Смердяковы от истории

Смердяковы от истории

В предыдущей публикации, приуроченной к 800-летию со дня рождения Александра Невского (см. № 2, 2021), я упомянул об участившихся нападках на святого благоверного князя, замешанных на цветущем ныне евробесии и русофобии. С учетом современной обстановки в мире стоит задержаться на этой теме подробнее.

Обстановка действительно не очень праздничная. И дело не только в пандемии коронавируса, но и в каком-то общем расстройстве в мире. В Америке выбрали президентом старого человека с угасающими когнитивными способностями. Это тот Байден, который раздавал печенки на киевском майдане вместе с Викторией Нуланд майданутым националистам. Он же фактически поощряет «негритянское восстание» в США, детонатором для которого послужила случайная гибель наркомана и грабителя при задержании полицией. Как результат забурлила страна. Демократическое и перепуганное белое население Америки заставили целовать ноги черным, требующим не равенства и работы, но привилегий и незаработанных денег. Разгром магазинов и ресторанов, а за ним и штурм Капитолия еще больше обострили ситуацию, и как всегда виновата оказалась «рука Москвы», влиявшая на выборы и мешавшая жить американцам. Русофобская истерия носит уже параноидальный характер.

Нечто похожее произошло и в Европе. Волны эмигрантов принесли с собой в сытые и благополучные страны общественное расстройство. И опять же – крики о «русской угрозе», мешающей жить.

Пароксизм русофобии отозвался извержением целенаправленных фейков, малограмотных диванных «исследований», псевдоисторических домыслов. Интернет накрыла лавина материалов, развенчивающих что-то важное для русского сердца. Одни вдруг стали писать, что великий русский полководец А.В. Суворов вовсе не талантливый военачальник, а просто ужасный крепостник и каратель. Каких-то серьезных доказательств в подтверждение сказанного не приводится. Спросите себя, где и когда Суворов выступал карателем?! Когда гонял спесивых польских панов – угнетателей украинского и белорусского народов? Вроде бы не очень кругло получается. Наоборот, кроме побед воинских надо бы похвалить Суворова за спасение Варшавы от разрушения при взятии предместья польской столицы Праги, умилиться неожиданному результату его победы над незадачливым польским маршалком Огинским. Ведь именно убежав от Суворова в Италию, Огинский и написал чудесный полонез. Или, может быть, Суворов был карателем в Итальянском походе? Но ведь он воевал не с итальянцами, а освобождал Италию от французов, то есть был освободителем, а не карателем. Или, может быть, он был карателем в Швейцарском походе? Но и в Швейцарии русские войска воевали с французами при поддержке местного населений, а потому он был опять же освободителем, а не карателем. Вспоминают обычно о подавлении восстания Пугачева. Однако известно, что Пугачев был разбит, захвачен в плен и посажен в клетку Михельсоном до приезда Суворова.

Русофобы заключают, что Суворов-де мешал установлению новых форм жизни, которые несли с собой французы. Мысль специально обычно оставляется без расшифровки, потому что она несет с собой ложь и ругательство. Что ж, вот 1812 год – французы в Москве, и Москва сожжена и разграблена. Видимо, это новая жизнь? Русские в Париже. Париж цветет и танцует и требует у русского императора двойную плату, и император платит. Какое скучное и неприличное сравнение для наших «европейцев»! Новая жизнь? Нет, Европа и в этом случае, как писал наш великий философ К. Леонтьев, есть «идеал и орудие всемирного разрушения». Неслучайно Наполеон и Гитлер для нас, русских, связаны просто со счетом: с Наполеоном была первая Отечественная война, а с Гитлером – Вторая Отечественная.

Сегодня же, как известно, в Прибалтике духовные потомки и обожатели Гитлера и «европейцы» устраивают шествия. Их там всячески пытаются оправдать и обелить. И кто встает на этот «европейский» путь, тот достаточно быстро приходит к оправданию воинствующих бандитов и разрушению жизни. Посмотрите на Украину: высокоразвитая страна, города-миллионники с высокотехнологичными заводами, образованием, медициной и производством. Начали воспевать Бандеру, пособников Гитлера, националистов, дивизию СС «Галичина». Демонстративно сожгли людей в Одессе под телевизионными камерами. Видели все, что жгут людей бандеровцы, спокойно наблюдает за этим глава полиции-милиции, молодые сволочи готовят бутылки с зажигательной смесью, стреляет сотник Микола по людям. Прошло семь лет! Не дрогнуло сердце у наших и ненаших «европейцев». Они и Америка этого не заметили, это ведь не Навальный!

Цинизм и лицемерие – типичная общая европейско-американская позиция. К слову, когда-то пытался понять защиту Европой и Америкой далай-ламы, которого не пускали в Тибет китайские власти. Ведь далай-лама – апостол ненасилия. Стал разбираться. Оказалось, что далай-лама не просто хочет вернуться в Тибет, но требует «вернуть все как было». А как было? Было рабовладение. Вот случай. Раба послали с поручением. Он не успевал назад, заночевал в чужом имении. За это хозяин чужого имения отрубил ему кисть руки. Раб прибежал к хозяину. За опоздание хозяин отрубил ему вторую кисть руки. Его крики и ужас ситуации не обеспокоили далай-ламу, не тронули всех «европейцев» и американцев. Они продолжали осуждать Китай.

На Украине видим подобное. С благословения и подзуживания заокеанских кукловодов сегодня она идет единственно верным «демократическим» путем и уже добилась на этом пути ошеломительных успехов: живет иностранной гуманитарной помощью и подачками МВФ (не бескорыстными, разумеется), стала низкоразвитой страной. Производство разрушено, высокие технологии утеряны, здравоохранение в руинах, десять миллионов из сорока с небольшим разбежались по разным странам, и… как и ожидалось, в бедах виноваты русские и русский язык. Вместо великой мировой литературы теперь дети будут изучать этнографические опусы. Булгаков – нежелательный «имперский» писатель, Гоголя переводят с русского языка на украинский с исправлением его «идеологических ошибок», а фильм «Тарас Бульба» «дискредитирует украинскую национальную идею».

Домашних же наших «европейцев» стал очень раздражать Александр Невский. А уж после 2008 года, когда его имя согласно всенародному голосованию стало именем России, начался просто обвал нападок на великого князя. Вот, например, Нестеренко А.Н., преподаватель одного из московских вузов. В интернете выставлены его книги и список публикаций. Почти все публикации посвящены развенчанию Невского. Его сочинения достаточно детально разбирали историки Ю.В. Кривошеев и Р.А. Соколов и показывали путаницу и удивительную небрежность и несостоятельность сочинений «разоблачителя». Они же хорошо демонстрировали и удивительную необоснованность главных заключений «европействующего» автора. Вот наиболее объемная книга Нестеренко А.Н. «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище». Пишет он, например о том, что возможность служить богу на своем языке послужила причиной того, что русские при выборе между православием и католицизмом предпочли православие. Думаешь при этом: но ведь Владимиру равноапостольному, окрестившему Русь, выбор пришлось делать между иудейской верой, мусульманской и христианской, а в это время не было еще деления на католиков и православных. Это деление произошло в 1054 году, а крещение Руси было в 988-м. И… ничего! Можно уточнить всю эту историю с языком богослужения. В 863 году монахи Кирилл и Мефодий после перевода богослужебных книг на славянский язык прибыли в Моравию. Их проповедь на славянском языке имела успех. Однако немецкое католическое духовенство из-за языка обвинило их в ереси. Их вызвали в Рим. Римский папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и богослужения. Иными словами, в то время католикам не запрещалось вести богослужение на русском языке. И поэтому русский выбор был обусловлен не выбором языка богослужения, а неприятием Запада. Автор продолжает без тени смущения повторять фразу «любой, знающий хоть немного историю, согласится…», а далее – что-нибудь неожиданное и ни с чем не сообразное. Ведь писал об истории христианства в Прибалтике патриарх Алексий, однако он, по мнению Нестеренко, видимо, не знает ничего об этой теме. Писал Л.Н. Гумилев, говорил о евразийской сути России, говорил, что Россия служит мостом между Востоком и Западом, писал, что Киплинг неправ, утверждая, что Восток и Запад никогда не сойдутся. По мнению Нестеренко, Гумилев не знает истории. Впрочем, как и масса русских и советских историков, писавших о Прибалтике. В книге Нестеренко много бросающихся в глаза противоречий. Так, он пишет о епископе Томасе, который своей алчной жестокостью вызвал восстание местного населения. Аборигены, по мнению автора, были нехороши, ибо они поступали жестоко с пришедшими захватчиками. Но ведь аборигены у себя дома, а Томас и иже с ним явились на их землю с мечом и со своими порядками. Осуждения епископа Томаса, да и вообще католических проповедников, в книге нет. Более того, подчеркивается, что они имели целью проповедь христианства, и только. Диву даешься. Ведь сам пишет о том, что Римский папа выдал специальный документ об амнистии преступникам, которые примут участие в крестовом походе в Прибалтику. Амнистия за преступления дается преступникам. По мнению же Нестеренко, эти крестоносцы не были преступниками, а были мирными христианизаторами. Сам пишет о том, что епископ Бартольд погиб в битве с оружием в руках, однако тут же пишет, что насилия не было. Да ведь епископ не должен вообще брать в руки оружия?!

Русские, по мнению автора, просто ленивы, а потому и не занимались проповедью христианства. Русских в положительном ключе автор старается не вспоминать. Идет ли речь о Дерпте, автор пишет, что его основали немцы. Как же, скажет читатель, его основали русские под названием Юрьев! Автор этого не замечает. Датчане у него основывают Ревель-Таллин. Да ведь это русская Колывань, скажете вы. Автор об этом ни полслова. Там же, где приходится говорить о чем-то русском, то обязательно, мягко говоря, в критическом ключе. Так, Нестеренко пишет, что Невской битвы не было вообще, что она придумана. Это, мол, видно из того, что в летописи говорится о воине Савве, который в этой битве срубил столб, на котором держался шатер вражеского предводителя, а падение шатра вызвало смятение в рядах неприятеля. «Где это вы видели в боевых донесениях (летопись основана на боевых донесениях. – Н. Б.) рассказы о каких-то шатрах?» – пишет скептический автор. Да ведь непредубежденному читателю как раз очевидно, что подобная важная деталь – сродни захвату в ходе сражения вражеского боевого знамени – слишком яркий факт, чтобы быть вымыслом, что она как раз свидетельствует о реальности подвига Саввы.

В конце концов начинаешь понимать, кто такой Нестеренко. Он классический русофоб дурного пошиба. Вот был когда-то граф Астольф де Кюстин. Великая французская революция лишила его всего, он бежал с родины, его пожалели и пригрели на Руси. Он же написал книгу о России, в которой вместо благодарности облил грязью все русское. Этот классик русофобии был француз. Достоевский же описал тип русского русофоба в романе «Братья Карамазовы». Это весьма гнусный персонаж – лакей Смердяков, который мечтал, чтобы умная нация (французы) победила бы глупую нацию (русских), – невольно приходит на ум всякий раз при ознакомлениями с псевдоисторическими сочинениями «обличителей» Александра Невского.

Повторюсь для ясности. Александр – князь, и поэтому его готовили к власти и политике. Мог ли князь не знать о падении Царьграда?! В 1204 году состоялся четвертый крестовый поход. Однако освободители Гроба Господня не добрались до Палестины. По наущению венецианского дожа Дандоло они захватили Царьград-Константинополь и далее не пошли. Вместо Византии появилась Латинская империя, а Византия сократилась до Никейской державы. Вновь Византия возродилась в 1261 году. Это означает, что вся жизнь Александра Ярославича прошла под впечатлением падения Византии и проявленной хищнической сути Европы. Крестоносцы разграбили Царьград. Дожу Дандоло привезли квадригу коней, и кони стоят и сегодня на площади Святого Марка в Венеции. Смешно и бесстыдно квадрига коней стала символом Венеции. Но в основном бандиты и грабители старались переплавить золотые и серебряные статуэтки в слитки. Ведь они занимают меньше места, а тогда их можно вывезти побольше. В 1453 году Константинополь захватили мусульмане во главе с султаном Мехмедом-завоевателем. Он шел по городу и плакал слезами восхищения от красоты города. Он приказал грабителям вернуть все на место. Крестоносцы не были Мехмедом-султаном, они не плакали от восхищения, они грабили и убивали. Вот это понимание европейца как грабителя, разрушителя и убийцы было дано Александру Невскому. Соответственно он к ним и относился.

Внешне Александр Ярославич был хорош собой. Очень большого роста – не меньше 2 метров. Были попытки изобразить его маленьким, но они, кроме мелочного злопыхательства, ничем не были обоснованы. Я уже об этом писал: подсчитал по косвенным данным, и в первую очередь по погребальной раке, что Александр был не меньше 2 метров ростом. В отличие от полуграмотных европейцев Ярославич, впрочем, как и все новгородцы того времени, был начитан. За внешностью следил – внешний облик князя есть лицо государства. И русские люди в большинстве своем, особенно знать, по сравнению с европейцами выглядели куда более утонченными, образованными и воспитанными. Вспомните Анну Ярославну, королеву Франции, на славянском евангелии которой и потом много лет короновались правители Франции. Тогда как ее супруг, король Франции, как известно, был неграмотным. А ведь это была едва ли не самая развитая страна Европы. Посмотрите для сравнения на другую европейскую страну того времени – на Англию. После завоевания Британии Вильгельмом Завоевателем почти 300 лет на английском говорили только низы общества на улице, а верхи общества Британии говорили на французско-нормандском диалекте. Литературные произведения на английском появятся только во второй половине XIV века. И это можно сравнивать с тем, что на Руси была массовая грамотность (о чем свидетельствуют находки берестяных грамот уже в 10 русских городах), существовала литература. Хочу напомнить то, что блестяще показал наш великий философ Н.С.Трубецкой в своей работе «Европа и Евразия», – для возвеличивания Европы того времени нет никаких рациональных, логических оснований, а поэтому слова холуя Смердякова об «умных» и «глупых» нациях принципиально не отличаются от вышеприведенных якобы «ученых» сочинений русофобов.

Боец и полководец, князь лично участвовал в битвах. Был стратегом и тактиком, умевшим рассчитать ход сражения и соответственно расставить войска. Неслучайно у него нет проигранных сражений. Он хорошо понимал опасность европейской экспансии. Об этой опасности писал даже влюбленный в грязную Европу Нестеренко. По его словам, прибалтийским народам был один путь – становиться католиками. Иначе они должны были умереть. Те, кто не хотел становиться католиками, были перебиты. Например, пруссы. Эта ужасная альтернатива почему-то кажется нормальной для подобных Нестеренко «Смердяковых-историков»: становись католиком или умирай. Между тем стоит помнить, что историческая Россия объединяла людей разных религий и верований. В ней жили не только православные, но и католики и протестанты. Жили мусульмане, иудеи, буддисты и язычники. Их никто не принуждал бросать веру предков.

Князь Александр вел себя по-русски, то есть не принуждал местные прибалтийские племена к смене религии, однако Православной церковью он был объявлен благоверным и канонизирован сразу после кончины за его православную жизнь. И проявлялось это в первую очередь в политике, то есть главной сфере деятельности Александра Ярославича. У него не было колебаний в сторону Запада. Там попытались искать спасения галицкие князья – и где теперь Галиция и что от нее осталось? Князь Александр помнил, что европейский путь ведет к смерти, грабежу, подчинению католическим политикам.

И дело здесь не в том, что европейский и русский путь – два разных, но равноценных пути, это не просто различные оценки ситуации. Нет, истина одна. Неслучайно «разоблачающий» великого князя Нестеренко пишет о чем угодно, но не печалится о пруссах, и того больше – о поляках. Пруссы, по мнению европейски лакействующего автора, – дикари, которые не приняли европейского пути, католицизма, «цивилизации», а поэтому и погибли. И сегодня такого народа нет. Осталось лишь географическое название Пруссия.

Нет, дело тут не в различных точках зрения как отражения многообразия жизни. Почему Нестеренко не вспоминает о Польше? Она очень неудобна для его построений, поскольку показывает ложность его посылок. Драка в Прибалтике шла не за католицизм, а за большие доходы от балтийской торговли. Польша была серьезным конкурентом для западных агрессоров. Ведь неслучайно польский Гданьск стал немецким Данцигом. С Польшей нельзя было прикрыться желанием распространять католицизм, ведь Польша уже была католической. А когда западноевропейское купеческое объединение Ганза окрепло, то и Польша оказалась меж двух огней – с Запада и Востока. Ей пришлось выдержать тяжелую борьбу с немецко-рыцарской экспансией. Напомню, кстати, что остановить германскую агрессию удалось лишь в 1410 году в битве при Грюнвальде, в которой, по описанию польских летописцев, «только русские оказались достойны звания истинных рыцарей». Как известно, три русских полка участвовали в битве на польской стороне, и именно они выдержали первый и самый тяжелый удар рыцарской конницы. Иными словами, в этом противостоянии Польшу спасла не католическая вера, а поддержка русского народа, избравшего свой, неевропейский путь.

Невредно отметить и то, что попытка жить по европейским лекалам была предпринята Россией в 90-х годах XX века. Недоброй памяти министр иностранных дел Козырев старательно выполнял указания Европы и США. Россия не только теряла выгодные контракты, но теряла и территории. Сегодня этот человек живет в США. С ним однажды встречался бывший президент США Никсон. Он о Козыреве отозвался однозначно презрительно – назвал «слизняком». Слизняков и смердяковых великий князь Александр видел и презирал. И западные болтуны-соблазнители не могли на него подействовать. Именно этим и определялась непримиримая позиция Александра Невского во взаимоотношениях с Западом.

Сложнее было с Востоком. Империя Чингизидов была невероятно сильна. Попытки говорить с ними с позиции силы были просто опасны. Напомню: восстания, поднятые братом Александра Андреем, привели лишь к тому, что после жуткого Батыева нашествия Русь в 1252 году перенесла еще одно нашествие татаро-монголов – Неврюеву рать. Великому Александру удалось подружиться с чингизидами, договориться о том, что русские не будут нести «налог крови», то есть не будут поставлять в татарские войска своих людей, участвовать в их походах. Затем Александру удалось добиться и того, что налоги будут собирать не татарские баскаки, а сами князья, и при этом ему удавалось каждый раз договариваться о снижении ставок налога. Все это позволяло Руси ожить и начать строить новую жизнь и при татарах. При Александре Невском больше татарских нашествий на Русь не было. А вот потом, к сожалению, была еще и Дюденева рать в 1293 году, еще одно нашествие, когда Невского не стало.

Исключительно тяжелое бремя власти Александр в это время нес с честью, не обрушиваясь с репрессиями на соплеменников. Александра Ярославича никто не может обвинять в плохом отношении к своему народу, к соотечественникам. Тяжелейшая ноша и сгубила нашего героя. Возвращаясь из Каракорума, из ханской ставки, Александр заболел. Заболел он в Нижнем Новгороде и слег. Его удалось чуть подлечить, и он отправился дальше. Однако в Городце в монастыре он слег окончательно и умер. Было ли это последствием отравления или результатом болезни, сегодня не знает никто. Митрополит Кирилл вышел к людям и сказал: «Закатилось солнце земли Русской!» Померкло солнце, но и взошло, и с тех пор светит из тьмы веков для всей России. И не затмят его жиденькие облачка нападок нынешних смердяковых от истории.