Книга философской лирики «на фоне огромной страны»
Книга философской лирики «на фоне огромной страны»
Сами же поэты двадцатого века предпочитают компоновать «путь» задним числом, вкладывая в расположение стихов определённую концепцию, захватившую их в момент составления книги.
И. Роднянская
Поэзия Г. Б. Кудрявской подготовлена всей жизнью автора, но сложилась на переходе от XX к XXI веку. Это лирика «промежутка», стыка не просто веков, а тысячелетий. Каким же культурным веянием живёт эта её лирика «промежутка»? В поэзии рубежа веков прорисовалась очень важная тенденция, о которой поэтом сказано: «Мир изменился вокруг: он стал объёмнее во времени и пространстве. Я вдруг ощутила, что живу в вечности, я просто её почувствовала»1.
Как уже не раз отмечалось, это книга философской лирики. Ей свойственна смысловая сгущённость, когда каждая черта, впечатление повторяет очертания мироздания. Покоряет свобода переходов от глубоко личного к всеобщему, поэт легко осваивает огромные «расстояния», когда своя судьба и судьбы других людей рисуются на плоскости общего удела обитателей пространства Родины, под углом зрения нашей непростой истории.
Г. Кудрявская не озабочена темой отдельного существования, она голос своего времени, но в ней живут все времена, она словно вслушивается в воздух истории. Поэт принадлежит к поколению рождённых перед войной и переживших военное горе ребёнком, только помня, но не вполне осознавая его меру. Именно этот опыт памяти даёт силу радоваться простым и самым необходимым вещам: солнцу, реке, хлебу, дому, деревьям, играм, друзьям и близким. Но из этих детских лет пришло подчас горестное переживание печали общей судьбы народа. Недаром названия её предыдущих сборников стихов («Терпение», «Печаль моя, заступница», «И только эхо вдалеке») акцентируют это родство и единство со всеми. Композиция книги «С творцом связующая нить» разворачивается от всеобщего («Предстояние») через переживание разнообразия судеб и природных времен («Чужая жизнь…», «От весны до осени чистый свет») к мудрому личному прозрению («Любить вольна…»).
Вечные экзистенциальные темы жизни и смерти, добра и зла, любви и покаяния в первом разделе предстают через призму исторической судьбы России XX века, и увидены они глазами ребёнка, дочери, матери, просто верующей мирянки. Все мы предстоим перед Богом со своими делами, грехами, потерями. Есть в книге Г. Б. Кудрявской своеобразный шедевр – «День поминовения»2, в этой увиденной в храме сценке, как в капле воды, отразилась судьба народа, его трагедия и самостояние. Есть в книге и вечная тема предназначения поэта в цикле «Слово»:
Стихи мои – моя молитва Богу,
Такую Он определил дорогу –
Искать слова, всем голосам внимая,
И находить, из сердца вынимая,
Чтобы кому-то помнились они,
Как светлые и сладостные дни.
Чтоб кто-то ими, как водой, умылся,
Чтоб кто-то с ними, как с родными, сжился,
Чтобы кого-то на крутом пути
Они смогли утешить и спасти3.
В книге Г. Б. Кудрявской читатель встретится с пленительной свободой мудрого прикосновения к миру, здесь нет погони за показной новизной авангардных приёмов, но есть непредсказуемость духовного поиска поэта и мужественное преодоление вечной российской неустроенности светом понимания и милосердия. Двадцатый век с его бесприютностью создал тему Дома, своих корней, истоков, особенно пронзительно она звучит и у Кудрявской в широком диапазоне от детских воспоминаний о родительском доме до чувства нашей ответственности за мироздание.
Найти свой Дом –
Его Святой объём,
Где прошлое картинами живыми
Впечатано навеки в Божье имя,
Где льётся песня вешняя скворца,
Где длится жизнь без края и конца.
И наблюдать в пространстве временном,
Как дом земной втекает в Вечный Дом4.
Поэзия Г. Б. Кудрявской по-настоящему современна: на рубеже веков на смену драмы отдельного существования на первый план вышла забота о всеобщем спасении от духовной гибели и от тотального саморазрушения. Этой насущнейшей заботой рождена и доминанта книги – восстановление «с творцом связующей нити». Несмотря на извечный трагизм бытия, поэт создаёт единое смысловое поле, сопрягающее красоту родной природы, личное настроение и исторические воспоминания, в котором постоянно ощущается незримое присутствие Создателя. Динамика целостного развития в книге идёт от всеобщего к личностному, внутреннему добыванию света душевного. Стихи эти дарят надежду на преодоление зла и достижение совершенства любви к людям, к природе, к миру.
В остатке дней – осадок бытия,
И тонет где-то в нём душа моя.
Не выпадай, душа, не пропадай,
Цени земной, под Божьим небом, рай,
Люби любую жизнь, что рядом есть,
Быть может, в этом – вся Благая Весть5.
В крови автора книги словно растворены многие пласты, интонации поэтической культуры XX века, но и мысли, лексика и метафоричность – всё здесь своё, неповторимое, обогащённое мастерством естественного наследования традиций духовной поэзии. Радует читателя умелое использование укрупнённой детали, паузы, фрагмента, афористически точного высказывания.
Перепутье перепутали с путём,
Так всю жизнь на перепутье и живём6.
Сейчас в современной поэзии России произошла смена ориентиров, акцент перенесён на неявное действие подспудных сущностных сил бытия, а судьба и спасение мироздания зависят от внутренней работы духа каждого, от обретения главного смысла жизни, даруемого с Божьей помощью.
Редко кому из православных поэтов удаётся успешно решить чрезвычайно трудное для христианина противоречие между благодарной хвалой жизни и трудом покаяния и нравственного самосозидания в стремлении соответствовать образу Божию. Автору книги «С творцом связующая нить» это удалось. Везде при чтении стихов Кудрявской мы неназойливо постигаем «внутреннего человека», удивляясь и радуясь неожиданности этого доброго и светлого взгляда.
Ищет душу живая душа,
Унижая себя и греша,
Одинокого горя страшась,
Ищет душу живая душа,
А находит – житейскую грязь,
От которой отмыться потом
Удаётся с великим трудом.
А потом?.. А потом… чуть дыша,
Ищет душу живая душа7.
Книга Г. Б. Кудрявской помогает читателю пройти этот собственный путь поисков смысла и обрести любовь и свет, позволяющий вслед за поэтом с напряжённой надеждой всматриваться в будущее. Эта лирическая струя от вселенской отзывчивости зоркого сердца поэта к мудрой избирательности в выборе верных духовных опор жизни в полной мере осуществилась в книге избранной лирики Г. Б. Кудрявской. Спасибо за это автору! Омское литературное сообщество может справедливо гордиться этой бесспорной удачей своего поэта, когда предчувствие и память в философско-художественном синтезе намечают дорогу в будущее.
1 Кудрявская Г. Б. С творцом связующая нить. Книга избранной лирики / Г. Кудрявская; сопровожд. ст. М. С. Штерн. Омск: Изд-во «Полиграфист», 2018. С. 8.
2 Кудрявская Г. Б. С творцом связующая нить. Книга избранной лирики. С. 13–14.
3 Там же. С. 20.
4 Там же. С. 39.
5 Кудрявская Г. Б. С творцом связующая нить. Книга избранной лирики. С. 81.
6 Там же. С. 71.
7 Там же. С. 22.