совершить неодобряемый в обществе поступок означало «потерять лицо». В лице воплощалось достоинство человека. А какая борьба шла из-за бороды. Раскол, староверы; царь Петр вынужден был признать право не портить данный богом образ хотя бы духовным лицам. У мусульман верующие его еще сохраняют. Но у людей прогресса все это устарело. Лицо человека теперь средство оплаты при проходе в метро (FACE PAY – плати лицом!), покупке товаров или для обмена на денежные знаки в банкомате, если они какое-то время останутся нужны. Было: «показать товар лицом», стало: «показать лицо товар(а)ом». Лицо как «ресурс», средство производства и получения прибыли, хозяйственного и социально-политического управления, одно из достижений техники позднего капитализма. Биокапитализма.

Это достижение прогресса не предугадали никакие утописты. Пугали, начиная с Библии, что на лоб человека будут наноситься знаки, другие искали место для знаков на руке или предлагали отслеживать людей по отпечаткам пальцев, по голосу. Но оказывается, что все это недостаточно прогрессивно: руку можно спрятать, палец не приложить, голос не подавать. Остается «субъектность», какая-то свобода воли и самостоятельность решения. Научные разработки показали, что самое оптимальное для их уничтожения и превращения человека в элемент Техноса все-таки лицо. Его биометрические показатели, в сущности, тождественны человеку. По нему можно фиксировать эмоции, измерять «душу», и даже читать мысли. «Эмоциональный анализ» в московском метро уже практика. Готовятся к чтению мыслей, и тоже через лицо. Потеря лица шла по вектору: личность, актор, фактор, персона-ж, агент, аватар, ник, «индивидуальный цифровой след» – вот что должно остаться от лица. Цифра. А маски, которые сейчас заставляют носить, потом запретят. Это будет считаться асоциальным поведением, за что сразу понизят рейтинг. И лицо… накажут. Могут исключить из базы данных, т. е. социально умертвят. А можно умертвить и физически, послав соответствующий цифровой сигнал.

Стукачи, доносчики, шпионы – либералы все еще ими пугают. Отсталые люди. Не видят, что эти «профессии» ура/увы отмирают. Камеры слежения, биометрия, компьютеры, вообще технологии сделали их ненужными. Но прогрессивные свободолюбцы этого почему-то не боятся. Потому что они их жертвы.

 

* * *

 

В предыдущих «эсфоризмах» я пытался «слушать язык» (в духе Хайдеггера), интерпретируя слова, обозначающие разные органы человеческого тела, в том числе, особенно, лица. Божий лик. Глаза, уши, нос, волосы… А вот «рот» не понимал. Наверное, здесь не славянский, а более древний, индоевропейский корень. В основе – зев, зияние, про-пасть, отверстие, его красная часть: рото фане – красный флаг, а тут красный – (рото)зев, ротозей. Это и в самом деле красная часть лица, когда она открывается. Ну а если о ней более вульгарно сказать, то «как дам тебе по сусалу», что за «сусало»? Конечно, тут смещение буквы – сосало. Как дам тебе по сосалу, то есть по части лица, которой ребенок сосет. Рот-сосало. Еще вульгарнее – хлебало. «Как дам тебе по хлебалу» (хлеб, хлебать, похлебка), и второй, совсем древний смысл, если эту угрозу произносят без первых двух букв (читатель, не надо, я не виновен, это все язык).

 

* * *

 

Самое страшное, что идущий процесс самоотрицания, точнее, само-у-ничто-жения человека почти никого не пугает. Даже записные моралисты, авторитеты и специалисты, съевшие собаку на преподавании и пропаганде этики – молчат. Хотя бы они человека оплакали, отдав ему «Последнее целование». Нет. Наоборот, к моральной смерти стремятся, жаждут, соревнуются, какое общество уничтожит представления о достоинстве человека в себе, а потом и себя в целом раньше других. В авангарде этого процесса, как высказываются на Западе традиционные ученые: «умные парни без здравого смысла». А это теперь, по сути, передовая = постчеловеческая наука как таковая. И все, чтобы не смотреть на реальность, соревнуются в политкорректности. В фальшизме непонимания того, что происходит. Впрочем, подобное без(д)умное состояние толпы предвидели во многих антиутопиях. Почти все их читали, удивлялись, как это возможно, что люди не будут осознавать своей деградации («сомы грамм и нету драм»), ужасались, а когда такое происходит с «читателями», тоже не отдают отчета. Хотя бы попрощались сами с собой. Для сохранения чести человечества, его «исторического лица» (были, мол, все-таки, люди, кто понимал, куда идет дело), мне остается только опять и опять повторять свое заклинание: Прогрессивно(е,) глупеющее, слепое, несчастное человечество. Счастливо только непониманием того, что делает-ся. Само роет себе могилу, радуясь, что делает это по заказу Большого Брата Компьютера, политкорректно и высокотехнологичными методами.

Остается пожелать всем только одно (как любому отдельному человеку): Festina lente (спеши медленно – лат.)

 

Мое собачье дело

(из дневника обывателя)

 

Весь день был раздраженным. Вчера поругался со своим псом Мадрасом (второе более почтительное имя – Тиран Бояджиевич ). Потому что он рванул поводок и бросился облаивать ребенка. Я его удержал, но тут же отшлепал (не любит детей, может оттого, что у самого было тяжелое детство (подобран в придорожной пыли на улице 3-месячным). После чего он тоже был печален, отвернувшись, молча лежал на ковре, уже не у ног. Так и просидели весь вечер. Не знаю, когда помиримся. Пытался гладить – принимает, но смотрит в стену. Не улыбается. Не улыбаюсь и я. Он безобразно умен, на уровне чувств многое понимает не меньше многих людей. Что надо – спросит, только не словом, а голосом, а когда считает, что на него не обращают внимания, подойдет и «скажет» хвостом или мимикой: ты что, забыл меня? Но сам довольно злопамятный.

Хотя мне тоже есть что ему припомнить. Два года назад в деревне, будучи на привязи у магазина, он зацепил зубами мальчишку, который подошел его погладить. Мальчишка хороший, на «дай посмотрю» – убежал, не надо, не надо, все нормально. Но у него папа, оказывается, был новый русский, вечером приехал с командой на двух машинах и, хотя пес, конечно, привит, ветеринар, посмотрев, сказал, что ничего особенного, утром по заявлению пришел полицейский, который оказался приличным человеком, да выяснилось, что когда-то учился в сельхозе у моей супруги, однако запись о вызове была сделана, и потом, по приезде в Нижний, меня все-таки призвали к мировому судье. Странно, но судья тоже оказался человек адекватный, просто поговорили, даже без штрафа. Вроде все. И вдруг через полгода получаю повестку в настоящий районный суд, куда подал заявление папаша мальчика с описанием возможных трат, «если поехать в Москву на осмотр и лечение». Захотел сорвать куш, насчитав вместе с «моральным ущербом» около 200 тысяч рублей. Пришлось нанимать адвоката, сам в суд не пошел, заявитель тоже, адвокат уговорил его на мировую за 50 тыс. да адвокату же отдал 40.

И так то и дело какие-то с ним события. Со вчерашнего дня пристально глядя мне глаза в глаза пес все время просится на улицу. Там у него подруга в особом состоянии. Я делаю вид, что не понимаю, потому что все бесполезно, ее тоже уводят. Да и сколько можно ездить в лифте с 9-го этажа. Наконец, вечером он, скуля и время от времени взлаивая, выкрикнул речитативом: «О Боже, как играют страсти в моей измученной душе, давай веди!» Пришлось ехать. Как все-таки много физиологически общего у некоторых людей с собаками. Такие вот «дела мои собачьи».

 

Как быть счастливым

 

Можно ли им быть, например, в тюрьме. К счастью, не знаю, но полагаю, что можно. Если не в одиночке и не пытают. Потому что в 60-е годы, когда служил в стройбате, строили в лесу на болотах первые ракетные площадки, условия были самые примитивные, хуже, чем в тюрьмах. Так говорили, кто сидел раньше, их, если срок был не больше 2 лет, после отбытия наказания в стройбат (в нем без оружия) призывали. (Деревянные казармы на сто человек с двухэтажными железными койками, в обоих концах топились две печки-буржуйки, подход к казарме – мостки, хлюпающие над болотом, в центре квадрат песчаной площадки для построения всего батальона из 4 рот.) Немного в стороне длинный ряд прорезанных туалетных дыр с общим навесом, где по утрам мы сидели, как галки на проводах: так рождался коллективизм. Ракетчики приходили после нас на все более благоустроенное, с проложенными дорожками и кирпичными казармами. А все равно бывало всякое – и несчастное сознание, с уходом ото всех в лес (но никогда не выбирал березы, чтобы повеситься), и состояние внутренней радости. А внешней, когда приехал «на побывку», вышел в огород и прямо в сержантской форме с разбегу стал кидаться головой в сугроб. Это запомнилось, потому что соседка тетя Тая пришла к матушке: «Что у тебя с Володей-то?» – «Да сказал, пошел гулять по деревне, пойду позову». В общем, может оттого, что все скрашивалось смыслом: «крепили оборону Родины». Как писал уникальный Ницше, «если человек знает “зачем”, он может вытерпеть любое “как”». Кроме того, один бесспорный для меня плюс от такой жизни остался, как ни странно, для стиля философствования: неспособность к схоластическому манипулированию словами без предметного смысла, когда слушая ответ философа на свой вопрос, перестаешь понимать сам вопрос. Не могу ни говорить, ни писать, если за текстом нет фактов, жизни, «земли».

Звери и дети – самые счастливые существа, с умилением говорят взрослые. Несчастье, однако, в том, что звери и дети не знают об этом. Так и все счастливые почти не знают о своем счастье. А узнав, начинают бояться за него. И счастье кончается. Знание – враг счастья. И вообще – бытия. Чем больше образованных, тем больше несчастливых? Безбытийных? Нет, это было бы сильно сказано. Мы не несчастные, мы – бессчастные.

 

«Пазл» современной цивилизации

 

Ее передового отряда – подрыв условий и всего человеческого, что, как известно, теоретически было со странным (поначалу) удовлетворением провозглашено в начале постмодернистской эпохи. Сейчас он, его клетки «заполняются» на практике. Высшим идеалом, нормой поведения, которым надо следовать – чтобы все стало противоестественным, патологичным, «было наоборот» тому, как требует продолжение жизни. От гомосексуализма/феминизма и извращения ради этого истории (прошлое как заложник настоящего), до пропаганды не заводить детей (child free). Ладно бы в перенаселенных странах, в Индии и Китае, а нет – в этносах, которые и так прогрессивно вымирают. Сверхпотребление перерастает в потребление самого человека. Жизнь и реальность становятся традицией. Значит, существование передовых народов – вопрос исторически короткого времени. Зато заговорили об «эротизации Апокалипсиса»! И все это объявляется цивилизационным идеалом, к которому всем и как можно скорее (Россия, к счастью, отстает) надо стремиться. Считаете, что человечество, особенно его авангард, Запад, не сошло с ума? Напрасно. Желать, стремиться к своему разложению и гибели – если это не безумие, то что оно такое, в чем должно состоять?

Политкорректная идеология, например, очевидно направлена против полов как условия воспроизводства рода (однополые гомосексуальные браки – оксюморон, полов (половин-ок) может быть только два(е) или их нет, по сути это «бес-полые браки», но тогда брака нет); семьи как ячейки общества (ювенальная юстиция) тоже нет. Вместо живого дела(ния)/леса – сухостой. Горельник. Идеология политкорректной толерантности эти процессы обосновывает и реализует. Как бы ни относиться к ним лично, проклинать, или (и) завидовать, или даже практиковать, их сколько-нибудь честная философско-историческая оценка заставляет, требует, обязывает сказать, что это разложение, рас-падение родового человека, его желания и воли к продолжению жизни. Свобода, опирающаяся на провозглашение прав индивида (частицы) выше прав общества (целого), похожа на свободу раковой клетки множиться за счет организма. Самоотрицание. Вы(пере)рождение. Деградация. Со всеми, вытекающими отсюда последствиями. Которые, правда, (не) все (не) понимают.

 

* * *

 

Войнов Николай, парень из нашей деревни, работал на оставшейся от колхоза ферме, рано умер от известной, в деревне еще традиционной, «зависимости». Потом нашли тетрадку (моя супруга, у него в доме, в сложенных на растопку бумагах), Оказалось, он писал стихи.

 

Сегодня солнце не взошло,

Да будет холод.

В полях зерно не проросло,

И будет голод.

Снега засыплют мир Земли,

Весны не будет.

Мне не видать ее любви –

Она не любит.

Сады сжигают на кострах,

Но искры гаснут.

В людских сердцах гуляет страх,

И не напрасно.

В лесах птенцы не запоют,

Погибнут звери.

Нарушь свой маленький уют –

Открой мне двери.

Наш мир разрушит бог войны

И жар пожарищ.

Друг другу люди не верны.

Прощай, товарищ!

Пропало счастье на Земле,

Лишь боль и мука.

А я скучаю по тебе –

Подай мне руку.

 

Как ни умаляй, ни списывай на «самодеятельность», это поэзия. Настоящая. Был дар. В сравнении со многим-многими, официально признанными.

 

Да нет

 

Дожили: нельзя говорить слово «да». Пока по телефону. Мошенники записывают голос, который в технокапитализме, наряду с руками и лицом используется как средство производства, а «да» – ваше согласие. Его можно приставить к чему угодно, добившись от вас согласия даже на собственную смерть. Не говоря о таких пустяках, как снятие денег со счета или оформить на вас кредит. Нет, нет, и еще раз «да», говорит критик современного технологического безу(д)мия. Или может быть лучше использовать выражение «Да нет», (не) хочу. По крайней мере, иностранцев это всегда ставит в тупик. Надеясь, что запутает и технику.

Да, кстати, для молодых, особенно если они прагматичные, многие из которых про себя думают: зачем нужно заботиться о стариках, вообще о прошлом, защищать его. Я говорю студентам: защита прошлого – это защита (вашего) будущего, если вам повезет и вы доживете до старости. Заботясь о стариках, вы заботитесь о себе – только с небольшой отсрочкой. Золотое правило морали, взятое лишь во времени: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе. Это должно быть понятно даже самому отъявленному эгоисту, если он способен думать немного дальше своего носа. Такой же силлогизм применим и ко всему обществу.

Вопрос: Несмотря на возраст, вы…

Ответ: Да нет, я не все время думаю о смерти. Бывает даже за-бываю(сь).

Легендой человека делает только смерть. Желательно преждевременная. Представьте, Ю. Гагарин сейчас лысый, толстый, сидит в Госдуме в маске от какой-нибудь правящей партии… Нет уж, пусть он будет вечно молодым! Его смерть была нужна людям. И Рок пошел им навстречу.

 

Анатомическое наблюдение

 

Не знаю, как везде, а в России исчезли кудрявые люди. Не вижу. Да, наверное, кроме Африки, кудрявых больше нет нигде. А я застал время, когда они были. Сейчас остались их следы в языке: кудрявый, кудряш, Кудряшевы, кудрявенький, черные кудри, вьются русые кудри… Иногда говорили – кучерявый. Наверное, погибли от всевозможного ухода за волосами и общего образа жизни городской цивилизации. Волосы потеряли силу: хорошо хотя бы пока висят, а уж торчать и завиваться от упругости, увольте, не хотят. Сил нет. Гляди того, схожее заключение придется делать еще об одном анатомическом органе.

В утешение антропоконсерватору; три месяца назад слышал как двое парней, идя по тротуару, громко смеялись. И что удивительно, они не были даже пьяные. Глупый, все надеюсь, что может быть, когда-нибудь услышу и песню. Ведь писал же Салтыков-Щедрин про Невский проспект: «Выйдет пьяница из портерной и давай песни петь». В низах народа, где и когда изъяснялись матом, при споре кто умный, кто дурак, говорили: дурак тот, кто не пьет, баб не … и песен не поет. Это про ученых и современную интеллигенцию? Так их еще не было. У Даля записана пословица: «Бедный (народ) песни поет, богатый (господа) слушает». Все теперь господа, но даже слушать нечего. А смеяться и петь – это было в доинформационную эпоху, у дикарей, я их застал и, может быть, был одним из них. Которые даже «плясали» и «танцевали». Сами. Не в телевизоре. Но, слава новому Богу, с этой самодеятельностью покончено.

На пути к постжизни: это когда живем как в раю и все сказки стали былью – сапоги скороходы под окнами, ковры-самолеты, как стаи мух в небе, волшебные зеркальца, где все видно, что делается на другом конце света у каждого в руках, кругом благоустройство, улицы все чище, безопаснее, магазины ломятся от продуктов и т. п., а радости в людях все меньше. Растет спрос на таблетки от страха и депрессивного состояния. Даже миллиардеры, живущие в роскошных замках, какие-то безжизненно озабоченные. Да что радости, наш известный юморист Петросян недавно сказал, что тех, кто сейчас бывает в хорошем настроении, надо считать героями. Вот как стало: улыбаешься, тем более засмеялся – героический поступок.

Однако… не будем впадать в полный пессимизм. Пережитки прошлого встречаются еще нередко: недавно на остановке видел человека в платье, и оказалась и в самом деле женщина; в другой раз – влюбленных, которые вместо того, чтобы смотреть в смартфоны, целовались; в автобусе на маршруте № 66 какой-то поддатый вслух разговаривал и чуть не запел; в вузах, на фоне лекций о достижениях по замене людей техникой, все еще преподают философию. Хотя она тоже, как ее ни засушивай и ни формализуй, пережиток гуманизма (кафедры философии практически ликвидировали). И все на фоне общей борьбы с мешающими прогрессу и «технологическому прорыву в куда-то никуда» остатками свободы человека. Непоследовательность во всем. Да сам-то я, несмотря на «несчастное сознание» по поводу перспектив человечества, иногда, особенно вспомнив проделки своего пса, улыбаюсь.

 

За(ис)поведь консерватора

 

Конец света – такова будет последняя инновация человека. Самоубийственная. По-научному это – сингулярность. Достичь ее жа-ждут к 2045 году.

Принять «вызов сложности» или «вызов выживания» – так на птичьем языке постмодернизма выражается раскол человечества на два все более враждебных лагеря: сторонников технологизации или экологизации, роботизации или гуманизма, искусственного или естественного, бессмертия или жизни. И будут они бороться не на жизнь, а на смерть. Природа или культура – трещина, раскалывавшая ХIХ, первую половину ХХ века. Культура или технология – пропасть, образовавшаяся к концу ХХ века. Человеческое или Иное – вот глобальная, роковая проблема Третьего тысячелетия.

Благо(м)намеренные теоретики начнут поправлять: зачем «или», пишите «и». Мы не хотим «выживать», надо говорить «о жизни» – (по)учительно продолжат они. Да вы можете говорить о чем угодно, хоть о вознесении в рай, но это все пустые слова. На то они и пустые – эти люди-слова. Ситуация такая, что приходится выживать. Поколение сейчас-рожденных – будущие техноиды. Поколение мутантов. За ними будущее. У них нет будущего. Самое страшное в этой абсурдной цивилизации – ее успехи. Прозрачность зла. Кризис, неурядицы дают человеку хоть какую-то надежду. А успехи – никакой. Современная цивилизация влюблена в смерть. Беременна Иным. Её передовой отряд –
безнадежно, для о(т)ставших-ся еще может быть разное.

Поэтому идти под знаменем полионтизма и реакции (выживания) или под знаменем линейного прогресса (самоликвидации) – вот выбор, который стоит перед любым думающим человеком. Наиболее оптимальный выбор – не думать, отдаться утопии. Типа ноосферы, бессмертия, космоса и т. п. Так или «никак» поступает большинство. «Отдаю(ё)тся». Чтобы не знать, когда нас не будет. Но это оптимально безответственный выбор. Философ на него не имеет права. Как обычный человек, делая утром зарядку и заботясь о своем здоровье, делает себя врагом прогресса, не говоря уже о таких отъявленных реакционерах, как посетители фитнес-клубов и косметических салонов, да даже и парикмахерских, он тоже должен действовать по логике сопротивления. Эко-логике. Нести крест понимания и надежды. В каждой деятельности каждый человек несет свой Крест. Пере-крестился – и неси.

Да нет, не пессимист я! А только за жизнь, что в теоретическом плане предполагает союз религии с философией против свободы науки. Пусть наука будет искусством! И немного техникой. Это воззрение – диалектико-трагическое = подлинно философское. Всего лишь. (Не)оптимистическая трагедия. Когда признаётся, что оппозиции бытия и ничто, жизни и смерти, добра и зла имеют равно объективные основания. А борьба человека за победу бытия, жизни и добра над отрицанием как смертью и злом бесполезна. Но необходима. Смыслообязательна. Целесообразна. В бесконечном мире возможно все. Какая-то надежда есть на катастрофы. Особенно виртуальные, кибернетические. Они нужны для вразумления. Ибо одних слов, объяснений недостаточно. И они будут. Желательно небольшие, хотя бы средние. Чтобы приостановить вялотекущую , предотвратить или хотя бы отсрочить всеобщий самоапокалипсис. Знаменитый тезис К. Маркса «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его» сам должен быть изменен. Нынешний девиз: «Люди лишь различным образом изменяли мир, дело заключается в том, чтобы сохранить его». Сохранить как нашу реализацию возможных миров. Как мир человека.

И вот, наконец, драматическая правда отношения к деградации современного общества: «во многой мудрости много печали». Но… «мудрец всегда счастлив».

 

 

1 Предыдущие публикации «эсфоризмов» (афористических эссе) из серии «Унесенные прогрессом» в журнале «Нижний Новгород»: «Философия всегда», 2016, № 1; «Прощание с природой», 2017, № 1; «Техника решает все(х)», 2018, № 2; «Тради- ционный человек: многая лета и вечная память», 2018, № 6; «Мир и человек, кото- рых мы теряем», 2019, № 5; «Если положение безнадежно, надо сделать все, чтобы его изменить», 2020, № 4; «Про(сти)щай, Человек!», 2021, № 1: «Чело-век XXI: прогресс деградации», 2021, № 6.

2 Поколение Z, они же зумеры, — молодые люди, родившиеся с 1995 по 2010 год. Это первое поколение, полностью сформировавшееся под влиянием гаджетов и соцсетей.