Музыка Тундры

Музыка Тундры

эссе из книги «Тени Тундры»

«…и знаю, что эта музыка - ничья

Нужна мне, нужна мне… нужна мне…»

А. Суханов

 

Работая над книгой, я всё больше и больше погружаюсь в неповторимую атмосферу тех далёких лет - событий сорокалетней давности и с удивлением, граничащим с восторгом, замечаю, что Тундра стала гораздо ближе и понятнее.

Нет, дорогой Читатель, это отнюдь не следствие «ложной памяти», так часто с годами обретаемой нами, a скорее, это углублённое жизненным опытом переосмысление того, что я недопонял или просто не заметил тогда, за повседневными заботами, некоторой в силу разных обстоятельств упрощенности и даже обыденности бытия.

 

МУЗЫКА ТУНДРЫ…

 

Уже в то, давно ушедшее от нас время, я не раз отмечал, что далеко не всё происходящее вокруг нас и наблюдаемое нами можно выразить словами и звуками.

Стендаль писал, что музыка - единственное искусство, проникающее так глубоко, что может выразить любое ваше переживание.

Вместе с тем Ф. Лист справедливо отмечает, что язык музыки более произвольный и менее определённый, часто допускающий различные толкования, подобные тому, как два человека, глядящие на пляшущие отблески костра, испытывают разные ощущения.

Поэтому, на мой взгляд, музыка Тундры является глубоко личным ощущением, в высшей степени созвучным восприятием нами постоянно меняющихся природных явлений.

 

ВРЕМЕНА ГОДА

 

Уверен, дорогой Читатель, что каждый из нас воспринимает смену времён года не только как неумолимый бег времени, но и рассматривая как маленькую жизнь, проживает её в зависимости от различных причин каждый раз по разному, по возможности возвращаясь и переосмысливая частичку бытия, навсегда ушедшую от нас.

Магия смены времён года в том, что по навсегда утверждённому и кем-то необычайно мудро спланированному сценарию мы, будучи только безмолвными статистами, допущены до великой тайны бытия от рождения жизни до её заката и.. рождения снова как вечного круговорота явлений, вечного, пока ещё вращается Земля.

Каждому времени года присуща своя музыка, написанная на протяжении веков великими композиторами.

На мой взгляд, всемирно известные «Времена Года», как Вивальди на струнной, так и Чайковского на фортепианной основе не могут в полной мере отобразить Музыку Тундры в силу особых черт её характера и специфичной смены природных явлений.

Я попытался передать вам своё, личностное, восприятие Музыки Тундры и донести до вас то, что я слышал в течение смены времён года на протяжении ряда лет.

Итак:

 

ВЕСНА

 

«Есть тайная печаль в весне первоначальной…»

Ю. Визбор

 

В Тундре принято считать приходом весны восход солнца после полярной ночи.

Возьму на себя смелость утверждать, что, по моему мнению, это только символ победы Света, как гонец идущего долгого полярного дня.

Первыми, еще невидимыми лучами старающееся выбраться из долгого заточения солнце расцвечивает золотом легкий пух облаков, неожиданно окрашивая их края в пурпурно-красный цвет. И вдруг, словно вырвавшись из плена, вместе с торжествующе-жизнеутверждающими звуками увертюр Верди и Чайковского заливает всё вокруг долгожданным Светом!

Засверкали, наконец соединившись с восходом, вершины гор, недовольно нахмурились доселе скрытые, отбрасываемые отрогами тени.

И будто сбросив невидимые оковы, окружающий мир встретил солнце, протягивая руки с удивлённо-радостной улыбкой только что проснувшегося ребёнка. А между тем коварный март по-прежнему расписывает морозными узорами стёкла домов, с бессильной яростью обречённого заносит метелями дороги, грозит пугающими сполохами северного сияния.

Но уже по ночам мягкой кошачьей поступью крадётся Апрель, зажигая ранним утром бриллиантовые огни первых сосулек, подкармливая еще не выросшую траву скрытыми под снегом ручьями под трогательно-беззащитные звуки свирели. Набухшие почки северной ивы-чизении на прибрежных кустах, похожие на миниатюрных серебристо-серых мышек, пришедших к проталинам, вдруг повернули головки на волшебно-чарующий зов флейты, как на дудочку гамельнского крысолова.

И вот уже Май со светлыми ноктюрнами Шопена красит освобожденные от умирающего последнего снега пригорки зелёной краской, брызнув густыми мазками яркой желтизной маков, небесной синевой колокольчиков и снежно-солнечной россыпью ромашек.

В унисон с криками караванов перелётных птиц звучат весенние голоса вальсов Штрауса, перекрывающие треск ломающегося льда на реках и наполняющие Тундру необъяснимым радостным томлением, как предчувствием первого свидания.

Завершающими аккордами вплетающихся в весенние симфонии маршей Мендельсона, Чайковского, Шуберта звучит первый гром, и по-весеннему яркое небо вдруг насмешливо брызжет на удивлённо-счастливую землю алмазные капли, пусть ещё не тёплого, но уже весеннего дождя.

Весна пришла!

 

ЛЕТО

 

«Слишком короток век…»

А. Макаревич

 

Лето - самое короткое время года в Тундре и именно поэтому так похоже на яркую жизнь, стремительно проживаемую в несправедливо недолгий отрезок времени.

Едва вместе с буйным разноцветьем отзвучит неувядаемый «Вальс Цветов» Чайковского, природа спешит… спешит…

Травы спешат отцвести и скорей разбросать ветрами семена новой жизни, покрыть Тундру немыслимо пёстрым ковром ягод и грибов. Всё живое: птицы, звери, рыбы, не обращая никакого внимания на частую и непредсказуемую смену погоды, спешат продолжить род как утверждение торжества вечной жизни.

Если Весна предстаёт перед нами в образе юной девушки, порой даже не совсем осознающей свою расцветающую, как цветок в бутоне, красоту, то Лето - это зрелая, знающая себе цену и вполне осознающая свою власть своевольная красавица!

Она то закружит вас в бешеных венгерских танцах Брамса на пёстрых своих пригорках, смутит канканом Оффенбаха, позволяя вам подглядеть брачные танцы птиц Тундры, то вдруг отрезвит вместе со взмывом скрипок полонезов густым снежным зарядом в середине июля.

Загрустит под песни Грига на берегах тёмно-синих каньонных озёр и, если вы ей понравитесь , подарит песню Сольвейг в таинственной тени отрогов предгорий.

Приобняв невидимой рукой на берегу говорливой речки, будет зачарованно слушать с вами, забыв обо всём, серенады Шуберта, неотрывно глядя на плывущие в небе легкие облака, слегка позолоченные солнцем.

Или вдруг торопливо, украдкой, смахнёт с густых ресниц прибрежных ив-чизений слезинки летнего дождя, невзначай всплакнувшего о коротком счастье, коротком бабьем веке…

«Слишком короток век…»

 

ОСЕНЬ

 

«Как часто вижу я сон,

Мой удивительный сон,

В котором осень нам танцует

Вальс-Бостон».

А. Розенбаум

 

Осень - это не только сменяющее лето время года. Осень - это целая страна, страна подведения итогов, критического переосмысления сделанного и время мучительных поисков причин , а порой и смешных всевидящей судьбе, оправданий тому, что не удалось.

Осень приходит в Тундру внезапно, с первыми леденцами тающих днем льдинок закраин тундровых лужиц, отражающихся в невероятной глубине ярко-синего неба.

«Осенняя Песнь» Чайковского с её мелизмами «на вздохе», полными грусти и безотчетного томления, как бы оттеняет едва уловимую смену косынок от желтого до карминно-красного цветов на рыжем снопе волос Осени в лучезарные вечера её прихода.

Она еще не раз попытается обмануть вас, навевая «Сон в летнюю ночь» Мендельсона у остывающего ночного костра, с сожалением и грустью замечая ранним утром предательское серебро инея на своих прядях.

И наконец, безутешно разрыдавшись и в отчаянии разрывая нависшие серые покровы облаков, закрывает долины, горы и озёра пеленой моросящего дождя.

А вырвавшийся из плена облаков и тумана благодарный дождь начинает свои бесконечные невыразимо-печальные гаммы на старомодных клавесинах Вивальди, Скарлатти и Телемана, незаметно переходя на вариации лютни и мандолины.

Осенние ветра своим холодным дыханием тем временем срывают последние желтые листья ив-чизений, устилая причудливыми полосами и пятнами чёрные речные камни и превращая берега рек в неизвестно кем накинутые тигровые шкуры.

Одинокая, закутанная в изодранный, сотканный из туманов пуховый платок уходящая Осень, прикрыв рукой затуманенные слезой глаза, всё глядит и глядит вслед покидающим милую Тундру караванам птиц под их созвучное печально-прощальным крикам горестно-безысходное «Адажио» Альбинони.

 

ЗИМА

 

«Ах, Моцарт, Моцарт,

Скрипок звуки

И пенье вьюги за окном…»

В. Турьянский

 

За одну ночь все краски Тундры сменились невесёлой чёрно-белой графикой.

Пришла Зима.

Чёрный цвет она оставила незамёрзшей воде рек и непокорным скалам предгорий, все остальные краски вобрал в себя белый - главный и любимый её цвет.

Природа замерла, ошеломлённая внезапной сменой почти солнечных дней нешуточным морозом, сковавшим озера и нестерпимо сияющим на солнце белоснежными покровами.

Седой, будто засахаренный, месяц трусливо-удивлённо моргал ресницами еще не погасших звёзд, будто тоже не понимая причин столь резких перемен.

Немного оправившись от такой встречи, Зима поспешила рассыпать свои несметные богатства, и её белоснежные одежды засверкали всеми цветами радуги от миллионов самоцветов.

Хрустальные гроздья льдинок на прибрежных кустах, подсвеченные солнцем, качнувшиеся от легкого дуновения ветерка, и зазвучали серебряными колокольчиками нежных менуэтов Боччерини.

Гаснущим звёздам и месяцу она торопливо пообещала с помощью колдовских чар начистить их до зеркального блеска..

Но не понять холодному сердцу Снежной Королевы - царицы полярного холода и тьмы вечного стремления природы к Свету как источнику жизни её непреодолимой тяги к теплу, запаху цветов, песням рек и синеве озёр, безбрежному зеленому морю лугов…

И, словно осознавая это, она, сурово нахмурив брови, накрепко захлопнула ледяные крышки над реками, заслонила, будто предупреждая, солнце пеленой первой пурги, угрожающе качнула шапки-снеговики на прибрежных кустах.

Но разве ты не различал, дорогой Читатель, в шуме бьющихся в окна белых флагов пурги пение скрипок Моцарта, сливающихся с мелодией и музыкой ночи.

Именно это слияние, глубоко проникающее в самые тайники души, и является, по моему мнению, основой затяжных тягостных раздумий долгой полярной зимы.

Приход Ночи, которую она ждала как верную подругу, разделив с нею полную власть над Тундрой, она встречает торжествующими звуками симфоний Вагнера, бешено кружит снежные вихри под «Полет Валькирий» и вдруг, внезапно укротив метели, расцвечивает небо праздничным салютом зодиакального полярного сияния!

Она не думает и не хочет знать, что несмотря на кажущуюся ей вечную абсолютную власть над миром, наступит время, когда хрупкая с веночком из полевых цветов на голове девушка-Весна одним взмахом веточки ивы-чизении, как волшебным жезлом, прогонит её прочь, озарив радостной улыбкой приход нового Дня - новой жизни, полной любви, надежд и свершений!

 

Февраль 2021