Стихотворения
Стихотворения
ПУСТЫЕ СТУЛЬЯ
«Эта пьеса была поставлена на сцене вовсе не для театралов, а для тех, кто, к сожалению, не может прийти».
Питер Шнайдер, «Перебежчик», 1983.
Нельсон Гаррет был слишком романтичен для промоутера.
Он был уверен, что, если как следует поскрести Америку,
собрать настоящих, помотанных жизнью ветеранов блюза
и привезти их в Англию, это будет лучшее в его жизни шоу.
Нельсон даже затеял было горделивую автобиографию,
но, допив скотч, бросил дело на первой же странице.
В самом деле, ничего нет убийственнее, чем писать о рядах
пустых стульев, места на которых так никто и не купил.
Да, это был легендарный, лучший в истории концерт -
для тех, кто, «к сожалению, не смог сегодня прийти».
Первым на сцену вышел Слепой Том Паркс.
он не видел никакой разницы, для кого играть,
он вообще ничего не видел - так что ему было плевать,
слушает ли кто-то его медленный, как поезд, рассказ
о детстве возле железнодорожной станции в Техасе.
Он лупил толстыми сморщенными пальцами
по засаленным многолетними жалобами струнам,
и его хриплый голос тоже казался каким-то
дрожащим, медно-никелевым, потемневшим,
каким только и может быть голос афроамериканца.
Гарри Эдвардс-младший всегда выглядел так,
словно он оказался здесь случайно и точно не помнит как.
Гарри дёргал струны старого потасканного контрабаса,
глядя, как казалось, лишь на свои лакированные ботинки,
в которых он выходил на сцену уже почти двадцать лет.
Когда-то он купил их на последние деньги к свадьбе,
но Люси передумала и после Дня Благодарения
вышла замуж за бакалейщика из Мемфиса, Теннесси.
Сейчас у них большой бизнес и уже шестеро детей -
действительно, какой прок от бедняка-музыканта?
Двадцатилетний Лу Хорн был немного ослеплён
прожектором, щедро бьющим по маленькой сцене,
он не видел пустого зала, и это ему не мешало,
как не мешало и отсутствие пяти-шести передних зубов -
может, как раз поэтому он так мастерски и владел
своей видавшей виды губной гармоникой C-dur.
Лу был счастлив выступать на одной сцене с легендами,
и он верил, что, если он будет хорошим мальчиком,
его пригласит на сцену сам мистер Джон Ли Хукер,
а Ку-клукс-клан и Вьетнам - это так далеко, так невозможно,
пока длится эта импровизация… Играй, мальчик, играй!
Мамаша Салли Донован, полная, с сильными руками,
огромной грудью, так и не вскормившей ни одного ребёнка,
стала ещё прекраснее, ещё сильнее, когда запела
о жарком солнце Луизианы, о лошадях и мужчинах,
о хлопковом поле, о старых пароходах и об угле, который
рубил в шахте её любимый, пока не погиб под завалом.
Салли так и не вышла замуж, да и какой в этом смысл,
если всё было сказано в одной-единственной песне,
но у каждого чёрного джентльмена у барной стойки
всегда оставался шанс на жаркую южную ночь.
Последним запел хромой проповедник Папаша Морган,
он опирался на палку, но ещё больше его поддерживала вера.
Он пел странные вещи о том, как слепые ведут голых,
о том, как неохотно горит в огне человеческое тело,
о французском враче, который якобы переправлял в Штаты
скрывавшиеся от гестапо еврейские семьи.
Документы двадцати восьми пропавших без вести человек
были найдены криминальной полицией в подвале,
рядом с самодельным крематорием и остатками тел.
Доктора, хвала Господу, задержали после войны,
и самое ужасное, что есть в фашизме - это то, что он заразен,
он оставляет на чумном больном печать Сатаны
и подчиняет его своим нечеловеческим законам…
У Папаши Моргана были вообще странные проповеди.
Он был одним из тех, кто выжил при высадке в Нормандии,
война закончилась для него в Париже, когда осколок гранаты
чуть не вырвал ему ногу - но всё же не вырвал,
спасибо Господу Всеблагому и Всем Святым.
В зрительном зале был только один человек.
Его никто не знал, и он сам не был ни с кем знаком.
Этот человек не был ценителем настоящего, корневого блюза -
просто он знал толк в мимолётной, исчезающей музыке,
которая случайно приходит в мир и безвозвратно стихает,
унося с собой живущих в ней людей - молодых и старых,
с их историями и страданиями, несбывшимися надеждами,
радостями, победами и последней колоссальной неудачей.
Этот человек работал по контракту младшим инженером
в филиале известной звукозаписывающей компании,
он знал, что магнитная лента победит время,
и просто, как умел, делал свою любимую работу.
Через несколько лет, когда Слепой Том Паркс допоёт свою песню,
ботинки Гарри Эдвардса-младшего сгниют на свалке,
Молодой Лу Хорн исчезнет без вести в дельте Меконга,
Мамаша Салли наконец соединится со своим любимым,
а Папаша Морган навсегда забудет ужасы войны,
те, кто, «к сожалению, не смог сегодня прийти»,
тихо и вежливо войдут по одиночке в зрительный зал,
чтобы занять соскучившиеся по ним места,
и наградят навсегда ушедшее время ускользающими,
рассыпающимися в горсти аплодисментами.
ПРОСТЫЕ РУССКИЕ СОБАКИ
Первыми в космосе побывали собаки.
Первыми в космосе побывали русские собаки.
Дезик и Цыган - обычные хулиганы из Астрахани,
простые парни рабоче-крестьянского происхождения,
не имевшие породистых родственников за границей
и уж тем более не вступавшие в контакт с резидентами
иностранных разведывательных спецслужб.
Русские собаки устроены надёжнее русских людей,
Русские собаки предсказуемы, послушно подчиняются приказу
и, кстати, абсолютно не пьют. Ну и не курят, конечно.
Ни один русский человек не годится даже на подстилку
простой русской собаке.
Я смотрю на Дмитрия Рогозина и понимаю,
что в нашей стране ничего не бывает просто так.
Толстый, хитрый, бессовестный русский чиновник
беззастенчиво смеётся в морду простой русской собаке.
Коррупция и заговор - другого объяснения не может быть,
что верных, благородных, бесстрашных русских собак,
жертвующих своей жизнью ради родины русских собак,
больше никогда не пошлют в наш русский космос.
К счастью, собачьи боги не просто так глодают свои кости.
К счастью, час возмездия приближается на глазах.
Неблагодарная человеческая псевдо-цивилизация
стремительно стареет, деградирует и вымирает.
В некоторых районах Сибири и Дальнего востока
русские собаки уже получают руководящие посты,
бесстрашно крепят оборону нашей бескрайней державы,
хранят традиционные ценности великих предков,
изгоняют правозащитников и иностранных агентов,
обеспечивают явку на выборах самой стабильной партии,
гарантируя нам и дальше достойную собачью жизнь.
Верую, Господи, не пройдёт и ста пятидесяти лет,
как сто пятьдесят миллионов, отживших своё
деградировавших и разложившихся русских, исчезнут,
чтобы на их место пришло сто пятьдесят миллионов
морально безупречных, патриотически воспитанных
русских собак, первыми покоривших космос.
Аминь.
ЧТО СКАЗАЛ БАХУ БОГ
Я люблю приходить в капеллу святого Иосифа,
чтобы вести бесконечную воображаемую беседу
с теми, с кем мне уже никогда не поговорить иначе.
Я готов часами вспоминать их лица, глаза,
искать убедительные доводы, формулировки,
подбирать звук и ритм, созвучные сердцу,
выплёскивать дыхание на бумагу,
самонадеянно называть это стихами
или письмом, которое я никогда не отправлю -
но вместо этого сижу часами один в дальнем углу,
и мне ничего не нужно.
Иногда над головой звучат нестройные звуки органа -
музыканты репетируют, не замечая меня.
Я не обращаю внимания на ошибки -
на службе музыка будет безукоризненной,
как невеста на брачной вечере.
Тихий шёпот мелодии приглашает
закрыть глаза и довериться волнам звука…
Ангелы говорили на этом языке с моими предками,
и он не поменялся, поменялись только народы -
каждый из них понимает по-своему
то, что сказал Богу Бах.
С музыкой приходят и слова.
Их всегда очень много, я стараюсь успеть,
чтобы они не забылись и не исказились.
Только потом я начинаю угадывать
смысл этих многозначительных посланий,
которые невозможно получить
в иной, более понятной форме.
Это происходит со мной не в первый раз:
когда свет падает на дорогу, становится видно,
что ты не прошёл по ней и половины -
а это значит, что пора возвращаться
в дальний угол капеллы святого Иосифа.
Ангелы приготовили продолжение писем,
которые я никогда не отправлю.
Деревянный свод капеллы напоминает корабль,
и каждый раз прекрасные белые паруса
уносят меня куда-то далеко в небо,
вдаль от моих молчаливых собеседников.
Как хорошо, что я пригодился для этого,
что сердце моё полно наивности и простоты,
что Земля осталась так далеко за бортом,
в другом измерении, в другой галактике…
Как хорошо, что я стал немного ближе к тому,
что сказал Баху Бог.
БАБУШКА НА БАСУ
Группа называлась «Лето вдвоём»:
Уля на укулеле, Стас на установке, Виталя на гитаре,
а на басу - Бусинова Василиса Павловна!
Пятидесяти двух лет от роду! С трофейным Рикенбакером!
Все удивлялись, где эти дети откопали бабушку на басу,
а семнадцатилетняя Уля, которая сочинила все песни
и была лидером группы, заносчиво отвечала:
«Я сама её нашла, и не завидуйте, что у вас такой нет!»
У Василисы не было мужа, давно выросли дети,
а задница по-прежнему требовала приключений.
Короче, как-то в мае она нацепила фенек по локоть,
сшила по выкройкам фольклорное красное платье,
украсила бисером некрашеную льняную рубаху,
выбрала для волос настолько огненный рыжий цвет,
чтоб и слепой обернулся, не говоря уже о зрячих,
после чего отважно отправилась за хлебом,
надеясь сразу за дверью подъезда сбиться с дороги
и уехать автостопом куда-нибудь в Тарту.
Уля и Стас сидели на лавочке слишком громко -
у них уже было название группы, а музыкантов не было.
«Укулеле? Ударные! Дети, да куда ж вы без баса?», -
уверенно заявила им странная немолодая соседка,
а затем вынесла на лавочку свой Рикенбакер.
Четырёхструнный ветеран девяностых вызвал восторг!
Нежнейшие прикосновения девичьих пальчиков
совершенно не соотносились с техникой игры,
о чём вам злорадно скажет любой басист.
«Я хочу его!», - горячо прошептала Уля и облизала губки,
чуть не спровоцировав приступ ревности Стаса.
Бабушку приняли в группу безоговорочно.
Виталя - тот, что на гитаре - взялся хрен знает откуда
и сразу же вызвал обострённый интерес Василисы,
потому что знал ноты хотя бы по названиям.
С гитарой он чувствовал себя нереально крутым
и мечтал, чтобы об этом однажды узнала Маша,
которая пока ещё этого почему-то не знала.
Василиса весело орала на репетициях заклинания:
«Играешь квинтами - разрешай с доминанты,
У тебя во втором такте малая секунда в диссонансе!».
Виталя мужественно искал на грифе ноту «ми»,
но нужно было уже играть следующие ноты.
Василиса хохотала и хлопала ладонями по струнам,
Отчего Рикенбакер гудел и хохотал тоже.
Первый концерт отыграли в подростковом клубе.
Человек двадцать ребятни из Улиной школы,
примерно столько же неформалов постарше -
все как один пришли полюбопытствовать на Василису,
и она, разметав огненную причёску, лупила по струнам так,
словно во всей Вселенной остались в живых лишь она,
её дорогой Рикенбакер и несравненное шило в заднице,
которое, наверное, не вытащить уже никогда.
Мужчины лет тридцати-сорока передавали друг другу пиво,
бесились у сцены, жгли зажигалки, кричали «Ещё!»,
концерт никак не кончался, песни пелись дважды и трижды…
В тот вечер исполнились все сокровеннейшие желания.
Уля впервые почувствовала себя богиней инди-сцены
и разрешила Стасу носить её на руках хоть всю жизнь,
Маша поверила, что Виталя крутой, что он сам научился
так виртуозно разрешать в доминанту, играя на квинтах.
В Василисе никто не разглядел пятьдесят два года,
да ей с этой рыжей копной и сорок нельзя было дать,
а когда немного набравшийся Миша по прозвищу Джим
вдруг крепко обнял её, бесцеремонно отстранив Рикенбакер,
она хоть и подумала, что он дурак, но ответила на поцелуй,
а потом, закрыв глаза, слушала где-то за кадром
неистовые, дикие аплодисменты - конечно, в свой адрес
и чувствовала, как она хороша, как её хочет мужчина,
и не было слаще триумфа ни на одном её выступлении -
ни в восемнадцать, ни в двадцать, ни в тридцать пять…
С той поры минуло немало - недели две или три.
Группа «Лето вдвоём» собирается сыграть ещё -
конечно же, со своей уникальной бабушкой на басу,
правда, я точно не вспомню где и во сколько,
но вы посмотрите в соцсетях сами и приходите,
Василиса любит тёмное пиво. Купите ей кружку,
и она позволит потрогать свой трофейный Рикенбакер,
а может быть, познакомит с Мишей по прозвищу Джим,
если не слишком увлечется очередным поцелуем.