Возвращение «Зимней вишни»

Возвращение «Зимней вишни»

В 1985 году ленинградский режиссер Игорь Масленников снял фильм «Зимняя вишня» — лирическую историю об одиноких женщинах, о любви, о расставаниях с любимыми. Фильм стал культовым. Ведь тема адьюльтера, внебрачной любви в той реальности, в СССР, была практически не раскрыта, и режиссер Масленников оказался первым, кто рассказал об этом так проникновенно и сочувственно. «Зимняя вишня» была обречена на успех, тем более что в главных ролях снялись такие замечательные актеры, как Виталий Соломин и Елена Сафонова. И остальной актерский состав был звездным: Нина Русланова, Лариса Удовиченко, Ивар Калнынш, Александр Леньков…

Позже выходили продолжения, каждое из которых в точности соответствовало породившей его эпохе. Сейчас, тридцать лет спустя, режиссер готовится к съемкам «Зимней вишни — 4».

В мае этого года мне посчастливилось побывать в гостях у Игоря Федоровича. Я обратилась к нему с просьбой возглавить жюри конкурса «Лучший молодежный сценарий в Год Кино», организованного нами при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Игорь Федорович согласился. А потом мы поговорили о его творческих планах.

Вот что рассказал нам режиссер.

«В прошлом году стали раздаваться звонки — то с одного телеканала, то с другого. Меня спрашивали о планах, связанных с тридцатилетием выхода «Зимней вишни». И я задумался, стал вспоминать…

Восемьдесят пятый год, советское время. Выходит первая «Зимняя вишня», снятая по сценарию Владимира Валуцкого. Что я видел вокруг себя? Много одиноких женщин с детьми. Мужчин, которые ничего не делали, получали какие-то гроши, да еще продуктовые наборы. Бесконечные адьюльтеры… Вот это — первая «вишня».

Через пять лет вышел второй фильм. Сценарий опять написал Валуцкий. Этот фильм был снят уже в совершенно другой стране. Горбачевский развал и разброд, наша героиня с ребенком из всей этой разрухи уезжает за границу.

Проходит еще пять лет. Девяносто пятый год. Мы с Володей делаем третью «вишню». Страна снова другая, идет лихая капитализация. Кто-то окопался за границей и покупает там особняки…

С тех пор прошло двадцать с лишним лет — и страна уже опять совершенно новая! Все хлынуло назад в Россию. Володя Валуцкий умер. И Виталий Соломин умер. Но дети живы. Тогдашним детям сейчас по тридцать лет. Женщины тоже все живы…

Я понял, что дозрел до съемок новой «Зимней вишни». Кого пригласить писать сценарий? Может, Юрия Клепикова? Замечательный сценарист, но он может писать только свое.

Я решил сам написать сценарий. Ведь я знаю все про всех: кто живет во Франции, кто — в Америке, у кого кто родился… И я написал сценарий. Сначала — к кинофильму, но потом подумал, что кинофильмы сейчас никому не нужны. А телевидение сейчас сами знаете, какое…

Я сделал сценарий четырехсерийного фильма. В каждой серии — такие пазлы-вставки из прежних фильмов. Хорошо, что героини (точнее, актрисы) все живы. Вот Лена Сафонова, она живет сейчас во Франции. Вот Ирочка Мирошниченко, Володя Долинский. Его дочь будет играть в моем фильме… Дети-актеры, естественно, поменяются. Выросшие дети — это будут актеры из хороших театров. Сын Елены Сафоновой сыграет эпизодическую роль. Он в Париже окончил актерскую школу, говорит на трех языках — на французском, английском и итальянском, но, к сожалению, ни бум-бум по-русски. Я ему придумал в своем фильме роль француза-ветеринара.

Вот проект, который я обязательно должен сделать в 2016 году. Несмотря ни на что.

Я дам вам свой сценарий. Мне хотелось бы, чтобы был опубликован отрывок из него, чтобы идея моего будущего фильма прозвучала как можно громче. Ведь без поддержки трудно будет осуществить задуманное».

В этом выпуске мы предлагаем нашим читателям отрывок из сценария будущего фильма Игоря Федоровича Масленникова «Зимняя вишня — 4». Хочется верить, что фильм выйдет. Ведь миллионы почитателей «Зимней вишни» с интересом и волнением ждут продолжения. Надеемся, что заинтересуется уже и молодое поколение, поскольку речь идет о выросших и состоявшихся детях героев, с интересными судьбами и суперсовременными профессиями.