Поэзия и поэтический текст: осмысление, изучение, анализ и синтез

Поэзия и поэтический текст:

осмысление, изучение, анализ и синтез

Предлагаемые редакции журнала «Плавучий мост» заметки – это, скорее, не текст, а предтекст, не план возможного написания книги и не тезисы, предваряющие большое исследование. Эти заметки могут восприниматься и как план, например, монографии, и как обозначение направлений, или направления, изучения поэтической картины мира, которая создаётся автором, поэзией и поэтическим текстом.

Ю.К.

1. Гносеологическое;
Поэтическое познание в парадигме общего и художественного познания (основная проблема: объектом поэтического познания являются субъекты и объекты [поэзия, поэт, поэтический текст] такого вида познания). Здесь важен учёт пересекаемости – функциональной и этико-эстетической – поэзии, поэта (познающего себя, прежде всего) и поэтического текста. Поэтическая интенция познания.

2. Текстоведческое и – конкретнее – поэзиеведческое. Эти направления базируются на антрополингвистических представлениях поэтического текста и текста вообще.
– Текст и языковая личность, речевая, текстовая личность, культурологическая личность автора.
– Текст и текстоид («недотекст», «имитационный текст», «фейк-текст»).
– Генеральные, категориальные, дифференциальные и уникальные признаки поэтического текста (среди них наиважнейшими являются не только те, которые составляют известную формулу Н. А. Заболоцокого «МОМ» (мысль – образ – музыка), но и в ряду многих других такие признаки, как энигматичность, эвристичность, экспериментальность.
– Проблема порождения поэтического текста.
– Проблема взаимозависимости поэтических текстов.
– И др.

3. Языковое:
– Общее и индивидуальное.
– Соотношение просодического, языкового и культурологического статусов поэтического текста.
– Соотношение поэтической графики, смыслов, особенностей языковой реализации данных и иных категорий поэтического текста (проблема знаков препинания, графической структуры текста, просодических вариантов текста и др.).
– Соотношение и пересекаемость систем языка и поэтического текста.
– В языковой системе единицы реализуют ту или иную семантику последовательно и неодновременно, тогда как в системе поэтического текста семантика порождается единицами текста вертикально.
– И др.

4. Графико-произносительное. Графика и звучание. Эти проблемы обусловлены наличием многих видов поэтического текста в функционально-генеративном отношении, например: поэтический текст для чтения, поэтический текст для произношения, поэтический текст для декламации (а также визуальная поэзия, песенная, игровая и др.).

5. Социальное, прагматическое (и проч.) и поэзия (поэтический текст).

6. Место поэтического текста в парадигме (в ряду) других текстов (поэтическая интертекстуальность).

7. Этико-эстетическое:
– Поэзия (поэтический текст) и этико-эстетический сценарий поэтического познания.
– Поэзия и нравственность.
– Поэзия и религиозность (религиозность в широком смысле, религиозность как один из категориальных признаков художественного текста).

8. Поэзия и гармония. Художественная гармония. Поэтическая гармония.

9. Поэтическая семантика. Семантика и поэтический текст.
– Графосемантика.
– Фоносемантика.
– Граммосемантика.
– Деривационная семантика.
– Лексическая семантика.
– Синтаксическая семантика.
– Идеография поэтического текста.
– Семантика единиц просодии.
– Семантика поэтической интонации.
– Мелосемантика поэтического текста («музыка»).
– И др.

10. Поэзия и проза.
– Регулярное стихотворение.
– Нерегулярное стихотворение.
– Силлабо-тоника и тоника.
– Стихотворение в прозе.
– Верлибр.
– «Восточный поэтический текст».
– Прозопоэтический текст.
– И др.

11. «Возрастная» парадигма поэтического текста:
– Детский поэтический текст.
– Отроческий поэтический текст.
– Юношеский поэтический текст.
– «Взрослый» поэтический текст.
– Проблема ювенильного поэтического текста.

12. Гендерная парадигма поэтического текста («поэт» и «поэтка»).

13. Поэзия и музыка. Поэтический текст и тексты различных видов искусства. Поэтический текст и текст-культура.
– Поэтический текст и музыка.
– Поэтический текст и живопись.
– Поэтический текст и скульптура.
– Поэтический текст и архитектура.
– И др.

14. Поэзия и духовность (душа, Дух).

15. Психология поэтического текста.

16. Архетипическая природа поэтического текста:
– Текст-культура.
– Текст-замысел.
– Текст-промысел.
– Реализованный текст.
– Опубликованный текст.
– Текст читателя.
– Текст оптимальный.
– Архетекст.

17. Текст и речь.

18. Текст1 – текст2 – текстn (и т. д.).

19. Поэтический текст и информация. (Поэтическая информация?)

20. Поэтический текст и коммуникация. Виды поэтической коммуникации.

21. Поэтический текст и человек. Поэтический текст – читатель – поэт – поэтический текст.

22. Поэзия и литература.

23. Поэзия и наука.

24. Поэзия, поэтический текст и творческое поведение. (Переменная и константа творческого поведения.)

25. Поэзия и поэтическое творчество: автор – адресат. Полисемантика поэтической интенции: «что сказал автор?», «что сказал текст?», «что сказала поэзия?».

26. Поэзия и культура.

27. Вещество поэзии.