Реалии и фантазии нашей жизни

Реалии и фантазии нашей жизни

ЖИВАЯ ОЧЕРЕДЬ

 

Брежнев писал прозу, Андропов – стихи.

Брежнева приняли в Союз писателей СССР. И тут же провели обмен членских билетов, чтобы продемонстрировать всему миру по московскому телевидению: Брежнев – не хухры-мухры – он член №1. Именно за таким номером ему выдали новенький партийный… тьфу-тьфу! – оговорился писательский билет. А партийный – память не соврёт – за номером 2. Первый Ленину – посмертно. И тоже после обмена партийных документов.

Это надо же! Представьте себе, сколько стоил стране этот двойной обмен красных корочек? Сколько люди недополучили из-за этого самого необходимого? Вместо ублажения брежневского самомнения могли бы, допустим, закупить дополнительную порцию зерна у американцев. А то ведь очереди за хлебом намного превышали очереди в книжные магазинами за нетленными произведениями Брежнева «Целина» и «Малая земля», выброшенными после его смерти в утиль.

Сегодня о нём даже по телеящику практически не вспоминают. А вот фразы его… нет-нет, не из литературных произведений, а из речей, то и дело возрождаются из забытья. Под видом совершенно новых, будто рождённых вчера, оглашаются сегодня российским диктором. Вот, например, включим телевизор 10 сентября 2021 года и послушаем. Что? Да вот это самое: «В ближайшем будущем будут созданы все условия для повышения благосостояния российских граждан».

Замени «российских» на «советских» и отправляйся в прошлое.

А что? Нет поездов? Бросьте! Зелёный семафор в моё детство открыт всегда.

Поехали?

Поехали! А пункт назначения?

 

РИГА 1950-х

 

Рубль – это много. Две порции мороженого на палочке да еще десять копеек сдачи. А при умелой игре в «чику», с везеньем за пазухой, можно эту копеечную монетку обернуть в новый рубль. А рубль… что там говорить! Рубль и без адвокатов сам за себя ответ держит. Потому-то он на дороге и не валяется. Но под дудочку доброхотства вытанцовывает прямиком в карман.

О, как ловко импровизировали мы на этой таинственной дудочке! И не где-нибудь в закутке, а на самом завидном месте – на пустыре, прилаженном к нагретому, облизанному солнцем боку Главного универмага с неприметными для стороннего глаза окошечками. Это были окошечки не простые, а волшебные. Попросту их никогда не раскрывали, а обязательно со значением: чтобы масло «выбросить», муку или сахар. «Выбросить» все это добро внутри универмага никак нельзя было. Из-за очереди. Не вмещалась очередь в универмаг. Другое дело сбоку. Очередь в три обхвата облапит домину поперек туловища, подрагивает своим нервным, по-змеиному гибким хвостом и, пульсируя, сжимается, вдавливает выпирающие из стен камни обратно в стену, чтобы износу не было.

Мы за камни всегда были спокойны. Камни выдержат. А за людей иногда и побаивались.

И не то, чтобы побаивались из-за жалости к ним. Боже упаси! – какая может быть жалость, если денег даже на «чику» нет. Боялись совсем по другой причине. Люди – не камни. Люди происходят из другого материала. Повороти их спиной к стене, так у них нервы тут же справляют гулянку. Куда им до каменного спокойствия, когда очередь к цели своей – раскрытому окошечку – подбирается, а в одни руки дают только кило того-этого, не больше. Вот если бы рук было не две, а четыре, шесть или восемь, тогда и кило того-этого увеличится до двух или трёх. Простая арифметика, но без сметки с нею не совладать. Руки сами собой не вырастут. Их покупать надо. За наличные. По твердой таксе – пару рук за рубль.

У нас есть руки, но нет лишнего рубля. У очереди есть рубли, но нет лишних рук. И мы поэтому знаем, что рубли перекочуют из очереди в наши руки, а наши руки выгребут из окошечка кило того-этого для очереди.

Мы знаем это и не спешим.. Мы играем в «чику», ставим копейки на кон, лупим биткой в медное их лицо, чтобы, отворотив лицо от ударов, переметнулись они на оборотную сторону. Копейкам наказание – нам выигрыш.

Играем мы в «чику». Азарт – под парами, а глазом косим на очередь – кто там первый на очередь к нам. И вот выдавливается старушенция, платочек в горошек, нос картошкой, платье до земли. Эта, ясное дело, начнет с гривенника и будет торговаться, как на базаре.

Мальчики, – подкатывается к нам старушенция. – Подмогните.

А чего тебе, бабка?

Мне в очередь надо поставить вас, как своих внучат. Это мне зачтётся при выдаче того-этого.

Какая твоя цена, бабка?

А какая цена? Не сочтите за труд, окажите услугу.

Задаром – обращайся к боярам.

Жмется бабка. Деревенская она, не привыкла деньги транжирить.

Я заплачу, – насилует себя старушенция.

Сколько даешь?

Рубь даю на круг, каждому много получится.

Ха-ха, ищи кого подешевле.

И один из нас, самый сноровистый, присаживается на корточки и биткой по куче монет.

Гляди, старая, – говорит нравоучительно. – Разом отоварился на двадцать копеек. В пять минут я тут рубль заколачиваю, а ты рубль на круг. Не пойдёт у нас торговля.

Посрамлена старушенция, раздавлена. Куда ей с грошовым интересом против наших ставок. И топает потихонечку от нас назад, к очереди, и надежду свою худосочную вынашивает как младенца. Ждёт, что опомнимся мы, побежим за ней вслед, не дождётся.

А от очереди к нам уже другая бабенция прётся. При очках и шляпке, с капроном и лодочками. Эта не из деревенской будет сквалыги, из городской интеллигенции. Её надо брать в оборот по-культурному, но с размахом. И вылавливаются из карманов браслетки и кольца, что родом с развалки. И оплетаются передние зубы золотой фольгой. И дымят самые дорогие папиросы в наших, червонного золота, зубах. Не подступись без серьёзных намерений!

И бабенция, ещё до своего первого слова, осознает всё наше величие. И сговаривается с нами уважительно, как на базаре интеллигент с интеллигентом.

Сколько запросите, мальчики?

Догадывается, что вступлений не требуется. И без вступлений понятно, зачем она к нам пожаловала.

По рублю на брата, меньше не берем.

Хорошо, – соглашается бабенция. – Пойдёмте в очередь.

В очередь пойдём, когда очередь будет у окошка, – разъясняем ей ситуацию.

Что вы, мальчики. Нельзя так! Продавщица мигом уличит нас в обмане.

Не уличит. Мы ей деньги за это платим.

А очередь?

Очередь и не пикнет. Не в её интересах против своих кормильцев встревать.

Как же это?

А так, что не только тебя мы обслуживаем.

Пусть будет по-вашему. Только очередь мою не пропустите.

Иди, иди, тетка. Очередь твою не пропустим. Не волнуйся. У нас глаз положен на твою очередь.

И пошла себе бабенция с тихой радостью в груди от свидания с интеллигентными ребятишками. Пошла себе в легких лодочках. Куда до таких лодочек разбитым мужским ботинкам, что как гири сидели на ногах деревенской старушки, мешали стремительно добежать до очереди.

Как поравнялись с ней лодочки, старушенция повернулась вновь к нам, боясь, как бы из-за долгих раздумий не оказаться в проигрыше.

Мальчики, три рубля на круг.

Повысила цену за наши услуги, а сама мелко губами дрожит: как бы не прогадать. Прогадала, старушенция, прогадала. Прёт к нам уже бугай, из тех, кому мешок того-этого нужен. Этот на старушенцию ноль внимания, фунт презрения. И мы тоже. Да что мы, если сами деньги особый взгляд имеют. Всмотритесь, какой взгляд у Ленина на сторублевке. И сравните этот его взгляд с тем, что на четверть менее гордый, на двадцатипятке. То-то и оно! Если сами деньги по-разному смотрят, то как должны люди смотреть на деньги? С разбором. Так и мы, мы ведь тоже люди, даром что пацаны – без разбора не можем, иначе в трубу вылетим из детства. Кто же тогда за нас доживёт до старости?

Подваливает, значит, к нам бугай. И говорит:

Закупаю всю вашу камарилью.

Почём платишь?

Об уплате разговора нет. Каждому по два рубля в зубы и айда со мной.

Прибавь по рублю. И мы берем на себя доставку товара по назначению.

Идёт, – кивает бугай.

Старушенция тут не выдерживает.

Мальчики, поимейте совесть. Я первая на очереди была.

Отвались, старушка, – лыбится бугай. – Мальчики быка уже завалить женилкою могут. А ты им – «мальчики».

Мальчики, – травит свое старушенция. – Я по рублю.

Во Чапай! – радуется жизни бугай. – Порублю! Да что они, деникины дети, чтоб им «порублю»? Ты им полста отвали, чтобы не на семечки, на бутылку хватило. С закусом.

Мальчики, – опять за своё старушенция, и слёзы у нее из глаз на землистое лицо выворачивают, как бусинки с нашей развалки.

Ладно, бабка. Рубль не цена. Но что с тебя взять, кроме смерти. Иди в очередь, будешь у нас на заметке. За бесплатно.

Вот и всё!

Были мы мужички-топотуны.

Шли по жизни, твердо ставя ногу.

 

МУЖИЧОК С НОГОТОК

 

В первом классе я имел неоспоримое преимущество перед всеми соучениками. Да что там, не только первого класса, а всей 67-й мужской семилетней школы города Риги.

Преимущество выражалось в росте. Нет, не в богатырском-великаньем, а как раз наоборот. Я был самым маленьким из всех, и это внезапно вывело меня в звёзды артистического мира, правильнее сказать, на сцену художественной самодеятельности. В роли… Именно в той роли, которая сшита буквально на меня. Причём не каким-то домотканым автором из седьмого класса «б», где в пору первой влюбленности обитали непризнанные поэты Старой Риги. А самым – угадайте! – знаменитым после Пушкина и Лермонтова классиком русской литературы Николаем Некрасовым, чей день рожденья выпадал на 10 декабря, а, значит, просился, чтобы его отметили в новогоднем концерте перед уходом на зимние каникулы.

Каким образом? Наиболее подходящим к случаю – стихотворным монтажом. Голоса низкие, голоса высокие. Но самый-самый – это мой. Почему? Нет, не потому, что он наиболее выразительный. А по очень простой причине: вместе с голосом я выгребался из-за кулис на сцену с санками, дровишками и лошадью. Откуда лошадь? Разумеется, не с ипподрома. А домашнего, так сказать, изготовления, из двух согнутых пополам и сцеплённых в одно целое пацанов, прикрытых сверху картонной оболочкой с характерной мордой крестьянской кобылы. Лошадь я погонял хворостиной, и в ожидании вопроса «Откуда дровишки?» повторял в уме ответ.

Почему в уме? Понятно, чтобы не забыть в нужный момент.

Но почему повторял? Попробую объяснить. В первом классе мы с наскока запоминали стихи. Допустим:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

 Ох, ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Легко и просто. И рифма удобная, вклинивается и не выскальзывает: качается кончается. А вот попытайтесь прозу заучивать наизусть.

То-то!

В семилетнем возрасте, а это было в астрономически далёком 1952 году, в прозе запоминалось разве что: «Молочное мороженое на палочке стоит 45 копеек».

Попробуй с таким запасом доступных мозгам прозаических выражений выучить отклик на пароль: «Откуда дровишки?»

Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

Где в отклике этом рифма? А без рифмы… Не подумайте, что я один мучился из-за нехватки рифмы в стихотворном отрывке. Открою секрет. Все участники поэтического монтажа мучились. В большинстве своём они были переростками, пережившими годы войны в Риге без всякого намёка на учёбу в школе. Образование у них было уличное-начальное, полученное при помощи тумаков, и тоже, когда с применением слов, то обязательно в рифму:

Ты мне, братец, не указ.

Хочешь в рыло или в глаз?

Так что… Да, именно так. Без рифмы, как без сорока пяти копеек на молочное мороженое, кранты!

Понимаю, дотошный исследователь поэтики Николая Некрасова уже гневно затачивает гусиное перо и склоняется над чистым листом бумаги, чтобы выразить своё возмущение: «Как это так? Некрасов и без рифмы?»

С рифмой, с рифмой Некрасов! Это мы, монтажники-высотники, остались без его обольстительной рифмы, вызывающей любовь к поэзии. Просто наши доморощенные режиссёры так по-человечески гуманно распределили текст между участниками концерта, чтобы каждому досталось хоть бы по две строчки.

На первое: «Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел, был сильный мороз».

Где тут рифма?

На второе: «Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз».

И тут рифма не ночевала.

На третье:

«И, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок».

Ну? Что скажете?

А вот и на десерт: «В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!».

Суфлёров у нас не было. Иди на казнь самостоятельно, то бишь запоминай, иначе на междусобойчике получишь в рифму, по-простецки: «Ты мне сказ и я те сказ, а иначе двину раз».

Вот я и зубрил-зубрил. Но самостоятельно никак не получалось. Будь я грамотным в ту пору, хоть прочитал бы всю строфу. Но мы тогда проходили всего лишь букварь, держа в уме мечту, что через полгода начнем читать самостоятельно. Однако концерт не в обозримом будущем, а прямо сейчас.

Вот к моей зубрёжке, чтобы я не упал лицом в грязь, когда в сшитом бабушкой Идой тулупчике из подкладки зимнего пальто, буду везти дровишки по сцене, и подключились мои родичи, родом из дореволюционной Одессы.

Итак… Что мы ищем?

Рифму!

Кто ищет, тот всегда найдёт! Читай, что помнишь, а мы добавим.

В рифму?

А то! Тогда и запомнишь свой текст. Закон природы.

Я и запомнил. И под аплодисменты зрителей вывел на сцену лошадь, упрятанную в картонную упаковку. И, повторяя в уме свой прозаический текст, вошёл в отведённую по сценарию роль деревенского мальчонки.

Откуда дровишки? – послышалось с небес.

Из лесу, вестимо, отец, слышишь, рубит, а я отвожу, без запинки выдал я свою реплику. И замолк.

Но что это? И небеса затихли, будто на них тоже нашла немота.

Наступила, как написали бы театральные критики, гробовая тишина.

А может быть, они написали бы более утонченно – зал окутала артистическая пауза.

Но кто это всё прочтет? И когда?

О боже! Дебют оборачивается провалом! И всё из-за чего? Из-за прозаического текста. Я ведь догадался на первых секундах небесной немоты, что Жорка, который должен был огласить бессмертные строки нашего любимого классика, подумал в самый ответственный момент о мороженом, обещанном всем бесплатно после представления, и выронил из головы обязательную для запоминания фразу:

А что, у отца большая семья?

Вместо этого, будто у него шарики зашли за ролики, повторил свой дурацкий вопрос. Почему дурацкий? Потому что у малыша, если Некрасов называет его не по возрасту мужичком, дважды не надо спрашивать: «Откуда дровишки?» А то он подумает, что его подозревают в воровстве.

Спросил – получай! Из меня автоматически выскочила домашняя заготовка, позволившая выучить назубок положенную по рангу реплику.

Откуда дровишки?

Из лесу, вестимо, отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

И кто ты по званью?

По званью я Фима.

И с кем же ты дружишь?

С Некрасовым нынче дружу!

 

ПО СУЩЕСТВУ

 

Кто мыслит?

Тот, кто существует.

А если не мыслит?

Значит…

Намек был понятен. И он замыслил мыслить. Однако с чего начать, не знал. И решил подобраться к мысли обратным порядком.

Я существую, я существую, – бормотал он под нос, ожидая проблеска мысли.

И дождался. Но совсем не того, на что рассчитывал.

Существуешь? А где же твои мысли? – раздалось в мозгу.

Там, где ты, приятель. Присмотрись – оцени.

Ничего не вижу.

А подумай.

Что ж…

Ну?

Если подумать, то дважды два действительно четыре, а живём мы в трёхмерном мире. Но стоит умножить одно на другое, и получим заветную цифру 12 – равную количеству измерений во Вселенной. А? Не слабо?

Мыслишь!

Значит…

Существуешь!

А ты?

Он посмотрел в зеркало. Но на нем отсвечивал только телевизионный экран с титрами программы «Время не терпит».

 

ЧЁРНАЯ ДЫРА

 

Когда микроскопическая чёрная дыра, созданная искусственно в орденоносном Институте имени Ленина, втянула в себя всех учёных и лаборантов, наступил хаос. Мало-помалу уходили в неизведанное пространство сплошной тьмы и агрегаты научного учреждения, а затем и всё здание.

Наступила полная вакханалия. Но отнюдь не в виде празднества в честь бога вина и виноделия Вакха, хотя количество пьяных прибавлялось в геометрической прогрессии.

На площади не осталось ничего, кроме поваленного на бок бронзового памятника Ленину. Им, как выяснилось вскоре, чёрная дыра и подавилась. Оттого и затихла в своих неумеренных порывах втянуть в себя всё человечество. И потихоньку переваривала проглоченное прежде.

В чём секрет такой спасительной аномалии, никто не мог догадаться, кроме пожилого человека неопределенного возраста, пытающегося на глазах у редких прохожих, притом шатающихся от чрезмерного волнения или излишка алкоголя в теле, приподнять памятник, чтобы восстановить историческую справедливость места и времени.

Но усилия эти были безуспешны, тем более, что его отвлекли от малопроизводительного занятия.

В чём дело? – спросили у старика, показав красную книжку с золотым тиснением «Дознавательные органы».

В провидении.

Вы хотите сказать – «привидении»?

Не учите меня русскому языку! Именно в провидении.

А без философии?

Дело как раз в философии. В знаменитой ленинской работе «Шаг вперед, два шага назад» 1904 года.

Причём здесь памятник?

Памятник – живой пример. Шаг первый – вошёл в заглот. Шаг второй – зубы у черной дыры раскрошил о своё материальное тело, шаг третий – выскользнул из глотки чёрного зверя. И пожалуйста – наше дело правое, враг будет разбит!

Но это уже Сталин!

Разве Сталин не учился у Ленина?

Пример?

Будет вам и пример. Шаг навстречу Гитлеру, и нате вам: после Договора о ненападении Освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию.

А два шага назад?

Не без этого. Один до Москвы, второй до Сталинграда. Чего не сделаешь ради верности ленинскому учению!

Но победа осталась за нами!

Опять учите русскому языку? Правильнее следует говорить, если поминаете Сталина: «Победа будет за нами». Потому что сейчас мы должны освоить и переосмыслить опыт памятника Ленину и научиться передвигаться по его завету: «Шаг вперед, два шага назад». Научимся и выскользнём из чрева вражеской гадины.

Пожалуй, мы и согласимся так ходить, по-научному. А народ?

Забыли? Народ у нас ходит в ногу с партией своей!

Нет у нас теперь в наличии такой партии, чтобы ходить с нею всему народу в ногу.

Есть такая партия! Она сейчас как раз делает под меня два шага назад.

Ну и ну! Откуда вы взялись такой, господин хороший?

Откуда, откуда! По усам не видно? Из черной дыры! Шаг туда – время, вперед! Два шага наружу – время, назад! И вот как новенький.

Да вы никак…

Как! Как!

Ой! И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить!

 

УБИЙСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС

 

Профессиональный киллер решил на досуге написать роман. О чём? Разумеется, о своей кровавой работе. Но в насилии над бумагой не преуспел.

Однако, убив на корню своё литературное детище, признаться себе в этом не посмел. Так, впрочем, и при следственном эксперименте на месте преступления поступал, утверждая, что невинную голову меч не сечёт.

При этом, глядя на вымаранные листы бумаги, с горечью сознавал: непредумышленное убийство чести киллеру не добавит. Но в любом случае от трупа следует избавиться.

Каким образом? Самым простым: послал рукопись в издательство «Литпроцесс», полагаясь на убийственный ответ: «Ваше произведение отправлено в мусорную корзину». Это давало возможность стряхнуть с совести грешок молодости, получить алиби и вместе с ним реальное доказательство гибели романа от рук неведомого сотрудника издательства.

Почта есть почта. Если ей доверил что-то для передачи по конкретному адресу, то наберись терпения и жди: что-то получишь в ответ.

Киллеру терпения не занимать. Обучен дожидаться появления цели, не подозревающей, что она уже без пяти минут жертва. Но, надо признаться, себя видеть в лице потенциальной жертвы он был неспособен.

И что?

Да поворотись лицом к зеркалу, сынок! Видишь?

Вижу!

А что видишь?

Ни словом сказать, ни пером описать!

И всё же… Читатель ждёт.

Книгу свою вижу.

Мёртвую?

Поправка! Убитую при рождении!

Объёмистая?

Весомая.

Ну, так забивай ею гвозди в стенку!

Сначала надо заплатить за публикацию. Обещают издать только в том разе, если наперёд заплачу.

Соблазн забивать книгой гвозди в стену в наличии. Но денег – издержался на ресторанах – в наличии не было.

Что делать? Искать заказ!

Обратился к своему криминальному боссу.

Не подкинешь ли случаем пацана, коего грохнуть нужно по срочняку?

Колышется один на примете.

Чем знаменит?

Мастер лохотрона.

Адрес?

На!

Выстрел за мной!

И выстрелил, не отходя, так сказать, от кассы.

Деньги положил в карман, а потом в банк, на счёт активного по раскрутке авторов «Литпроцесса».

Пуля в цель. Цель в жертву. И в результате ни книг, ни денег.

Оказывается, по требованию трудящихся, они же работники умственного труда, в свободное время покоряющие высоты Парнаса, стрелял он в того самого литературного агента, именующего себя издательством «Литпроцесс».

Вот такая ужасная история. Каков вывод? А это уже решать судье. Вдруг смилуется и выдаст послабуху. Что ни говори, а смягчающее обстоятельство незримо присутствует. Книгу спас от смерти. Умерла бы при рождении, это ясно и фраеру, а так… всё так, и никаких следов рукописи.

Мусорная корзина всю бумажную макулатуру, как правило, отдает на вечное хранение огню.

 

ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ В ЗАГС

 

Охламон Гундосин пришёл с работы пьяным. Это бы ничего, но душа не отпускала – горела и требовала залива до кондиции. Кондиция находилась за горизонтом, а вот домашний буфет в нормальной досягаемости, в четырех шагах от смерти из-за перегрева организма.

Шаг вперёд, два назад, и рывок на последний-решительный – двойной, стало быть, под олимпийский норматив.

Есть! Цель достигнута.

Открыл Охламон дверцу, а из шкафчика выскочило нечто несусветное: то ли дочь белой горячки, то ли внучка Бабы Яги. Но глазки подведены, губки накрашены, и косички в алых бантах!

Бррр! И не такое, честно сказать, может привидеться во хмелю.

Но… В том и заковыка: какой к черту хмель, когда у мелкой заразы в руках бутылка коньяка? Та самая, что ни есть запасная, хранимая на крайний случай опохмелки, когда либо морда в кустах, либо на грудь принять не за страх, а на совесть.

Именно совесть. У него совесть, это Охламону и без сыскарей понятно: всё своё носит с собой. А неё, у этой стервы? Да кто она такая, чтобы среди белого дня, в предтелевизионное время с выборами-перевыборами, таскать из буфета заначку?

Я гном, – представилась незнакомка и подмигнула, будто уже пила с Охламоном на брудершафт.

А по-русски? Ты ведь красна-девица, а я никак не голубой.

Зови меня гномиха.

Ух ты! – Охламон потянулся к бутылке. Но шаг вперёд, два назад, и упустил между ног мелкую пакостницу.

Догоняй, красавец! – и миниатюрные ножки топ-топ, туда-туда, где кончается паркет, начинается дверь, а за ней лестница.

Врёшь, не уйдёшь! – вспомнилось Охламону из давнего фильма, видимо, о любви. И он бросился в погоню. Куда? Понятно, не в кабак. Вниз по лестнице, а затем и в подвал, откуда доносился шум, похожий на тарарам и несусветный гомон.

«Шабаш – не шабаш, но точняк ведьмины проделки», – подумалось в уме. Но тотчас из ума он и вышел, так как различил в центре подвала боксерский ринг, а на нём судью-информатора, провозглашающего стихи – да-да, и опять да – стихи.

Хошь – не хошь, а послушаешь. Стихи ведь, а стихи внимания требуют. К тому же, как догадался Охламон, выйдя из ума и приблизившись к глашатаю, стихи обращены лично к нему. Из уважения к его скромной личности, должно быть.

 

Чтобы сразиться с девушкой-гномом,

Я приглашаю в здешние хоромы.

Даёшь нам бой в наилегчайшем весе.

И пусть для всех у нас не хватит кресел,

Не вижу в том беды. Подумаешь, заминка.

И стоя можно поболеть у ринга

И аплодировать под мощные удары.

При этом надо вам заметить, не задаром.

У нас на случай припасён коньяк

Для тех, кто, скажем, выпить не дурак.

Есть дураки в приличном этом зале?

Ни одного? Спасибо, что сказали!

Тогда… Гонг-гонг! И не играем в прятки,

А в бой идём без страха и оглядки.

Кто победит, тому законный приз.

Какой? О, нет! Ведь это наш сюрприз.

 

Не успел Охламон опомниться, как оказался на ринге, и на него посыпались удары наглой гномихи. Она лупила парня почём зря, без малейшего страха, что он в два раз выше, и без оглядки на бутылку коньяка, выставленную на судейском столике, рядом с гонгом.

Охламон защищался, прикрывая лицо руками. Но после того, как наглая боксёрша нанесла ему антигуманный удар ниже пояса, взвыл от боли, сделал шаг вперёд, два назад, а на третьем, изловчившись, поразил девицу в самое сердце. Она упала на серый тент, раскинув ноги и высунув язык якобы от удушья. Но Охламону с пьяных глаз почудилось, что от удовольствия.

И вот парадокс: пьяные глаза не подвели. Это и выяснилось ровно через десять секунд, когда понадобилось предъявить ликующему подвалу победу нокаутом. И вручить Охламону, под распитие звёзданутого коньяка, главный приз-сюрприз.

Оказывается, победитель получает проигравшую претендентку на чемпионскую мантию в виде жены, а победительнице посрамлённый противник отдается в значении мужа. И никто в результате жестокого поединка не пребывает в роли пострадавшей стороны.

Как так – никто? А Охламон? Впрочем, он вышел из ума ещё до начала схватки за право, как выяснилось теперь, первой ночи.

Так что… Так-так, всё так, и никак иначе. На этой земле живём, не на Марсе каком, потустороннем.

 

ПРИЁМНАЯ САМОВЛАСТИЯ

 

Болторез Клюкин любил перемещаться во времени. Но время, как оказывается, не любит, чтобы через него что-то перемещалось.

Попробуйте выпить раствор английской соли и определитесь, наподобие времени: приятно ли, когда в тебе Нечто перемещается.

А?

К тому же, если приглядеться к этому Нечто, сразу видно – не золото.

Но время, как известно из советской литературы, не властно над человеком. Вот Болторез Клюкин и перемещался. Туда-сюда-обратно. То к дикарям заглянет в каменный век, посидит с ними у костра, поест отбивную из мамонта. А затем, чтобы отбить неприятный вкус во рту и запить отбивную свежим вином, урожая 17-го века, смотается во Францию, в бар-ресторан мушкетёров. И все бы ничего, пей – гуляй – веселись! Но надумал Болторез Клюкин прояснить ситуацию с дедушкой Федотом. Сгинул дедушка в далеком 1937-м году. Сразу после того, как выдвинул идею о создании в Москве института самовластия, заимствованной, кстати, из статьи Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?» Смысл статьи прост: любой гражданин, от сохи ли он, от станка или кузнечного молота, имеет возможность подняться по лестницам политических наук в руководство страны. Главное, быть сознательным, и учиться не на двойки.

В более доступной форме направление ленинской мысли выразил товарищ Маяковский в своей поэме «Владимир Ильич Ленин»:

 

Дорожка скатертью!

Мы и кухарку

каждую

выучим

управлять государством!

 

Понятно: не с лица ведь кухарки водку пить, пусть на досуге управляет государством. А как? Да так! Впрочем, научную базу этому явлению, оно же начинание, подвёл Федот Клюкин и отправился в Кремль за назначением в большие начальники.

Что показательно, институт самовластия был действительно создан. Во всяком случае, на бумаге: вывеска такая появилась на одном из московских зданий. Но чтобы под этой вывеской проводился набор студентов, об этом история умолчала. Как и о судьбе основателя столь необходимого для безграмотного населения учебного учреждения.

Что ж, история сродни времени, тоже движется в одну сторону: оттуда – сюда. Не то, что человек, в особенности, если он Болторез Клюкин. Надо – скакнёт к дикарям, надо – рванёт к мушкетёрам. Чего уж проще махнуть в 1937 год? Взял, да и махнул – детская забава! Махнул и огляделся: где тут институт самовластия?

Да вот он, в двух шагах. И вывеска на месте: ИНСТИТУТ САМОВЛАСТИЯ.

Тут-тук в дверь!

Не заперто?

Входите.

Пропуск не нужен?

Не нужен! Входите уже поскорей. А то сквозняк у нас, простудитесь.

И вошёл, так и не прочитав вывеску до конца. А ведь малыми буквами…

Впрочем, смотрите сами:

Приёмная института Самовластия.

Вход есть. Выхода нет.

 

ДЕЛО БЫЛО В ДУРИЛОВО

 

Село Дурилово. Пьяные мужики. Одна баба, да и та залётная. Случайно заехала по объезжей на старенькой иномарке.

Где тут продмаг?

А деньги?

Деньги при мне.

Это хорошо, девка-мата, что деньги при кармане. А продмага всё равно нема.

Как же вы живете?

На подножьем.

Угостите?

А выпить?

Выпить со мной, в бардачке.

Поискали – нашли, и, понятно, не траву оросили, а выпили, чтобы не пропадать товару.

Закусывать будем? – спросила баба.

Мы на подножьем.

Подскажите предметно, через хлеб-соль с маслом и колбасой.

Да поимей глаза, девка-мата! Смотри под ноги, там щавель растет.

Но им не насытишься.

Можно подумать, с твоего пойла напьёшься.

Это же виски, родом из Англии.

Виски для киски, а нам что покрепче. Мы родом из Дурилово.

Другого питья в наличии нет.

На «нет» и ответ: ни в одном глазу.

А у меня что-то в глазах двоится.

Так сколько же нас стало, на твой пригляд?

Пятеро.

Почему всего пятерик, когда три на два – шесть?

Наверное, один из нас у тебя не двоится. Тот, что с первовзгляду по душе пришёлся, любый, значит. Кто бы это?

Я, – сказал верховод: борода, усы, лоб на три пальца шириной.

Годи, это я любый! – сказал другой: глаз-алмаз, из литого стекла с голубой поволокой в зрачке.

Не гоните волну, пусть сама определит, – сказал третий, в тельнике, подпоясанном берестяной лентой. – С физии похожа на мою жену-покойницу. Может, по этой причины я и есть любый.

И схлопотал по роже.

Провел ладонью по скуле, будто проверяя давно ли брился? И – хрясть в королевскую масть, то бишь верховоду в рыло.

Тут и пошло. Тут и поехало. Кутерьма.  Куча-мала. Крики, хрипы, зубовный скрежет.

А отошли от напряжения, посмотрели по сторонам: где тут баба, у которой двоится в глазах? И никого не увидели. Так и остались в неведении: или уехала… Или что? Но не уехала – точняк. Почему? Да потому, что иномарка по-прежнему там и стоит, где стояла. Куда же баба подевалась?

Улетела на небо? Однако не ангел же она, право, если ездит по просёлочной дороге с походной флягой виски. И вдруг их осенило, заодно и поняли: она святой дух. Не уметнулась – не убежала, а просто взяла и вселилась в кого-то из них. Но в кого? Наверное, в того, кто не двоился в глазах ее. А кто это?

Я, – сказал верховод.

Годи, шалапут! Не примай на себя то, что положено мне!

И получил в зубы.

Тут и пошло. Тут и поехало. Кутерьма.  Куча-мала. Крики, хрипы, зубовный скрежет.

 

ЛОТЕРЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ

 

Нью-Йорк, Нью-Йорк – кругом огни, а на душе пасмурно.

Он вошел в будку телефона-автомата. Но не успел захлопнуть за собой дверь, как раздался звонок. Машинально снял трубку.

Алло!

Это ты? – послышался приятный по тембру женский голос.

Да, это я. Но кто вам нужен?

Ты, именно ты, мой единственный.

Не понимаю.

И не надо. Но войди в моё положение. Мне срочно нужна сексуальная разрядка.

Причём здесь я?

Разве ты не мужчина?

Мужчина.

К тому же эмигрант, как я понимаю.

Русский акцент даже водкой не вытравишь.

Не забывай, мы в Нью-Йорке. А здесь предпочтительней…

Виски?

Угадал на все сто!

И что с этого?

Поднимайся ко мне в отель и узнаешь. Номер, не забудь по дороге, 0013.

Не понимаю, почему я?

И не понимай. Это как лотерея: на кого попадет звонок.

Получается, ваш выбор – чистая случайность.

Всё в этой жизни – случайность. Главное, жить. Ты хочешь жить?

Конечно, хочу.

Ну, так живи со мной. У тебя выигрышный билет.

Вы клоунесса?

Я миллионерша. И это достаточно смешно. Так как деньги мне достались по наследству, а я неутешная вдова, и не знаю, что с ними делать. А ты знаешь?

Разумеется, Я банковский клерк.

Чудесно, тогда всё образуется. А то я помышляла завещать их первому встречному. Даже чек уже написала на предъявителя.

О какой сумме идет речь?

23 миллиона долларов. Так что поднимайтесь, подумаем вместе о верном вложении денег.

Он и поднялся по указанному адресу, в номер 0013.

Открыл дверь. Вошёл. На тумбочке у кровати приметил чек.

«Не обманула, – подумал, вертя чек перед глазами. – 23 миллиона. А где же она?»

Я в душевой, – донеслось из-за стенки.

Следом за тем раздался выстрел и – протяжный стон.

Он вбежал в душевую, приподнял обнаженную женщину, вынув из безвольной руки пистолет. И отнёс на кровать.

Оставалось одно: позвонить в регистратуру, чтобы вызвали полицейских для расследования внезапного самоубийства. Но звать никого не пришлось. Полицейские явились сами. И тут же заинтересовались чеком на предъявителя.

Ваш?

И надели наручники, освободив от пистолета.

 

ТЕНЬ ИСТИНЫ

 

На склоне холма в убогой пещере, прикрытой густым кустарником, сидел незнакомец и тихо напевал:

Приди весна, верни лицо и одари любовью.

Бертолетовые брызги огня пробежали по пещере, опалили незнакомца, и он мигом превратился в «знакомца», но не полностью узнаваемого. Имя? Фамилия? Должность? Впрочем, должность тут ни причём. А вот паспортные позывные личности не помешали бы. Парадокс, смысл видимого неясен, но настойчивое ощущение, что издавна знаком с пещерным обитателем, не отпускало.

Кто ты?

Ты.

Я? Но ведь…

Нет…

Отчего же?

Любовь ушла. Утром ты не проснулся.