Женщина — это приглашение к счастью
Женщина — это приглашение к счастью
Женщина – это приглашение к счастью.
Ш. Бодлер
Есть глубокое наблюдение: женщина мала в малом и велика в большом. Малое – это рутина обыденной жизни, несовершенство человеческой природы, слабости пола. Большое – материнский инстинкт, неуничтожимая потребность любви, готовность к самопожертвованию. Наконец, искусство сохранить мир и согласие в доме. И здесь женщина не имеет себе равных. Редкий мужчина способен на долгое терпеливое самоотречение. Только женщина может стать нашей спасительницей, оберегом от бед и напастей. И потому будем благодарны ей за все, что она делает для нашего благополучия.
Время очищает образ женщины от всего суетного, преходящего и высвечивает главное, то, что составляет дар ее души: милосердие, преданность, готовность нести свою долю стойко и безжалобно.
Возвышенное представление о женщине свойственно всем художникам и поэтам. И в этом проявляется благородство мужчины, его готовность защитить и поддержать женщину в реальных испытаниях.
Вот, что писал В. Брюсов – вождь русского символизма – в конце XIX века:
Женщине
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток.
В его листах безумен каждый миг.
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!
Интересно знать, чтò думали о женщине наши предки в начале нынешней цивилизации, какие качества ценили в них и что порицали. Афоризмы Древнего мира способны приоткрыть эту тайну.
До XVII века до н. э.
◊ Женщина сияет – весь дом сияет, женщина мрачна – весь дом погружен во мрак.
◊ Истинная красота женщины – в кротости ее характера, а прелесть ее – в кротости ее речей.
◊ Как нет пользы от колец в ушах дикого осла, нет пользы от женщины с важной осанкою, если она лукава в словах своих, лишена мудрости, словоохотлива и многоречива.
◊ Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в душу человека.
◊ Хорошая жена трудится на тебя как слуга; дает советы, как советник; прекрасна как богиня красоты; спокойна и вынослива как земля; кормит тебя, как мать, и услаждает тебя как гетера. Хорошая жена – шесть лиц в одном.
◊ Нельзя остановить пения безумца, лепета ребенка и слов женщины.
От XII века до н. э.
◊ Женщину украшает молчание.
Гомер
◊ В дом свой супругу вводи,
Как в возраст придешь подходящий.
До 30 не спеши, но и за 30 долго не медли…
Все огляди хорошо, чтоб не на смех
Соседям жениться.
Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете…
Гесиод
VII век до н. э.
◊ Огонь, женщина и море – три бедствия.
Эзоп
◊ С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать и другого мужчину.
Эзоп
◊ В супружеской жизни жена – твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить.
Эзоп
◊ На вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, Анахарсис ответил: «Язык».
Анахарсис
◊ С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое – знак глупости, второе – бешенства.
Клеобул из Линда
◊ Прежде всего прочего удерживай язык свой.
Пифагор
VI век до н. э.
◊ Любовь, если можно любовью назвать
Безумной похоти женской власть,
Опасней чудовищ, страшнее бури.
Эсхил
◊ Страшен брак по принуждению.
Эсхил
V век до н. э.
◊ У многих язык опережает мысль.
Исократ
◊ Страсть – приманка зла.
Платон
◊ Основа всякой мудрости есть терпение.
Платон
◊ Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей в житейских отношениях, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.
Платон
◊ Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.
Геродот
◊ Сколько звезд на небе, столько обманов таит женское сердце.
Гиппократ
◊ Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу.
Фукидид
◊ Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
Сократ
◊ На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ ответил: «Того, у кого честный образ мыслей и острый ум».
IV век до н. э.
◊ Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью.
Аристотель
◊ Добрая жена в доме как муравей, а злая жена как дырявая бочка.
Менандр
◊ Женские ссоры выжигают весь дом.
Менандр
◊ Не красота всякой женщины – золото, но ум и молчание.
Менандр
◊ Корень учения горек, а плоды его сладки.
Аристотель
◊ Взаимная любовь скрепляется детьми.
Менандр
◊ Гляди на женские нравы, но не подражай им.
Менандр
◊ Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков язык той женщины, которую ты выбрал в жены. Языкастая жена – это сущий ад.
Менандр
III–II век до н. э.
◊ Жить с женой – дело нелегкое, но жить без нее вообще невозможно.
Катон Старший
◊ Недостатки подруги ускользают от влюбленного.
Гораций
I век до н. э.
◊ Слова женщины легче падающих листьев, которые воды и ветер несут куда им угодно.
Овидий
◊ Женщина либо любит, либо ненавидит; третьего нет.
Сир Публий
◊ Хорошая жена повелевает мужем, подчиняясь ему.
Сир Публий
◊ Все побеждает любовь, покоримся и мы ее власти.
Вергилий
◊ Чем больше счастье, тем меньше следует ему доверяться.
Ливий Тит
◊ Живи, помня, как коротка жизнь.
Гораций
Данная подборка – лишь отдельные примеры житейской мудрости, оставленной нашими предками для будущих поколений. Каждый афоризм таит в себе обобщение, является примером образного и точного выражения сути. Пройти равнодушно мимо этих откровений нельзя. Невольно восхищаешься проницательностью и емкостью мысли.
Суждения древних философов показывают, что они совпадают с тем, что отмечено и в афоризмах XIX и XX веков. Особенности природы и характера женщины не изменились. 4 тысячи лет развития – слишком короткий срок для того, чтобы повлиять на то, что отшлифовывалось сотнями тысячелетий.
Мысли древних остаются школой мудрости и для современников XXI века. Они учат культуре жизненного поведения, выдержке в конфликтных ситуациях, трезвости в оценке происходящего. В них отражен нравственный кодекс того времени, четкое понимание границ дозволенного и запретного, достойного и предосудительного. Суждения о женщинах свидетельствуют о высокой оценке их роли в жизни, значения в семье и в доме. Одновременно они открывают сложность и противоречивость их природы, способность переходить от преданности к измене, от открытости к коварству. Мужчины принимают это как реальность и укрощают строптивый нрав женщин словом и действием. И, конечно, самым убедительным аргументом во всех конфликтах является любовь. «Любовь можно снискать лаской, а не силой» (Сир Публий).